Что скрывают болота

А то, что сохранилось в торфе, доходит до наших дней в первозданном виде. За сотни миллионов лет слои торфа превратились в горизонты каменного угля. И в них в виде отпечатков явились скелеты диковинных животных и причудливые виды растений. Не было бы болот на Земле, вряд ли бы мы узнали, что в Гренландии и на Шпицбергене когда-то очень давно росли магнолии и пальмы.

Однако человек не спешит осваивать эту природную кладовую. Люди врываются в космос и опускаются на дно океанов, но по-прежнему сторонятся болот. Даже самые отчаянные ягодники и охотники, захаживающие на болота, рассказывают, что стоит оказаться посреди топи, как вдруг появляется странный звон в ушах, кружится голова, ноги становятся ватными и появляется серьезное желание бежать. Необъяснимый страх сковывает с головы до пят, хочется забыть это место навсегда. Охотники мрачно шутят, что быстро в болоте утонуть невозможно, остается “время съесть ириску”. Человека, не знакомого с “правилами поведения на болотах”, словно парализует. Двигаться скованный ужасом и болотной вязью он уже не может и словно со стороны наблюдает за своей гибелью. Это может продолжаться от нескольких минут до нескольких суток. Пока болотная вода не начнет заполнять легкие…

Неспроста болота на Руси именуются Адово, Сукино, Чертово… В этих названиях – страх народа перед таинственностью и загадочностью болот.

Кикимор крадут из утробы.

Ничто из природных кладовых не окутано таким количеством тайн, легенд и мистики, как болота. Слава у них недобрая, вот и обходят люди десятой дорогой царство кикиморы. А она незваных гостей любит. Затаскивает зазевавшихся путников к себе в трясину. Правда, людям она показывается редко – предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом. Но если расшалится, может и прокатиться на до смерти перепуганном путнике. В кикимор, по поверью, превращаются девочки, проклятые матерью в утробе или в младенчестве до крещения, а также девочки, родившиеся у женщины от огненного змея. Считалось, что таких детей похищает и уносит к себе нечистая сила. Иногда – прямо из материнской утробы. Через семь лет эти дети превращаются в кикимор. В кикимор могли превратиться и умершие некрещеными дети. В большинстве поверий кикимора – это злой дух. Если она выходит замуж за домового, то селится в доме и устраивает беспорядки. Иногда даже вынуждая хозяев покинуть жилище. Если же в мужья ей глянулся леший, то отныне ее дом – болото. Рождаются у кикиморы с лешим детки – лесавки. Они шалят, сбивают с дороги путников, всеми силами помогая родителям заманивать путников в болота.

Опять мертвец зажег свечу.

Болото манит. Крылья заброшенных на болотах мельниц постоянно вращаются, из труб идет дым. Все живущие поблизости обходят эти мельницы десятой дорогой. Звуки, которые издает болото, похожи на говор гигантского живого существа. А блуждающие огоньки на болотах одинокие путники часто принимают за огни жилища и приходят прямиком в топи. Из-за характерного расположения огоньков – на высоте человеческой руки – их называли “свечами покойника”. Считалось, что тот, кто увидел их, получил предупреждение о скорой смерти, а несут их пришельцы с того света. В Германии говорили, что огоньки на болоте – это призраки тех, кто украл у соседей землю. Финны называли их “льеккьо” и верили, что это души детей, захороненных в лесу. В Северной Европе считали, что огоньки на болоте – духи древних воинов, охраняющих сокровища.

На самом деле огни на болотах – это не фантазии и не выдумки дремучих бабуль. В теплые темные ночи на болотах или свежих могилах можно действительно наблюдать бледно-голубоватые, слабо мерцающие огоньки. Они словно пляшут в воздухе, выписывая сложную траекторию. Это “горит” фосфористый водород. Фосфорные соединения, входящие в состав трупов животных и человека, под действием грунтовых вод разлагаются с образованием фосфористого водорода. При рыхлой насыпи над могилой или небольшом слое воды в болоте газ, выйдя на поверхность, воспламеняется от паров жидкого фосфористого водорода.

Тайна, покрытая торфом.

Болота для нас – еще неоткрытая сокровищница, откуда мы можем черпать сведения не только о прошлых ландшафтах, но и узнавать нашу историю. Эту историческую книгу можно читать бесконечно, страницу за страницей, делая все новые открытия. Но торфяники свидетельствуют не только об изменениях болотной растительности. Часто они хранят и погребенные в них орудия труда и войны прошлого. И даже останки хозяев этих орудий. Мох сфагнум и продукты его разложения, в том числе гумусовая кислота, вступая в реакцию с кальцием и азотом, делают человеческую плоть нетленной.

…В мае 1950 года два датских крестьянина копали землю в болотах Бьельдсковдаль, Ютландия, и наткнулись на труп. Они решили, что нашли школьника из Копенгагена, который за год до того пропал на болотах. Вызвали полицию. Разве могли они предположить, что нашли труп человека, умершего в IV веке до Рождества Христова.. Веки “человека из Толлунда” были устало опущены, он словно спал. Болота сохранили даже его усы и бороду, а на ступнях были отчетливо видны порезы от ходьбы по острым камням. Причина смерти “человека из Толлунда” покрыта мраком (точнее, торфом), но исследования судебных медиков открыли немало интересных подробностей. Например, последнее, что он ел перед смертью, была каша из ячменя, дикого овса, гречихи, льняного семени и мари – всего около тридцати разных трав. Два английских археолога испробовали приготовленное по этому рецепту блюдо и сочли его вкус отвратительным. Ботаники установили, в каких условиях он жил, а археологи уточнили его возраст.

Всего в болотах Европы за последние сто лет было обнаружено около 2000 мумий. Эти несчастные смогли кое-что поведать нам о нравах древней Северной Европы, которая до сегодняшнего дня оставалась для историков и археологов тайной за семью печатями.

В 1984 году экскаватор, добывавший торф в болоте Линдов, южнее Манчестера, выкопал человеческую ногу, а затем было найдено и все тело. С этой находкой связано самое тщательное из проведенных до сих пор исследований болотных мумий. Команда из пятидесяти экспертов – от патологоанатомов до палеобиологов – изучала “человека из Линдова”, возраст которого оценивается в две тысячи лет. Было установлено, что последней пищей этого человека был плоский хлебец из пшеницы и ячменя. Выяснили даже, что хлебец перед едой недолго нагревали при температуре от 200 до 250 градусов. “Человек из Линдова” был не старше тридцати, страдал артритом нижнего грудного и поясничного позвонков, у него была нулевая (I) группа крови. И возможно, кожа этого древнего бритта была окрашена в голубой или зеленый. Что это было – боевая раскраска Юлий Цезарь в своей “Войне с Галлией” пишет: “Все британцы натирают себя витрумом, который окрашивает кожу так, что в бою они выглядят еще более устрашающими”. Единственное, чего не хватает исследователям, так это формулы ДНК. Гумусовые кислоты в болотах уничтожили этот наследственный материал так же тщательно, как помогли сохранить волосы и кожный покров. Представив потомкам человека из плоти, но без крови.

И все же главный вопрос, над которым еще долго предстоит биться ученым: почему с этими людьми современники обошлись так жестоко, почему их утопили в черной тине болот.. На теле “человека из Линдова” обнаружены следы ударов, череп был пробит топором. Палачи затянули вокруг шеи жилы животного, после чего перерезали горло – это усилило приток хлынувшей крови.

Под длинными косами молодой “женщины из Эллинга” на затылке была обнаружена глубоко вдавленная перевернутая буква V. Подросток 10-14 лет, которого извлекли из могилы в болоте близ Кайхаузена в Нижней Саксонии, был связан так сильно, что не мог даже пошевельнуться. Его несколько раз ударили ножом в горло. “Женщине из Хульдремозе” отрубили руку. Несколько колотых ран было на бедре и ступне. Лицо другой ютландки убийцы после смерти изуродовали до неузнаваемости и, по-видимому, скальпировали ее…

Были ли они жертвой богам, преступниками или достойными членами общества, которых, следуя каким-то таинственным ритуалам, отправляли в потусторонний мир Болото издревле считалось переходным местом из мира реального в мир загробный, потому и выбирали его местом жертвоприношения. Покопавшись в фольклоре, исследователи предложили версию: этих людей утопили в болоте, чтобы они не могли восстать из мертвых и начать мстить живым. В своих предположениях ученые опираются на такую же зыбкую почву, как та, в которой были найдены эти несчастные. Разгадать загадки древних болотных мумий ученым еще предстоит.

Куда завел врагов Сусанин.

 

А в России в начале этого года нашла подтверждение легенда о смелом русском крестьянине Иване Сусанине, который завел польское войско в болото и тем самым спас Россию от разорения. У поселка Исупово Сусанинского района Костромской области, где столетие назад было болото, археологи обнаружили сотни человеческих останков и 40 нательных крестов, предположительно принадлежавших солдатам войска Речи Посполитой. Один из крестиков выполнен в традиции православной церкви и, скорее всего, украшал грудь героического сельчанина. Такие нательные кресты изготавливались в XVI – XVII веках. К тому же крестик не целый, а состоит из осколков. Удалось установить, что он был порублен – наверняка саблями польских солдат. Известно, что никто из польского отряда не остался в живых. Единственным документальным доказательством подвига Сусанина была грамота царя. В ней Михаил Федорович даровал зятю Сусанина Богдану Сабинину половину деревни Деревещи: “Ведая про нас, Сусанин терпел невыносимые пытки, про нас не сказал и за то польскими и литовскими людьми был замучен до смерти”. Так болото через несколько столетий выдало людям еще одну свою тайну.

Далеко не все болотные тайны можно объяснить результатами химической реакции. И тогда страшная болотная мистика врывается в реальную жизнь.

…Тихвинский район Ленинградской области слывет медвежьим углом. Места здесь глухие, заболоченные и малонаселенные, что делает их привлекательными для охотников и рыболовов. Как-то осенью приехал поохотиться ведущий инженер завода “Электросила” Яков Айземан. Остановился он у своего знакомого в деревне Воложба.

Утром Айземан ушел в лес. И не заметил, как заблудился. Это его не испугало, инженер считал себя неплохим знатоком тихвинских лесов. Весь день он бродил по совершенно незнакомым местам, а ближе к вечеру вышел на едва приметную лесную дорогу. Дорога вывела его к заброшенному хутору на краю большого болота.

Судя по всему, хутор был покинут довольно давно. Айземан поднялся на крыльцо и толкнул входную дверь избы. Она со скрипом отворилась. Внутри дома ничего примечательного не было, кроме следов чьей-то давней ночевки: нескольких пустых консервных банок, бутылки из-под водки и охапки дров, брошенной возле лежанки.

Быстро темнело. С болота клочьями наползал белесый туман, и тянуло промозглой сыростью. “Переночую в доме, а утром выясню, куда меня черт занес”, – решил Айземан и начал устраиваться на ночлег.

Ночью он внезапно проснулся от дикого ужаса. Кто-то шаркающей походкой прошел рядом с ним. Несколько секунд инженер лежал неподвижно, но затем испуганно приподнялся на своем ложе. В кромешной тьме ничего не было видно, но Айземан чутко уловил в избе чье-то присутствие и понял, что тот, кого скрывает мрак, смертельно опасен. Он торопливо щелкнул зажигалкой. Колеблющийся язычок пламени выхватил из темноты угол лежанки и стоящую в нескольких шагах от него сутулую фигуру старухи.

Айземан от неожиданности вскрикнул. Старуха медленно, словно незрячая, подалась в его сторону, растопырив обе руки. По избе потек сладковатый запах разложения, и Айземан ясно увидел, что к нему приближается… труп! В отчаянии он швырнул в покойницу зажигалкой “Нева”, еще советского производства, здоровенной и увесистой, будто кресало. Она тяжело ударила старую в гнилой лоб и, отскочив, мгновенно потухла. В темноте раздался вопль. Айземан бросился в сени. Страх придал ему силы, и он, одним рывком вырвав из закрытой входной двери крюк, выскочил на крыльцо.

Остаток ночи он бежал по каким-то зыбким кочкам, то и дело проваливаясь в торфяную жижу. На рассвете почувствовал под ногами твердую почву и обессилено рухнул. Отдышавшись, осмотрелся и понял, что находится недалеко от Воложбы.

Когда Айземан появился в деревне, то вызвал переполох среди местных жителей – настолько диким был его внешний вид. Однако все, что он рассказал, ничуть не удивило деревенских, поскольку о хуторе на болоте уже давно шла нехорошая молва. Поговаривали, что старуха – ведьма и хранит в своем доме старинную книгу по колдовству.

Айземан уехал из Воложбы в Питер, даже не вспомнив о брошенных на хуторе рюкзаке, патронташе и двустволке. По прибытии в город он прошел медицинское освидетельствование на предмет психического расстройства, на которое можно было бы списать все, что произошло с ним на хуторе. Но здоровье у инженера было как у космонавта, никаких намеков на нестабильность психики врачи не обнаружили. Тогда Яков обратился за разъяснениями к петербургскому исследователю аномальных явлений Андрону Фридману. Мнение знатока было таким:

— В северных областях России по старинному колдовскому обряду колдуну или ведьме нужно было найти себе преемника, чтобы перед смертью передать ему все свои запретные знания обычно в виде рукописного свода. В противном случае их черные души не могли найти успокоения и были обречены на вечные муки. Внезапная смерть Коренихи (ее убило осколком снаряда во время обстрела деревни немцами) нарушила этот обряд и стала причиной появлений призрака ведьмы.

Кроме того, Андрон Фридман выдвинул версию о том, что на хуторе, скорее всего, находится редчайший рукописный свод о колдовстве – русский вариант жуткого “Некрономикона”, известный с XIII века. Исследователь намерен отправиться на его поиски, хотя подобное предприятие будет невероятно опасным. Ведь ведьма колдовскую книгу просто так не отдаст…

Факт.

На территории России сосредоточено три четверти всех болот. На юге Томской области, на самой ее границе с Новосибирской, расположилось Васюганское болото. Раскинувшись на 500 километров в длину и от 15 до 120 в ширину, оно является самым крупным болотом на земном шаре.

Миф.

Как сказано в мифе о сотворении мира, изначально земля сплошь была покрыта водой. Однажды, идя по ней, Бог увидел мутный пузырь, из которого выскочил черт. Тогда Бог сказал Черту, чтобы тот достал землю со дна. Черт выполнил приказ, но горсть земли за щекой спрятал. В это время Бог из принесенной земли сотворил сушу, на которой появились красоты необыкновенной деревья, кусты и травы. Однако стали они расти и во рту у Черта, который стал неистово выплевывать землю. Именно так, по легенде, на земле и возникли болота.

 

Предыдущая запись ХУДОЖНИК ЕЛЕНА ПОКУШЕВА ЗИМНИЕ ПЕЙЗАЖИ
Следующая запись ЯПОНСКАЯ ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *