Главная / Где культура / Ваянг-Кулит — театр теней

Ваянг-Кулит — театр теней

Ваянг — театр теней в Индонезии и Малайзии. Наиболее широко распространён на островах Ява и Бали. Ваянг — это и куклы, и театр, и представление, и еще — тени предков. Когда-то спектакли были не развлечением, а ритуалом общения с духами, у которых просили защиты. Различают ваянг-кулит — театр теней; ваянг-голек — театр деревянных кукол; ваянг-топенг — театр актеров в масках; ваянг-оранг—драматический театр. Хотя чаще всего ваянгом называют именно теневой театр. Пьесы (лакон) имели каноническую форму (3-частное деление, последовательность построения сцен, формульность). Сюжеты лаконов передавались устной традицией, образовывали циклы, героями которых выступали индуистские и яванские боги, персонажи древнеяванского и индийского эпоса, в том числе «Махабхараты» и «Рамаяны». Если сюжет лакона строго соответствует содержанию индийских эпических поэм или произведениям древнеяванских поэтов, то такого типа лаконы яванцы называют покок («ствол»). Если кукловод-даланг берет героев цикла, но события представления придумывает сам, такие лаконы — импровизации носят название чаранган («ветви»). Иногда выделяют промежуточную форму — семпалан. В репертуаре преобладают лаконы чаранган. Важную роль играют комические персонажи — слуги-пунокаван, дающие советы героям, делающие злободневные комментарии к действию и тому подобное. Есть две теории относительно происхождения яванского теневого театра. Согласно одной из теорий, ваянг пришел из Индии вместе с эпосами Рамаяна и Махабхарата во время длительного процесса «индианизации» Явы. Другая теория гласит, что корни яванского театра теней кроются в древних коренных традициях. Это частично подтверждается тем фактом, что лишь часть репертуара теневого театра основана на индуистских исторических и эпохальных циклах, а также тем, что все технические особенности данного жанра яванские. Самая ранняя запись, подтверждающая существование теневого театра в Центральной Яве, датируется 907 г. н. э. В период Восточно-яванской империи, театр теней, как считается, был перенят индуистским королевским двором. Балийские куклы по-прежнему имеют сильное сходство с так называемыми барельефами в стиле ваянг. Считается, что это был общий стиль с восточно-яванским теневым театром. Современный стилизованный образ кукол в яванском теневом театре, как полагают ученые, сформировался во время мусульманского владычества, отражая тем самым запрет ислама на использование человеческих образов в любом искусстве
Балийские и яванские кожаные куклы для ваянг кулит вырезают из кожи, причем их эстетические принципы примерно одинаковы на обоих островах: лицо куклы и ноги изображены в профиль, а торс вырезается «анфас». Руки, которые состоят из двух отдельных частей (выше и ниже локтя), являются единственными сочлененными частями кукол. Головой куклы и торсом управляют, держа за бамбуковый стержень, а руками ее водят с помощью палочек-чемпуритов. Стоит отметить, что яванские и балийские куклы отличаются по стилю. Эксперты предполагают, что яванские куклы получили свою крайнюю стилизацию и символический характер от исламских королевских дворов после падения империи Маджапахит. Они лишь приблизительно напоминают людей, каждый их жест — символ. Сжатые губы — острота ума, оскаленный в улыбке рот — глупость или хитрость, глаза навыкате — коварство. Особое значение придается цвету: белое лицо может принадлежать только благородному герою, черное — отважному воину, зеленое — трусу и завистнику, красное — злодею. Балийские же куклы отражают более старые традиции. Это проявляется в том, что куклы Бали с их головными уборами, прическами, костюмами и более реалистичными чертами лица отражают стилизацию и эстетику резных барельефов храмов Маджапахит в Восточной Яве. Этот архаичный кукольный стиль сохранился в Бали, когда контакты с исламской Яаой прекратились после XVI века. Яванский вайанг кулит был разработан более в крупных масштабах и на него повлияли классические формы театра с их сложным философским и эстетическим содержанием. В балийском театре теней был сохранен ритуальный характер, а также была сохранена его роль в ракурсе передачи моральных ценностей.
Экран, на котором происходит действие, матовый, непрозрачный. И зритель видит на нем лишь тени от кукол, подсвеченные кокосовой лампой-бленчонг. Но кукол все же тщательно раскрашивают и перед представлением вывешивают для обозрения. В Джакарте раз в месяц устраивают «ваянг-шоу» для туристов.
По традиции, ваянг разыгрывается подальше от жилья, ибо считается, что духи, посещающие спектакль, не всегда благосклонны к людям. Билетов обычно не продают — каждый платит сколько может. Во время спектакля зрители едят, пьют, обмениваются репликами, прогуливаются, чтобы размять ноги. Лишь актеры не покидают своих мест — спектакль идет без перерыва; единственно, что они могут себе позволить,— выпить чашечку кофе или перекурить.
Спектакль сопровождает музыка в исполнении оркестра-гамелана. О каждом новом персонаже — а их около ста — возвещает новая мелодия.
Кукловод здесь выполняет множество разнообразных функций. Правильнее его называть по-индонезийски «даланг» — ведущий спектакля. Он актер, певец, режиссер, дирижер оркестра. Его мозг, руки, ноги, голосовые связки — все находится в непрерывной работе. Он сочиняет текст, импровизирует, произносит на разные голоса монологи, поет, двигает кукол. И не просто двигает, а в «образе» — здесь и грациозные движения Сити Деви, и воинственные прыжки царя обезьян Ханумана, и вкрадчивые шаги коварного Раваны, и разболтанная походочка шутов. Даланг изображает все шумы — рев водопада, раскаты грозы, цокот копыт буйвола… Но и это не все. Чуткий психолог, он слушает аудиторию: веселит ее шуткой, когда она приустала; говорит с ней о высоком, когда она готова к восприятию вековой мудрости…
Далангом может стать только одаренный и, что не менее важно,— физически выносливый человек. Ведь спектакль длится всю ночь.

Основные источники:
Журнал «Вокруг света» / Август 1988 / Ваянг-Кулит — театр теней. Автор — Е. Сумленова;
блог Танцы народов мира;
Соломоник И. Н. Традиционный театр кукол Востока. Основные виды театра плоских изображений. М., 1983.

#Ваянг #Ваянг_кулит #декоративно_прикладное_искусство #Индонезия #маска #резьба #театр #этнография #art #theatre #Wajang

Читать еще:

10 кapт миpa, кoтopыe нaм нe пoкaзывaли в шкoлe. А зpя

Зaчacтую гeoгpaфия accoцииpуeтcя c пыльными aтлacaми и дaвнo извecтными фaктaми o миpe. Однaкo интepec к …

Добавить комментарий