Хочу рассказать о значимом для периода советском художнике-семидесятнике из Оренбурга Викторе Трофимовиче

Виктор Трофимович Ни (1934-1979) – советский художник, живописец и график. Член Союза художников РСФСР (1969).

Родился в г. Владивостоке. По происхождению кореец. В 1952-53 работал электромонтажником на металлургическом комбинате в г. Темиртау (Казахстан, Карагандинская обл.)* Окончил Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого (годы учебы 1953-58), Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова (годы учебы 1958-64, преподаватель – Д.Д. Жилинский). В 1964 переехал в Оренбург. Преподавал на художественном отделении Оренбургского музыкального училища (1975-79). Участник республиканских и зарубежных выставок. Любил и изучал искусство старых мастеров (Леонардо, Вермеера, Кранаха, Рублева, Дионисия), итальянское Раннее Возрождение. Среди советских художников ценил А. Пластова, П. Корина, из искусства Востока — японскую гравюру.
К основным произведениям Ни специалисты причисляют 15 картин, среди них «Проводы» 1969, «Возвращение с поля» 1969, «Экипаж местной линии» 1973, «Лето» 1978, «Комбайнеры» 1979.

Многократно обращался к теме Великой Отечественной войны: («Проводы. 1941 год» 1969, Освобождение 1973, «Возвращение. 1945 год» 1970, Вернулся солдат с войны 1979). В картинах, посвященных войне, Ни не изображал боев и гибели людей, а искал поэтического, песенного, эмоционального сюжета. Важным мотивом творчества художника была внутренняя связь человека и природы. Земля в его картинах так же индивидуальна, как люди. Фигуры у Ни всегда прочно стоят на земле (в отличие от, например, А.С. Шаргаева, о котором рассказывала прошлой осенью). Даже когда сюжет не предполагает показа природы, Ни впускал ее в картину («Тепловозоремонтники» 1974, «Бригада 20 лет ГДР» 1974). Образцовым воплощением гармонии человека и природы, идеального мира Ни считал обнаженное тело на фоне природы («Лето»). Портреты у Ни тоже идеализированны, натура подправлена в соответствии с идеалом. Женские портреты у него – вариации тем чистоты, женственности, эмоциональной чуткости. Модели отгорожены скрещенными руками от мира будней, женщины Ни воплощают спокойствие и душевное равновесие, мечтательность, «парят» над житейскими реалиями. В пейзажном жанре создал много этюдов, которые, в отличие от его сюжетных картин, малоизвестны. Пейзажные этюды Ни писал в широкой манере, отдаленно напоминающей постимпрессионизм.

По свидетельству современников, (художник Г. Глахтеев, друг В. Ни; заслуженный художник РФ Ю. Рысухин), Ни «первым восстал против сурового стиля», он первым или одним из первых советских станковых живописцев угадал отход от сурового стиля в стону профессионального (нео)примитива. В отличие от других советских станковистов, работал в старинной технике левкаса. Древняя техника левкаса предполагает ясность, цельность мироощущения художника, идеальную «преображенность», возвышенность образов, повышает меру условности, причем условность у Ни сочетается с тонкостью психологических характеристик. Взрывной темперамент В.Т. Ни парадоксальным образом нашел воплощение в технике, требующей строжайшей дисциплины, продуманности каждой детали. Ни в этой технике привлекала возможность достижения особенной чистоты и звучности цвета, его светоносности. Живописец считал картину не только духовным, но и материальным, вещным явлением, а левкас позволял «сделать» каждый фрагмент полотна, и светоносность красок усиливала впечатление драгоценности картинной поверхности. К тому же для работы по левкасу, по свидетельству самого художника, нужен напор, ошибки исправлять трудно, расслабленность позволить себе нельзя. Высказывание Ни «все, что легко дается, трудно сохранить» также иллюстрирует его отношение к труду художника.

Умер от сердечной недостаточности, не дожив до получения звания заслуженного художника РСФСР. Современники говорят: «Удивительно: кореец по рождению, он казался до мозга костей русским человеком!»
Работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, музеях города Оренбурга, Перми, частных коллекциях России и за рубежом.

*по свидетельству заслуженного художника РФ А. Овчинникова, Ни в юности работал на военном заводе, но трудно понять, имеется ввиду работа на металлургическом комбинате или речь идет о более раннем периоде.

Биографические данные и иллюстрации привожу по книге «Виктор Ни», изд-во «Оренбургская книга», 2008, автор-составитель Л.С. Медведева. Мои сканы из книги.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *