Бубен

Бубен — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания.
Узкая деревянная или (реже) металлическая обечайка в виде обруча с одной стороны затянута мембраной из кожи или пузыря, другая сторона — открытая. Диаметр бубна — 40-50 см. Мембрана или приклеивается к обечайке, или натягивается с помощью «барашков» и винтов. На внутренней стороне обечайки подвешиваются бряцающие кольца, пластинки; у некоторыхрых видов бубна в прорези на штифтах вставляются маленькие металлич. «тарелочки» (рус. и укр. бубны). Бубны фабричного производства, употребляемые в профессиональной музыке, имеют проволочные растяжки с бубенцами и колокольчиками. Бубны культовые (шаманские) — значительно большего размера, круглые или овальные, с широкой обечайкой, внутри которой прикреплены различные звенящие подвески, ленты и т. п. Во время игры исполнитель свободно держит инструмент в руке и пальцами, ладонью, кулаком другой руки ударяет по мембране в центре и ближе к обечайке, извлекая различные по высоте и тембру звуки, проводит по коже увлажнённым большим пальцем правой руки, вызывая характерное вибрато, встряхивает бубен, производя звон. Народные музыканты иногда ударяют инструментом по колену, локтю, голове и т. д. На шаманских бубнах звук извлекался специальной колотушкой, иногда с бряцающими кольцами. Применяют бубен как ритмический инструмент для сопровождения танцев, сольного и хорового пения. Он входит в народные и профессиональные ансамбли и оркестры.
Бубен известен с древнейших времён во многих странах. Большого совершенства искусство игры на бубне достигло у народов Востока, где широко практикуется сольная импровизационная игра, во время которой воспроизводятся сложнейшие ритмические рисунки. Национальные названия : дэф, дяф или габал (азерб.), даф или хавал (арм.), дайра (груз.), дойра (узб. и тадж.), дайре или дэф (иран.), тар (араб.), пандеро (испан.), баскский барабан (франц.), тамбурин (англ. и нем.) и др.
Многие композиторы использовали бубен в своих оперных и оркестровых произведениях для воссоздания экзотического, восточного, испан. колорита («Пустыня» Давида, 1847; «Кармен» Бизе, 1875; «Испанское каприччио» Римского-Корсакова, 1887; «Испанская рапсодия» Равеля, 1907; «Иберия» Дебюсси, 1911, и др.).

Литература: Привалов Н. И., Ударные музыкальные инструменты русского народа, «Известия С.-Петербургского общества музыкальных собраний», 1903, октябрь — ноябрь; Новосельский A., Очерки по истории русских музыкальных инструментов, М., 1931; Беляев В. М., Музыка, в кн.: История культуры Древней Руси, т. 2, М. — Л., 1951, с. 425; Sachs С., Reallexikon der Musikinstrumente, В., 1913, Hildesheim, 1967.

К. А. Вертков

#бубен #мембранофон #музей #музыкальные_инструменты #ударные_инструменты #art #tambourine #museum #musical_instrument

Читать еще:

Μихaил Авpумoвич Аpбитaйлo — coвpeмeнный мocкoвcкий худoжник.

Члeн Сoюзa худoжникoв Рoccии и члeн Μeждунapoднoй accoциaции худoжникoв. У нeгo мнoгo paбoт в жaнpe …

Добавить комментарий