Главная / Вокруг нас / Каталонская (готская) история. Бесалу. Монастырь Монсеррат.

Каталонская (готская) история. Бесалу. Монастырь Монсеррат.

Каталония интересна внимательному любителю истории, способному замечать некоторые вещи, которые часто выпадают из рассмотрения апологетов «традиционной» истории. Сочетание разных эпох, традиций разных народов в архитектуре и обычаях каталонцев бросается в глаза и вызывает много вопросов.

Готы основали Каталонию, дали ей своё имя — «Готталония» и заселили, но данный факт (или скажем: основная версия в истории Каталонии) особо не афишируется. Каталония-Готталония – это место, где гармонично в культурных традициях сочетаются достижения «разных» эпох и «очень разных» народов: «древних» греков, римлян, готов, сарацин, иудеев, славян-богумил-болгар, франков… Возможно, что именно Каталония в Испании — самый древний форпост христианской Испании, пограничный с «арабской» Испанией. Может именно поэтому, мы наблюдаем такое интересное сочетание разных эпох и народов в культуре Каталонии, объясняющее самобытность каталонцев.

Бесалу (Безалу (исп. Besalú, кат. Besalú).

Первые упоминания о замке Безалу, вокруг которого формировался город, традиционно относятся к X веку. Замок возвышается над холмом, где покоятся со времен раннего Средневековья останки святой Марии (может и легенда, но претензии маленького города-крепости поразительны! Хотя может всё и не так просто).

Чтобы дойти до старого города, нужно перейти через речку Флувию по мосту XI века, построенного на слиянии рек Флувии и Капельярды. Бесалу еще до средних веков был известен тем, что именно здесь появлялись и так же якобы «быстро исчезали» древнеримские, франкские и мавританские правители. Есть здесь и еврейские бани. Знакомая ситуация и по истории Жироны, и по всей истории Каталонии. Быстро никто, скорее всего, и не исчезал. И народы были достаточно близкие, если только не один народ под разными названиями в период ещё не полного разделения религий. Похожие переплетения эпох и народов мы видим и в Малой Азии.

История. Считается, что в 8 в. н.э. Каролинги отвоевали эти земли у мусульман и передали их Жиронскому графству. Через 100 лет земли перешли Вифреду I Волосатому, которым дал городу автономию. В 894 году граф Барселоны Вифред I Волосатый подарил графство Бесалу своему брату. Вифред – национальный герой и легендарная(мифическая) личность в истории Каталонии, положивший начало ее независимости от франкских королей. После смерти Вифреда графство приобрело независимость, и город Бесалу получил мощный толчок для укрепления своего положения в качестве столицы. Пишут, что влияние графства простиралась на огромные территории. Здесь остановимся. Есть ощущение, что, несмотря на то, что Бесалу имеет атрибуты Средневекового города, часть истории города если не мифична, то сильно заимствована у более больших государств или, даже, империй. Какие могут быть «огромные» территории у приграничного графства между христианами и мусульманами! Столица (Бесалу) — милый небольшой город-замок на перекрестке торговых путей. Да и христианские святые реликвии могли появиться здесь разве только после катаклизмов на Востоке Европы и в Малой Азии, когда местный князь-граф, возможно участвовавший в походе на востоке, перевез их в своё графство, позаимствовав у настоящих хозяев. Графство Бесалу входило в состав Испанской марки – буферной приграничной зоны, состоящей из цепочки застав-графств, призванной оградить государство франков от мавританского нашествия. Как независимое графство Бесалу просуществовал недолго – до 1111 года. Последний из династии графов Бесалу ( Бернат III) умер бездетным. Графство вернулось под патронат Барселоны, утратив свои позиции. На этом Бесалу застывает в своем развитии, в результате чего он благополучно дожил до наших дней в своем первозданном средневековом виде. Но город-памятник сохранился только в лучшем случае с XI века. Наверное, и история графства начиналась не ранее этого срока.

По поводу двух зверей в рельефах, в том числе пары зверей, иногда даже с одной головой, которые мы видим в Бесалу, то есть интересные исследования из русско-скифской истории. И то же самое мы видим на барельефах старого Дмитриевского собора в русском Владимире.

Деревянное украшение упряжи — два грифона с общей головой». «Примером симметричной композиции, в которой составляющая её пара животных объединена одной головой, может служить вырезанное из дерева украшение конской упряжи из первого Туэктинского кургана. Обращённые друг к другу профильные скульптурные туловища двух крылатых грифонов соединены здесь общей скульптурной головой хищника, поставленной в фас.

«В сибирском искусстве распространены симметрично развёрнутые фигуры не только из зеркально повторяющихся изображений, но и из образов, объединённых общей головой. В ряде случаев они получают настолько орнаментальную трактовку, что в них с трудом отыскивается реальная основа. Примеров зеркально-симметричных композиций особенно много среди уздечных и седельных украшений в алтайских курганах. Из их числа можно указать замечательный налобник из второго Пазырыкского кургана, состоящий из распластанной головы львиного грифона с парой симметрично сопоставленных мертвых гусей, висящих у пасти хищника …». Подобных примеров скифского искусства из книги М.И. Артамонова «Сокровища саков» приведено много. И они встречаются и на Руси на рельефах действительно старых христианских храмов, и даже в Западной Европе (в данном случае в Бесалу), неся на себе яркий след, видимо, русского-ордынского-скифского присутствия.

Монастырь Монсеррат (кат. Monestir Santa Maria de Montserrat, исп. Monasterio de Montserrat).

Бенедиктинский монастырь, духовный символ и религиозный центр Каталонии, центр паломничества католиков(и не только) со всего мира. Монастырь, расположившийся на высоте 725 м над уровнем моря, получил своё название по горной местности Монсеррат («Разрезанные горы») в 50 км к северо-западу от Барселоны, где на небольшом пространстве высятся тысячи скал причудливой формы. Хотя, не копая глубоко, можно предположить, что перевод может и другим (от Мон (моя или «монсеньор»)): «Моя Царица», «Госпожа Царица», «Монастырь Царицы», «Госпожа Солнце(Ра)». Монастырь Богородицы.

Расположение монастыря в горах мне напоминает также старые традиции строительства святых мест, таких, как: Метеоры в Греции, скальные монастыри в Крыму, современный, но построенный в старых традициях — Патмос на Алтае.

История монастыря

Первое упоминание о монастыре Монсеррат датируется 880 годом. В IX веке здесь находилось четыре скита, один из которых был посвящён Деве Марии. В 1025 году здесь был заложен бенедиктинский монастырь в романском стиле. К XII веку сложился современный архитектурный ансамбль монастыря. В 1522 году паломничество в Монсеррат совершил основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола. В 1592 году прошло освящение нового собора, построенного в стиле Возрождения с элементами готики. В 1811 году монастырь был подожжён и разрушен войсками Наполеона. От первоначальных построек монастыря сохранились лишь романский портал собора и остатки готического клуатра (Клуатр). Старину французы уничтожили, но остался сакральный символ непокоренного духа каталонцев, место освященное Богородицей. Но отчего у тогдашних европейцев была такая ненависть к определенным христианским и «античным» памятникам Да, французы тех времен считались тогда безбожниками (пленных французов Суворов даже крестил заново, бывало). Но особую ярость у этих агрессоров отчего-то вызывали не все, а православные храмы (в 1812 солдаты Наполеона варварски портили иконы и гадили в русских храмах) и вот такого рода не совсем общеевропейские католические-каталонские. Учитывая, как при Наполеоне в Египте откровенно уничтожалась определенная старина под видом изучения, фальсифицировалась определенная история, то напрашивается и другая версия уничтожения Монсеррата французами (тем более, кроме безбожников того времени-французов в армии Наполеона были и другие народы). Возможно, что на фасадах храмов, на барельефах было что-то раздражающее, что, по мнению новых европейцев, просто необходимо было уничтожить. Что вот раздражало французов на голове Большого Сфинкса в Гизе, что они палили по ней из пушек Возможно, каталонский монастырь нес определенные старые знания в своих барельефах, росписях, в самих монахах, что не вписывалось в мировоззрение новых европейцев. Уже в 20 веке Гитлер продолжил это искажение истории, занимаясь переименованием в Германии чудом сохранившихся старых русских топонимов в новые немецкие.

Долгое время бенедиктинский монастырь находился в руинах и запустении. Только в 1844 году при поддержке бенедиктинской общины и каталонского населения началось восстановление монастыря, которое заняло около ста лет, после чего Монсеррат стал самым осязаемым символом Каталонии и опорой в тяжёлое время. В стенах собора Монсеррат во времена диктатуры Франко проводились службы и бракосочетания на запрещённом тогда каталанском языке. Интерьер восстановленного монастырского собора, над которым трудились художники и скульпторы XIX и XX веков, представляет собой сплав нескольких стилей с преобладанием модернизма. Алтарь высечен из скалы и богато украшен эмалью и серебром. В Тронном зале с 1947 года хранится статуя Святой Непорочной Девы Марии Монсерратской. Трон Мадонны из литого серебра был воздвигнут на народные деньги в знак примирения после Гражданской войны. Светильники для Тронного зала были подарены монастырю различными общинами страны. В оформлении алтарной часовни собора принимал участие каталонский гений Антонио Гауди. Ежедневно (кроме летних месяцев) в час дня в исполнении хора мальчиков, обучающихся в музыкальной школе при монастыре «Escolania de Montserrat», в храме звучит гимн деве Марии — известное в Каталонии песнопение «Виролай» (лат. Virolai de Montserrat).

Чёрная Дева Монсерратская.

Монастырь Монсеррат хранит национальную святыню Каталонии — статую Богоматери с младенцем на коленях XII века, привлекающую в монастырь паломников со всего света. За свой тёмный цвет 95-сантиметровая статуя из чёрного тополя в золотых одеждах получила название «Чёрная мадонна», а каталонцы ласково величают её «La Moreneta» (с кат. — «Смугляночка»). Возможно, что дело не только в цвете тополя. Как версия, «черная» происходит от старославянского «чермная — червонная», то есть «красная»-«красивая». Потом немного искаженное слово перевели на латынь. Богородицу часто называли КРАСИВОЙ! Благодаря заботе спрятавших её верующих статуя уцелела во время разграбления и почти полного уничтожения монастыря французами в 1811 году. К алтарю в Тронном зале поднимается очередь, чтобы поклониться святой покровительнице Каталонии, коснуться её рукой. В здании собора имеется специальная комната, куда возвращающиеся паломники привозят символы исполнившихся желаний — свадебные платья, уже не нужные ортопедические принадлежности, и т. п. Согласно легенде чудотворная статуя Девы Марии была обретена поселенцами в одной из пещер во времена Реконкисты. На территории монастыря работает музей, где есть уникальная коллекция православных икон.

Монастырская библиотека. В ней хранятся рукописные средневековые книги, а также издания монастырской типографии, появившейся в XV веке. Типография относится к числу старейших на Иберийском полуострове. Собрание библиотеки насчитывает более 300 тысяч томов, 400 из которых — рукописные. Самый ценный манускрипт библиотеки — сборник XIV века Llibre Vermell, содержащий десять средневековых песен. Доступ разрешён только ученым с мировым именем, и только мужского пола.

Читать еще:

Рабы на троне фараонов

Почему Египет называли «страной тюрков» Часть-2 «Колодец Голиафа» К счастью мамлюков, Хулагу и основная часть …

Добавить комментарий