Главная / Вокруг нас / Круглые броненосцы

Круглые броненосцы

А знаете ли вы, что на вооружении Черноморского флота России несколько десятилетий стояли круглые броненосцы

Бурный прогресс военно-морской техники в 50-70-х годах XIX века, связанный с применением на боевых кораблях паровых двигателей и бомбических орудий, а затем и брони, привел к полному перевороту в военном судостроении и развитию связанных с ним отраслей промышленности. Боевое значение деревянных кораблей, составлявших ко второй половине 50-х годов основную силу военно-морских флотов, настолько обесценилось с появлением первых броненосцев, что все морские державы, сообразуясь со своими политическими и экономическими возможностями, вынуждены были начать воссоздание своих флотов. Невиданные ранее бронированные монстры, вооруженные многотонными орудиями, один за другим сходили со стапелей и… тут же устаревали, «сраженные» новыми усовершенствованиями и изобретениями.

В России этот переворот пришелся на царствование Александра II. Шефом военно-морского ведомства страны, Морского министерства, был брат императора — великий князь и генерал-адмирал Константин Николаевич, а непосредственно руководил ведомством управляющий министерством вице-адмирал Н. К. Краббе. Всеми вопросами постройки новых судов ведал орган того же министерства, Морской технический комитет (МТК). Но далеко не всегда они определяли «политику» и технику судостроения 60-70-х годов. Контр-адмирал (с 1873 г. вице-адмирал) Андрей Александрович Попов, пользуясь доверием генерал-адмирала, неофициально осуществлял функции генерального конструктора военно-морского флота страны. Этот талантливый и энергичный человек, грамотный моряк и судостроитель, сумел, опираясь на им же подобранных помощников, реализовать большинство своих идей, заложенных в проекты различных по назначению кораблей, в том числе: океанского броненосного крейсера «Генерал-Адмирал», мореходного броненосца «Петр Великий» и, наконец, круглых судов: броненосцев «Новгород» и «Вице-адмирал Попов», царской яхты «Ливадия».

Споры вокруг достоинств этих круглых судов, не имевших аналогов в иностранных флотах, продолжаются и доныне.

Корабли “Новгород” и “Киев” (позже переименованный в “Вице-адмирал Попов”) были первыми броненосными кораблями Черноморского флота, построенными после Крымской войны. В ходе этой войны российский Черноморский флот был практически уничтожен и требовались экстренные меры по его восстановлению.

Необычность конструкции этих броненосцев была вызвана следующими обстоятельствами: требовалось создать броненосцы береговой обороны, бронированные и вооруженные лучше кораблей потенциальных противников, способные действовать на мелководье Днепровского лимана и Керченского пролива – важнейших стратегических пунктов Черноморского театра военных действий. Учитывая слабость судостроительной промышленности на юге России, создать броненосец классического типа, удовлетворяющий выдвинутым требованиям, не представлялось возможным.

Решение выдвинул вице-адмирал Попов. Он предложил оригинальную конструкцию круглого корабля. По сравнению с классикой он имел следующие преимущества: при заданных размерах корпуса корабль с круглой в плане формой корпуса имеет большее водоизмещение и меньшую осадку, способен нести более тяжелое вооружение и толстую броню. В цифрах это выглядит примерно так:

• при длине корпуса броненосца “Новгород” 30,8 м и осадке 4,11 м его водоизмещение составило около 2500 тонн (при классической компоновке судна оно не могло превысить 800 тонн);

• вес корпуса получился — 20% от полного водоизмещения (обыкновенно 30—40%), а вес брони достиг 1/3 полного водоизмещения (не более1/6 на “классике”);

• на “Новгороде” были установлены пушки калибра 280 мм, что было бы невозможно на корабле сравнимого размера с “правильным” корпусом;

• пушки главного калибра были установлены неподвижно на барбете, однако поворотливость круглого корабля позволяет считать их равноценными установленным в башне с круговым обстрелом.

Конечно, круглое судно имело и недостатки: большое сопротивление движению и, соответственно, малую скорость, плохая устойчивость на курсе, сильная и непредсказуемая качка на сильной волне. Именно за эти недостатки “поповки” и их конструктор подверглись критике, их называли кораблестроительным курьёзом и бездарной тратой государственных средств. Однако не стоит забывать что “круглые броненосцы” были броненосцами береговой обороны, фактически плавучими батареями с орудиями большой мощности. Для этой цели “поповки” подходили как нельзя лучше. А критиковать корабль построенный для охраны мелководного побережья за плохую мореходность, как минимум не корректно. Кстати, рассказы о том что “поповки” начинали вращаться после выстрела – полная ерунда.

По проекту Попова было построено два корабля. Первым стал “Новгород”, построенный в Петербурге и по частям перевезённый в Николаев. “Новгод” вступил в строй в 1873 году.

ТТХ броненосца береговой обороны “Новгород”:

Водоизмещение: 2491 тонна
Длина наибольшая: 30,8 метра
Длина дна: 23,16 метра
Ширина наибольшая: 30,8 метра
Ширина дна: 23,16 метра
Высота борта: 4,6 метра
Осадка по корпусу: 4,11 метра

Силовая установка: 4 паровые машины «Берда» по 120 л. с., 8 котлов
Скорость хода: полная 6,5 узла
Дальность плавания: 480 миль при скорости хода 6 узлов
Автономность: 3 суток

Вооружение: 2х1 280-мм пушки Круппа в барбете, 1х1 87-мм пушка Круппа
Экипаж: 151 человек (15 офицеров)

Вторая “поповка” была заложена уже в Николаеве. Первоначально она получила имя “Киев”, но вскоре была переименована в “Вице-адмирал Попов”. Этот корабль был крупнее “Новгорода” и имел более мощное вооружение. В стой этот броненосец вступил в 1876 году.

ТТХ броненосца береговой обороны “Вице-адмирал Попов”:

Водоизмещение: 3550 тонн
Длина наибольшая: 36,57 метра
Длина дна: 29,26 метра
Ширина наибольшая: 36,57 метра
Ширина дна: 29,26 метров
Высота борта: 4,6 метра
Осадка по корпусу: 4,11 метра

Силовая установка: 8 паровых машин «Берда» по 120 л. с., 12 котлов, 6 винтов Гриффита, 1 руль
Скорость хода: полная 8,5 узла
Дальность плавания: 540 миль при скорости хода 8 узлов
Автономность: 3 суток

Вооружение:

2х1 305-мм пушки Круппа в барбете,
6х1 87-мм пушки Круппа, 8х1 47-мм пушки Гочкиса,
2х5 револьверных 37-мм пушки Гочкиса
Экипаж: 206 человек (19 офицеров)

“Поповки” стали первыми российскими броненосными кораблями на Черноморском флоте и обеспечивали защиту побережья до создания флота “настоящих” броненосцев. Хотя такие корабли и не прижились на флоте, многие технические решения, впервые применённые Поповым на круглых броненосцах, стали обязательными для российских и иностранных кораблей…

Читать еще:

Завиет-эль-Эриан: запрещенный город в Египте

Далеко не все загадки древних сооружений разгаданы современными учеными. К некоторым из них доступ закрыт …

Добавить комментарий