
Он образуется из шерсти и непереваренных растительных остатков у многих жвачных животных: лосей, серн, лошадей, коз. Дикий козел, обитающий в каменистых горных районах от Пакистана до Турции, даже носит соответствующее название безоаровый. Колбаска шерсти, которую выплевывает периодически любой домашний котик, это тоже безоар. Бывают такие сюрпризы в желудке также у свиней, собак. Даже у человека встречаются. И если с кошками все понятно, то копытные получают клочки шерсти в качестве вынужденной добавки поедая растительность, сквозь которую до этого продирались другие дикие животные. Плотные и колючие заросли цепляют на себя много волос. Те, попав в желудок, способствуют формированию окатышей, на которых скапливаются минеральные соли.
В Средние века, когда медицина была весьма экспериментальной наукой, безоары считались лучшим средством от отравления. Вельможи, имевшие основания опасаться за свою жизнь, прежде чем отпить из бокала, всегда кидали в него безоаровый камень. Безоары помещали в перстни, носили на шее (как королева Великобритании Елизавета I), украшали ими посуду. Камень был весьма ценен в несколько раз дороже золота. Сейчас украшенные тончайшей филигранью экземпляры хранятся в музеях по всему миру.
Любопытно, что современные исследования доказывают: безоар действительно нейтрализует воздействие яда, но только одного мышьяка. В остальных случаях он бессилен, что и доказал в 1567 году хирург Амбруаз Паре. Дворцовому повару, попавшемуся на краже столового серебра, предложили выбор: казнь или яд с безоаром. Согласившийся на эксперимент вор умер в страшных мучениях.
Кстати, возвращаясь к вопросу о том, как безоары появляются у человека: есть сведения, что отчасти этому способствует поедание незрелой хурмы.



