Главная / Где культура / Забытые имена эмиграции: Как русская актриса немого кино стала звездой Голливуда и освободила дорогу Любови Орловой…

Забытые имена эмиграции: Как русская актриса немого кино стала звездой Голливуда и освободила дорогу Любови Орловой…

В наши дни имя Ольги Баклановой вряд ли кому-то известно – на родине о ней не упоминали долгие годы из-за того, что в 1926 г. она не вернулась с гастролей в США. А до этого она была одной из лучших учениц Станиславского, ведущей актрисой МХТ и Музыкальной студии Немировича-Данченко, известнейшей театральной актрисой и звездой немого кино. В эмиграции ей тоже удалось достичь немалых успехов: она покорила Голливуд и Бродвей, хотя ее слава и была недолговечной. Говорили, что именно благодаря ее отъезду Любовь Орлова получила роли, которые раньше играла в театре Бакланова.

Ольга Бакланова была коренной москвичкой. Она родилась в 1896 г. в состоятельной семье. Ее мать в прошлом была театральной актрисой, и Ольга с детства увлеклась театром. В 16 лет она прошла конкурсный отбор в МХТ, став одной из любимых учениц Константина Станиславского. Вскоре Бакланова стала ведущей актрисой театра и звездой немого кино: до революции она снялась более чем в 15 фильмах, из которых сохранилось только 9. Во время революционных беспорядков ее отец был убит, семья осталась без средств к существованию, в их особняк вселили еще несколько семей. Но карьера Ольги Баклановой продолжилась и после 1917 г., она сыграла главную роль в фильме «Хлеб», перешла в Музыкальную студию Немировича-Данченко, где участвовала в 5 крупных постановках. В этот же период актриса вышла замуж за адвоката Владимира Цоппи и родила ребенка.

В середине 1920-х гг. Ольга Бакланова была одной из самых известных московских театральных актрис, ей одной из первых было присвоено звание заслуженной артистки Республики. В 1925 году она вместе с группой актеров Музыкальной студии Немировича-Данченко отправилась в гастрольное турне по США и странам Европы. И там ее появление на сцене, как и на родине, вызывало настоящий фурор. Часть труппы в 1926 г. решила остаться за границей. В числе «невозвращенцев» оказалась и Ольга. Немирович-Данченко посчитал ее поступок предательством – ему некем было заменить артистку, которая играла главные роли во всех его постановках. И тогда освободившееся место заняла Любовь Орлова, подходившая по типажу. На театральной сцене ее и заметил режиссер и будущий муж Григорий Александров, предложивший ей роль в «Веселых ребятах».

В 1927 г. состоялся ее кинодебют в Голливуде. Хотя роль была небольшой, и в титрах даже не значилось ее имя, на талантливую актрису обратили внимание режиссеры. Уже в следующем году она снялась в фильмах «Человек, который смеется», «Доки Нью-Йорка» и еще в 7 картинах. После этого студия «Paramount» заключила с актрисой контракт сроком на 5 лет. Самой заметной ее работой стала главная роль в звуковом фильме «Волк с Уолл-Стрит». Хотя Бакланова говорила с заметным акцентом, ей продолжали поступать предложения от режиссеров, правда, чаще всего предлагали играть иностранок.

Через год актриса развелась с адвокатом Цоппи и вышла замуж за русского актера-эмигранта Николаса Сусанина. Она продолжала сниматься в кино, правда, несколько фильмов с ее участием критика встретила прохладно. Вскоре студия «Paramount» прекратила сотрудничество с ней, но компания «Fox Films» предложила Баклановой заключить контракт. После выхода на экраны двух музыкальных комедий с ее участием, где она представала в образе роковой женщины, в прессе ее начали называть «русской тигрицей».

После рождения второго сына Ольга не снималась какое-то время, а потом снова вернулась на съемочную площадку. В 1932 г. разразился скандал вокруг фильма «Уродцы», в котором Бакланова исполнила главную роль. Ее героиня, цирковая гимнастка, вышла замуж за лилипута, чтобы завладеть его состоянием, пыталась его отравить, но в итоге сама осталась калекой. Из 90 минут фильма цензура вырезала 26, но даже в таком виде он выглядел провокационным. «Уродцы» провалились в прокате, и критика разнесла их в пух и прах. После этого серьезные режиссеры не хотели работать с Баклановой, а фильм, погубивший ее кинокарьеру, на долгие годы отправили «на полку».

Однако на театральной сцене она все еще была звездой. Бакланова оставила Голливуд, гастролировала по США с отдельными спектаклями, выступала на Бродвее. Спектакль «Клаудия», где она играла главную роль, был настолько успешен, что его решили экранизировать, и в 1943 г. актриса в последний раз появилась на экране в одноименном фильме. С театральной сцены она ушла в 1947 г.

В 1960-х гг. о Баклановой снова вспомнили – тогда нашли первую версию фильма «Уродцы» без купюр и выпустили ее в прокат. На этот раз реакция публики была другой – талант режиссера назвали загубленным, а актрису – незаслуженно забытой. Бакланова снова давала интервью и была в центре внимания. Впрочем, и до этого она не бедствовала – ее третий муж был владельцем одного из нью-йоркских театров. На склоне лет актриса призналась: «Я прожила счастливую жизнь». Она скончалась в 1974 г. в возрасте 78 лет.

Александр Васильев
текстт из книги «Русский Голливуд»

Читать еще:

Κaфe в Сeулe, выглядящee кaк pиcунoк.

Κaфe в Сeулe, Инcтaгpaм кoтopoгo дocтупeн пo нику @ynd239.20_cafе, дoлгo paзpaбaтывaли дизaйнepы, дoбивaяcь эффeктa нapиcoвaннoгo …

Добавить комментарий