Главная / За углом истории / КАРЛ ШПИЦВЕГ.

КАРЛ ШПИЦВЕГ.

КАРЛ ШПИЦВЕГ. Рубеж XVIII-XIX веков в Европе ознаменовался закатом эпохи Просвещения. Философия Просвещения вела поиск совершенных форм политического и социального устройства, которые должны

Рубеж XVIII-XIX веков в Европе ознаменовался закатом эпохи Просвещения.
Философия Просвещения вела поиск совершенных форм политического и социального устройства, которые должны были обеспечить свободное развитие общества. Однако, жизнь отдельного человека не была приоритетной ценностью и легко приносилась в жертву решению масштабных общественных задач.

Романтизм — в пику Просвещению — возвел в абсолют личную свободу, гражданскую независимость и неповторимую индивидуальность каждого человека, а прозе жизни противопоставил царство духа. Великая французская революция и наполеоновские войны с их огромными потрясениями стали идеальной средой для развития и укрепления нового художественного направления.

Колыбелью романтизма считается Германия, где новое художественное направление оформилось в 1790-х годах. Новые идеи оказались понятны простому человеку, поэтому романтизм быстро распространился в разных европейских странах. В каждой из них романтизм приобрел ярко выраженное национальное своеобразие, обусловленное пристальным вниманием романтиков к историческому прошлому народа.

О Карле Шпицвеге (1808 1885) принято говорить как о ярком представителе жанра бидермейер (бидермайер). Это направление характерно для немецкой, австрийской живописи середины XIX века. Стиль получил свое название по псевдониму «Готлиб Бидермейер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Айхродт, и под которым печатал в журналах эпиграммы. Слово Bieder переводится как «простодушный, обывательский». В целом псевдоним означает «простодушный господин Майер»

Основная черта бидермейера идеализм. В живописи преобладают бытовые сценки, а в других жанрах картины носят камерный характер. Живопись стремится найти черты идиллической привлекательности в мире маленького человека.

«Воскресный охотник» (1845)
Подслеповатый и уже полнеющий бюргер вышел на охоту. Розовые сапоги и зонтик на всякий случай это юмор Шпицвега, а обед, бережно упакованный супругой, и початая (он же не пьяница) бутылочка вина это не шутки, но обязательный компонент всякого выхода на природу. Перед нами Пьер Безухов, рискнувший выйти на медведя.

«Охотник на бабочек» (1840)
Точно так же и любитель бабочек, офигевший энтомолог, как его назвали острословы, вышел в лес, тропический лес. У ловца бабочек взметнулись брови и застыли в неподвижности руки с обязательным зонтиком кабинетного натуралиста и с сачком, размеры которого никак не соответствуют ни размерам бабочек, ни их породе. Карл Шпицвег гиперболизирует.

«Читающий газету в саду» (1847)
А вот тоже своего рода любитель. Даже можно сказать и охотник Шпицвег показывает нам простительную слабость всех мужчин. Показывает то, что женщины всегда чувствуют спиной.

«Книжный червь» (1850)
Седовласый почтенный старец, уткнувшийся в фолиант, чтобы сравнить написанное с тем, что есть в другой книге, той самой, что в правой руке и той же самой, которая противоречит книге, зажатой между ног. О-о, он припас для них всех решительный аргумент! Книжку под мышкой! Карл Шпицвег, конечно, иронизирует.

«Друг кактуса» (1856)
Чиновник, пришедший со службы в столь поздний час, здоровается с кактусом. «Гутен абенд, многоуважаемый кактус» говорит чиновник и вежливо, словно боясь обидеть цветок своим вниманием, принимается его разглядывать. У чиновника нет жены, и навстречу не бегут с возгласами радости двенадцатилетняя дочка за руку с младшим братиком Господин чиновник одинок. Шпицвег грустит.

«Бедный поэт» (1839)
Вечному поэту служба не нужна. Шпицвег поселил этого эгоцентрика на чердаке. Ночной колпак ему вместо цилиндра, а кровать вместо двуколки и непонятно, чем занимается взрослый ребёнок то ли считает рифму, то ли давит клопа.

Ну а себя господин Шпицвег постарался изобразить во вполне серьёзной манере.

Его отец был богатым мюнхенским торговцем. Карл, средний сын в семье, по воле отца сначала стал помощником аптекаря, а после окончания Мюнхенского университета — дипломированным провизором.
С детства он увлеченно рисовал, копировал картины старых мастеров и мог бы всю жизнь проработать в аптеке, оформляя упаковки и витрины.

Но в 25 лет Карл твердо решил оставить профессию aптекаря, обещавшую прочное положение, и стать свободным художником.Но в Мюнхенской академии художеств Шпицвега сочли слишком взрослым для студента. Пришлось становиться самоучкой.
Первое время полотна художника Карла Шпицвега зрители не жаловали особым вниманием. Все кардинально изменилось, когда закончилась Парижская всемирная выставка в 1867 году. Бюро переводов опубликовало прекрасные отзывы о картинах. Живописец стал широко известен.

Слава художника быстро росла и наконец перешагнула пределы Германии. Картины Шпицвега покупали жители Вены, Парижа, Праги, Нью-Йорка. Среди заказчиков были император Фердинанд Австрийский и императрица Елизавета.
В 18301860-е годы он много путешествовал, побывал во многих городах Германии, Швейцарии, был в Париже, Лондоне, Антверпене, Вене. Изучение классической живописи в крупных европейских музеях обогатило его впечатлениями. С середины 1850-х годов он жил и работал в Мюнхене и Берлине.

Однако в родном Мюнхене Шпицвега не очень любили. Только в 60 лет он, наконец, получил звание почетного члена Мюнхенской академии художеств.
В 1869 г. Шпицвега ожидал шумный успех на Международной выставке в Мюнхене среди прославленных европейских мастеров живописи Гюстава Курбе, Камиля Коро, Шарля Добиньи, Теодора Руссо, Франсуа Милле, Эжена Изабе.

А по-настоящему художника признали на родине только через два десятка лет после смерти. Этому очень помогла выставка в Берлине, посвященная 100-летию со дня его рождения. Она произвела сенсацию оказалось, что вся Германия давно знает и любит Шпицвега.

После этого мюнхенские собрания живописи стали охотно приобретать его картины. Шло время, и наивные истории из жизни мюнхенских чудаков завоевывали мир. Во многих странах сейчас саму Германию представляют именно по уютным картинам Шпицвега.

Картины Шпицвега отличались умением подметить комическое в жизни, умением видеть и показывать смешное. Именно так он писал жителей городков в смешном виде, но всегда с сердечностью и добрым к ним отношением. Шпицвег типичный и наиболее известный представитель стиля бидермейер в искусстве.

КАРЛ ШПИЦВЕГ. Рубеж XVIII-XIX веков в Европе ознаменовался закатом эпохи Просвещения. Философия Просвещения вела поиск совершенных форм политического и социального устройства, которые должны

КАРЛ ШПИЦВЕГ. Рубеж XVIII-XIX веков в Европе ознаменовался закатом эпохи Просвещения. Философия Просвещения вела поиск совершенных форм политического и социального устройства, которые должны

КАРЛ ШПИЦВЕГ. Рубеж XVIII-XIX веков в Европе ознаменовался закатом эпохи Просвещения. Философия Просвещения вела поиск совершенных форм политического и социального устройства, которые должны

КАРЛ ШПИЦВЕГ. Рубеж XVIII-XIX веков в Европе ознаменовался закатом эпохи Просвещения. Философия Просвещения вела поиск совершенных форм политического и социального устройства, которые должны

КАРЛ ШПИЦВЕГ. Рубеж XVIII-XIX веков в Европе ознаменовался закатом эпохи Просвещения. Философия Просвещения вела поиск совершенных форм политического и социального устройства, которые должны

КАРЛ ШПИЦВЕГ. Рубеж XVIII-XIX веков в Европе ознаменовался закатом эпохи Просвещения. Философия Просвещения вела поиск совершенных форм политического и социального устройства, которые должны

КАРЛ ШПИЦВЕГ. Рубеж XVIII-XIX веков в Европе ознаменовался закатом эпохи Просвещения. Философия Просвещения вела поиск совершенных форм политического и социального устройства, которые должны

Источник

Читать еще:

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ИППОДРОМ

Константинопольский ипподром (Большой ипподром или Большой цирк) был не только одним из самых грандиозных сооружений …

Добавить комментарий