Билингвы лучше решают задачи на внимательность

 

Билингвы лучше решают задачи на внимательность Эксперимент, проведенный в НИУ ВШЭ, показал, что владение несколькими языками положительно влияет на работу человеческого мозга и связано с

Эксперимент, проведенный в НИУ ВШЭ, показал, что владение несколькими языками положительно влияет на работу человеческого мозга и связано с повышенной внимательностью. Результаты опубликованы в журнале Frontiers in Psychology.
Ученые из НИУ ВШЭ вместе с иностранными коллегами решили проверить распространенное мнение, что люди, говорящие на иностранных языках, более многозадачны и внимательны, чем те, кто владеет только одним языком. Раньше эта позиция не находила однозначного подтверждения: так, у детей-билингвов из Страны Басков не обнаружилось преимуществ перед испанскими детьми-монолингвами никаких преимуществ не было. Не нашлось их и у старшего поколения в этом регионе, хотя более ранние исследования показывали обратное.
Некоторые ученые считают, что польза от знания дополнительных языков обнаруживается только на ограниченных выборках, где испытуемых немного, а по социально-экономическому статусу они мало отличаются. Результат исследования может искажаться из-за положения испытуемых в обществе: так как часто билингвами становятся дети иммигрантов или представители этнических меньшинств. Сложности правильного набора испытуемых присутствуют практически в каждом поведенческом исследовании, ведь уравнять и взять под контроль все факторы оказывается практически невозможно.
Чтобы исключить эту проблему, ученые проверили влияние двуязычия на работу мозга на однородной группе. В качестве испытуемых они выбрали 50 несбалансированных билингвов студентов Высшей школы экономики, в жизни которых второй язык, английский, появился не в раннем детстве (как у сбалансированных билингвов), а позже во время учебы в школе.
«Наша рабочая гипотеза состояла в том, поясняет Андрей Мячиков, ведущий научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований и один из авторов исследования, что чем лучше испытуемый владеет вторым языком, тем больше он им пользуются. Следовательно, тем чаще ему приходится переключать внимание между родным русским и неродным английским, и значит тем больше будет эффект улучшения работы когнитивного контроля».
Сначала студентов проверили на знание английского, а потом они прошли тесты на внимательность, в которых можно измерить скорость реакции человека. В них испытуемому нужно как можно быстрее на клавиатуре нажать правильную клавишу при появлении на экране определенного стимула. Тест проверяет активацию так называемых сетей внимания: alerting, orienting и executive control, отвечающих за поддержание бдительности, фокусировки внимания на стимуле и переключение внимания с одного стимула на другой.
Оказалось, что между успехами в тестах на внимательность и на знание языка есть связь. Чем лучше студенты владели языком, тем быстрее решали задачи. Это показывает, что учитывать относительный уровень владения вторым языком полезно для понимания сложной природы взаимодействия между языком и сознанием на уровне индивидуальных отличий между носителями. Кроме того, авторы применили объективный способ оценки знания языка, в то время как многие другие исследования опирались на уровень, который назовут сами испытуемые.

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *