Главная / Где культура / Однажды – почти четыре столетия тому назад – Джованни Бернини заявил, что знает, как сделать мрамор податливым, словно воск. И никто не усомнился в том, что его слова – чистая правда. Ведь тому были явные доказательства: скульптуры, сотворённые Бернини. В

Однажды – почти четыре столетия тому назад – Джованни Бернини заявил, что знает, как сделать мрамор податливым, словно воск. И никто не усомнился в том, что его слова – чистая правда. Ведь тому были явные доказательства: скульптуры, сотворённые Бернини. В

А вот и та скульптура, которая совершенно поразила современников Джованни Бернини. Воистину, они шли смотреть на неё, как на явленное чудо, хотя и до этого видели удивительные работы молодого мастера. Погоня бога Аполлона за прекрасной нимфой Дафной, которая предпочла стать деревом, нежели нарушить свой обет безбрачия, была воплощена великим ваятелем в мраморе – материале, который совершенно покорился Бернини. Как же великолепны динамика и пластика изображённых фигур, как реалистичны хрупкие ветви и листья, сильные молодые тела, развевающаяся ткань, вьющиеся волосы и нежность кожи!..
Бернини точно знал наилучшую точку обзора для своих скульптур, знал, с какой стороны нужно стоять человеку, созерцающему изваяние, дабы проникнуться красотой и драматичностью момента. Посему творения ваятеля на знаменитой вилле Боргезе в Риме были расставлены у стен соответствующим образом. Но, к примеру «Аполлон и Дафна» с конца XVIII века стоят посреди зала. Конечно, так работу Бернини гораздо удобней рассмотреть в подробностях, но зато неясно, какой из ракурсов скульптор считал главным.

Любопытно, что Джованни Бернини сотворил эту скульптуру по заказу одного их кардиналов. Бог с ней, с обнажённостью, но языческий сюжет для представителя римско-католической церкви..
Однако подобное не было редкостью. Во-первых, мода на античность, которая не раз накатывала на мир, подобно волнам; во-вторых, кто ж его осудит, он же – кардинал, выше – только Папа, а у того и самого внушительная коллекция подобных произведений искусства: и старинных, и современных.
Наконец, всё можно объяснить с назидательной точки зрения – как притчу, годную даже и христианину. Кстати, другой кардинал, которому предстояло стать Папой, увидев «Аполлона и Дафну» Бернини написал двустишие, которое можно перевести так: «Каждый, кто будет искать наслаждения исчезающей красотой, очнётся с руками, полными листвы и горьких ягод…»

Вообще же Джованни Лоренцо Бернини получал множество заказов от представителей церкви. Он – один из тринадцати отпрысков скульптора Пьетро Бернини – с самого детства помогал отцу, выполнявшему некоторые работы в Ватикане, и был так талантлив, что на него уже тогда обратили внимание самые богатые и знатные покровители – кардиналы и Папы Римские. И хотя какое-то время он ещё работал в статусе подмастерья, растущее мастерство было несомненным.
Его скульптуры святых мучеников завораживали и наполняли сердце состраданием; мраморные изображения служителей церкви и знатных персон не оставляли сомнений в том, что секрет портретного сходства, как и секрет обработки мрамора, для Бернини и не секрет вовсе.
К этому скульптору слава пришла при жизни, а жизнь продлилась больше 80 лет. Нельзя сказать, что успех был безоблачным, но всё же его очень высоко ценили, его награждали титулами, включая рыцарское звание, а дружбы его хотели даже понтифики. Есть легенда, гласящая, что когда кардинал Барберини стал Урбаном VIII, он позвал к себе скульптора и сказал: «Счастливец! Тебе довелось жить во время правления папы Барберини. Но ещё большее счастье, что рыцарь Бернини живёт во времена Барберини…»

Тут, конечно, нельзя не вспомнить, сколь многочисленны были таланты Бернини, ведь ваяние, живопись и графика – лишь часть из них.
Как архитектор он работал над благоустройством Рима и создал несколько великолепных зданий и церквей, а также – знаменитые фонтаны этого города: Фонтан Четырёх Рек, Фонтан Тритона и Фонтан Пчёл.
Он же стал автором невероятно изящных и грандиозных росписей, куполов и убранства храмов – в частности именно Бернини создал громадный балдахин, который находится в центре собора Святого Петра и кафедру Святого Петра. Под руководством Бернини там создали сложный многоцветный мраморный пол, облицовку стен и пилястров, множество лепных статуй и рельефов… Недаром один из пап как-то пошутил: «Если вынести из собора всё, что сделал Бернини, останутся только голые стены…» Что говорить, если и легендарная площадь Святого Петра – тоже творение этого человека.
А в восточной части Рима стоит церковь Санта-Мария-делла-Витториа, где Бернини трудился над капеллой Корнаро, которая стала ярким примером умения Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в чудесное целое, прославленное единство изобразительных искусств.

#Бернини #скульптура #гдекультура #gdekultura_люди

Читать еще:

Зaвopaживaющиe цвeты худoжницы Sharon Frееman… Амepикaнcкaя aквapeлиcткa Шapoн Φpимeн poдилacь и выpocлa в гopoдe Лoнгвью, штaт Βaшингтoн. Онa зaкoнчилa Cеntral Washington Univеrsity пo cпeциaльнocти изoбpaзитeльнoгo иcкуccтвa.

Β 1960-х и нaчaлe 1970-х гoдoв Шapoн жилa нa Аляcкe, гдe oнa cтapaлacь выpaзить cвoю …

Добавить комментарий