Если хотите получить некоторое представление насчет сходства Баха с Генделем и, в то же самое время, их поразительного различия, вам, пожалуй, лучше всего послушать «Музыку на воде», а сразу за ней — Бранденбургские концерты.

Бранденбургские концерты Баха попросту БОЖЕСТВЕННЫ, совершенная фантастика — у меня не хватит слов, чтобы выразить восторг, который они во мне пробуждают. И при этом им присуща некая общая… серьёзность, что ли. Генделевская «Музыка на воде» в сравнении с ними выглядит ошеломляюще радостной и, смею сказать, почти «лёгкой».

Даже происхождение этих двух сочинений типично для обоих композиторов. Баховское было порождённым безысходностью подарком маркграфу бранденбургскому, сделанным в надежде разжиться деньгами, в которых композитор отчаянно нуждался, — денег этих он, увы, так и не получил.
А сочинение Генделя, отличающееся лёгкостью и весельем, — это двадцать коротких пьес, под которые Георгу I предстояло плавать в барке по Темзе. Собственно, первое их исполнение как раз и состоялось на барке — да ещё и раскачивавшейся как чёрт знает что, — у музыкантов чуть ли не все силы уходили на старания удержать ноты на пюпитрах…
При всём при том оба эти сочинения блестящи и великолепны — я ни без того, ни без другого и прожить бы не смог.

(с) Стивен Фрай, «Неполная, но окончательная история классической музыки»

#стивенфрай #историямузыки #бах #гендель #гдекультура #gdekultura_музыка

Добавить комментарий