Главная / Где культура / Считается, что искусство, для понимания которого нужны специальные знания, — это удел постмодернизма второй половины ХХ века. Но то, что мы сейчас называем «концептуальным искусством», существовало намного раньше: для понимания искусства всегда было необх

Считается, что искусство, для понимания которого нужны специальные знания, — это удел постмодернизма второй половины ХХ века. Но то, что мы сейчас называем «концептуальным искусством», существовало намного раньше: для понимания искусства всегда было необх

считается, что искусство, для понимания которого нужны специальные знания, — это удел постмодернизма второй половины хх века. но то, что мы сейчас называем «концептуальным искусством»,

Еще древние римляне любили напомнить друг другу о смерти — считалось, что мысль о ней позволяет простить мелкие обиды, стать более благородным и великодушным. В эпоху зарождения натюрморта, то есть в XV—XVI веках, художники добавляли на свои картины религиозные символы. Даже на портрете знатного человека автор мог изобразить череп, символ скоротечности жизни. Художник уподоблялся римскому рабу, который напоминал победителю: «Respice post te! Hominem te memento!» («Обернись! Помни, что ты — человек!»)

Центром развития жанра стал город Лейден в Нидерландах, один из центров кальвинизма, требовавшего от человека приверженности строгому моральному кодексу. Систему символов назвали Vanitas — от латинского «суета, тщета». Это отсылка к одной из самых философских книг Библии — Экклесиасту: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует — все суета!»

В определенной степени Vanitas на натюрмортах — отображение морали тех времен; многие натюрморты являются также личной историей художника, который сообщает нам о своих искушениях и страстях посредством визуального языка и особого смыслового кода. Первые знаменитые натюрморты можно понять, лишь зная язык символов, очевидный для человека средневековья, но малопонятный для наших современников. О них подробнее:

Череп перекочевал в натюрморты из портретов, в которых был напоминанием о скоротечности человеческой жизни и опасности иллюзий могущества и славы. Зритель должен увидеть в черепе свой собственный портрет. Несмотря на то, что именно череп стал сигналом о наличии в картине кода Vanitas, в более поздних произведениях он отсутствует: предполагается, что зритель и так знаком с символикой произведения.

Мыльные пузыри — символ не легкомыслия и веселья, а скоротечности физического существования человека.

Пустые раковины моллюсков обозначают смерть, ведь когда-то они, как и череп, были частью живого организма. А вот живые моллюски имеют совсем другое значение: сухопутные улитки — символ лени; морские, раскрывшие наполненные влагой створки, — похоти.

Нож — фаллический символ, а также напоминание: человеческая плоть уязвима. Каждый вид плодов имеет свое значение. Яблоки — символ грехопадения; это значение имеют также груши, цитрусовые, помидоры, виноград, персики и вишни. Смоквы, вишни, сливы, яблоки и персики символизируют страсть и сексуальные отношения. Лимон, особенно очищенный, означает, что порок привлекателен лишь на первый взгляд, а внутри всегда кислый и горький. Также спелые фрукты обозначают богатство и достаток, а гнилые — символ старения и дряхлости.

Значение цветов тоже различно. Опиумный мак — символ лености и пассивности; розы — любви, секса, тщеславия; тюльпаны — безответственности и неразумного обращения с подарками, дарованными Богом.

Свечи и светильники — символ человеческой души. Гаснущие, они обозначают смерть — как и колпачок для гашения свечей.

Плющ, лавр и ростки являются символом возрождения, воскресения и непрерывного круговорота жизни. Лавровый венок на черепе — символ поэтического мастерства. Письма символизируют человеческие отношения; такое же значение могут иметь женские портреты.

Азартные и настольные игры — обычно это кости, кубки, игральные карты или шахматы — символизируют ошибочную, греховную цель в жизни и предосудительную анонимность.

Стекло — символ хрупкости, белый фарфор — чистоты. Пустой стакан обозначает смерть, бутылка — пьянство. Ступка и пестик символизируют мужское и женское начала, сексуальные контакты.

Курительная трубка обозначает быстротечные и неуловимые земные наслаждения.

Палитра и кисти — символы живописи; руины — поколений, живших до нас, и их наследия

Зеркала означают тщеславие и иллюзорность явлений. Часто, соревнуясь в мастерстве, художники помещали на натюрморт зеркальные или даже стеклянные шары со сложными искажениями изображения и преломлениями света. Песочные и механические часы, а также дым означают быстротечность времени.

Медицинские инструменты напоминают о том, что человеческое тело уязвимо перед болезнями.

Глобус — символ науки и географических открытий. Деньги и драгоценности означают тщеславие, высокомерие, самовлюбленность.

Музыкальные инструменты и ноты — символ искусств, а также эфемерности и краткости жизни. Оружие и доспехи — символ власти и могущества; их, как и драгоценности, невозможно взять с собой на тот свет.

Короны имеют схожее значение с оружием и доспехами, а также напоминают, что настоящая власть принадлежит лишь одному Богу. Иногда в натюрморте присутствует лист с нравоучительным изречением.

В XVIII веке Нидерланды превратились в процветающую буржуазную державу, и радости земной жизни стали сильнее страха перед загробным миром; грозная символика Vanitas начала вытесняться концепцией «тихой неподвижной жизни» («still life»). Именно таким — утратившим мрачные готические концепции, воспевавшим красоту повседневного — натюрморт вошел в новое тысячелетие.

Читать еще:

Фонд «Kirk Kapital» обратился к художнику без опыта строительства зданий и получил не просто офис, а произведение искусства.

По проекту датско-исландского художника Олафура Элаяссона (Olafur Eliasson) построен офис-замок «Fjordenhus» во фьорде Вайле. Его …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *