Главная / Где культура / Эладио Диесте. Баптистская церковь Создателя Иисуса Христа (Iglesia de Cristo Obrero y Nuestra Señora de Lourdes, 1958-60)

Эладио Диесте. Баптистская церковь Создателя Иисуса Христа (Iglesia de Cristo Obrero y Nuestra Señora de Lourdes, 1958-60)

Уругвайский инженер Эладио Диесте (Eladio Dieste, 1 декабря 1917 — 29 июля 2000) не смог бы реализовать свои блестящие и порой совершенно новые архитектурные мысли, если бы опирался только на мировой опыт. Чтобы не идти на поводу у возможностей, а воплотить идею, ему пришлось употребить технологии, которые в середине ХХ века были мало кому известны и практически не использовались – это армированная кладка, то есть укрепление кирпичной кладки стальной арматурой, и съемная опалубка, применяющаяся для придания плоскости определенного рельефа.
Диесте был строителем, что позволило ему видеть свои идеи на всех уровнях воплощения, и, наверное, именно благодаря своей практике он нашел нужный метод. В основном ему приходилось строить простые производственные здания внушительных размеров. Должно быть, это предопределило его склонность к крупным и сверхпрочным формам. Также его стиль отличает цельность конструкции, выбор экономичных материалов и мастерское использование дневного и электрического освещения.
Баптистская церковь Создателя Иисуса Христа стала первой полноценной архитектурной работой Эладио Диесте и его визитной карточкой. Церковь выросла из заказа на постройку обыкновенной арки в 1952-м году, но теперь в Атлантиде, маленькой уругвайской ничем не примечательной деревушке, стоит большой шедевр модернизма.
Фундамент церкви прямоугольный, но общий рельеф боковых стен – волнообразный: этот эффект достигается за счет повторяющихся скрученных арок несущих стен, соединенных между собой.
Подобная конструкция стала возможна благодаря каркасным стальным прутьям. Большие фигурные плоскости стен в семь метров высотой, похожие на поверхность гигантской ракушки, придают постройке динамичность и даже футуристичность, но более того – это узнаваемый стиль автора, так как ноу-хау Диесте (когда стены или крыши изогнуты в мягкие волны) присутствует практически в каждом здании, спроектированном им. Изнутри потолок тоже имеет волнообразный рельеф.
Стиль этой постройки – модернизм, который отличается провозглашением кардинально нового, универсального и высокотехнологичного. Эладио Диесте усовершенствовал сводчатые конструкции, разработав технологию свободностоящей арки-корридора и гауссовской арки.
Интерьер напоминает тоннель, в конце которого находится ярко освещенное распятие. Архитектор говорил о своем желание соединить в одном пространстве паству и проповедника, что выразил в «сплоченном» характере нефа церкви, который завершается полукруглой стенкой, сзади огибающей кафедру пастыря, это позволяет энергии и звуку, не рассеваясь, переходить от пресвитера к прихожанам.
Также был сделан параллельно главному входу, вход в баптистерий или место для крещения, откуда, человек, окунувшийся в купель и принявший веру, попадал в главную залу. Стоит сказать, что баптисты признают обряд крещения только в зрелом возрасте, когда человек самостоятельно и осознанно принимает образ жизни по христианской морали.
Освещение интерьера церкви играет большую роль в проекте архитектора: дневной свет оживляет монументальную конструкцию.
За счет положения окон Диесте смог сформировать акценты: один из главных – конечно, алтарь, который подсвечивается, во-первых, благодаря прорезям в потолке в виде корон, а, во-вторых, благодаря особой конструкции стены напротив, над входом в храм: сюрреалистическая светящаяся фактура достигается за счет того, что стена состоит из кубов, поставленных под разными углами относительно друг друга, таким образом, что в промежутки между ними проникает наружный свет, но действительно волшебную ауру создают маленькие окошечки с цветными стеклами, которые выглядят точно, как драгоценные камни. Несмотря на то, что Церковь Создателя Иисуса Христа выполнена из обыкновенного кирпича, она поражает не меньше пышных соборов.
В соединении гладкой плоскости крыши и сильноизогнутой плоскости стен заключается особая трудность совмещения двух разных методов, которую мастерски решил Диесте. Связь между стенами и крышей – это яркое заявление мастера «отрицать через форму», о чем часто говорил архитектор. Отсутствие всякого подобия карниза лишь подчеркивает внешнюю заявленную простоту храма. Критики видят в подобном сочетании простого материала и гениальных технологий архитектуру будущего.
На протяжении своей жизни Эладио Диесте выпустил несколько книг и собраний эссе, где изложил свое видение современной архитектуры: одним из главных тезисов автор выделяет принцип использования простого дешевого материала не только как банальную экономичность постройки, но и как экономичность космическую, отвечающую особому мудрому заказу такого клиента, как наш мир. Диесте также рекомендовал прислушиваться к материалу, уважать его, попытаться раскрыть все его возможности, и, перефразируя Луиса Кана, архитектор шутил: «Чего ты хочешь кирпич» И кирпич отвечает: «Хочу быть аркой».
Диесте писал, что больше всего любит работать не с фабричным кирпичом, а с тем, что сделан руками и обожжен в обычных печах – в этом он еще остается приверженцем старой добротной школы. Спустя короткое время бума синтетических материалов в 2000-х годах вновь возвращается мода на естественность, рустикальность и хэнд-мэйд. Несмотря на то, что метод архитектора кажется философским, сам он говорил, что очарован математическим подходом к пониманию вселенной и жизни – конечно, ведь, в первую очередь, он инженер, причем талантливый.

Источник: #зодчество #Диесте_Эларио #модернизм #Уругвай #Architecture #Eladio_Dieste #Uruguay

Читать еще:

Нoвыe прирoдныe нaceкoмыe Рaку Инoуэ.

Рaку Инoуэ (Raku Inouе) — дизaйнeр c япoнcкими кoрнями, кoтoрый любит coздaвaть cкульптуры нaceкoмых из …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *