Главная / Вокруг нас / Опальный авиаконструктор

Опальный авиаконструктор

Приемный сын австро-венгерского вельможи, итальянец по происхождению Роберто Бартини в графе «национальность» «русский». Рьяный приверженец коммунистических идей посвятил всю свою жизнь созданию самолетов в СССР. Советская власть использовала разработки ученого. Однако Бартини сидел в тюрьме, когда разработанный им самолет Сталь-7 поставил мировой рекорд.

Бежал от Муссолини

Казалось бы, жизнь Роберто Бартини не могли омрачить никакие обстоятельства — обладатель титула барона и милионного состояния, красавец, талантливый ученый. Некоторые данные его биографии в различных источниках существенно отличаются. Что, впрочем, неудивительно, так как исследователи черпают сведения из протоколов его допросов в подвалах НКВД. Вероятно, итальянец не был вполне откровенен со следователями.

Миллионер Бартини работал разнорабочим на заводе «Изотта-Фраскини»

Роберто был приемным сыном барона Лодовико Ороса ди Бартини — вице-губернатора Фиуми (сейчас это город Риека на территории Хорватии). Он получил прекрасное образование, владел несколькими языками и закончил Миланский политехнический университет. Когда началась Первая Мировая, Бартини закончил офицерскую школу и отправился на Восточный фронт. Определил его мировоззрения, как ни странно, плен. Бартини попал в лагерь под Хабаровском, где познакомился с русскими большевиками. Вернулся домой в 1920 году. Дела у семьи Бартини шли неплохо, отец сохранил привилегии дома Габсбургов и крупное состояние. Но Роберто, одержимый коммунистической идеей, преимуществами своего положения не пользовался. Большинство исследователей сходятся на том, что доставшееся ему после смерти отца наследство — а это десять миллионов долларов — он направил на финансирование компартии Италии. Сам же работал простым разнорабочим на заводе «Изотта-Фраскини». После того, как к власти в Италии пришел Муссолини, Роберто был вынужден уехать в Советский Союз.

Сел из-за Мусолини

С 1923 года Бартини — работник научно-опытного аэродрома ВВС (Сейчас — Чкаловский). Начинал он со скромной должности лаборанта, дорос до эксперта технического бюро, параллельно с этим совершал вылеты в качестве военного летчика. Довольно быстро Бартини столкнулся с советскими реалиями. Так, экспериментальную группу по проектированию гидросамолетов в Севастополе он возглавил после ареста ее создателя — Д. П. Григоровича. Однако первое время его карьера двигалась по нарастающей, Бартини даже получил звание комбрига. Конструктору в то время был 31 год. Довольно быстро на талантливого ученого обратил внимание маршал М. Н. Тухачевский. Именно по его рекомендации Бартини назначили главным конструктором одного из заводов Гражданского Воздушного флота. И в 1932 году завод проектирует самолет Сталь-6, который через год установит мировой рекорд скорости 420 км/час.

Всего Роберто Бартини разработал 60 проектов различных самолетов — в их числе стратегический бомбардировщик, самолет-амфибия, гидросамолет, большегрузный самолет, схожий с современными аэробусами. Уже тогда многие его коллеги понимали — техническая мысль Бартини значительно опережает свое время. При этом большинство его проектов воспринималось научным сообществом в штыки, их «неосуществимыми». Но именно эти смелые идеи легли в основу конструкторских решений современного воздушного флота.

Всего Роберто Бартини разработал 60 проектов различных самолетов

Одним из тех, кто понимал потенциал разработок Бартини, был маршал Тухачевский. Именно по его рекомендации был направлен на серийное производство разработанный Бартини 12-местный самолет Сталь-7. В нем гениальный итальянец применил принципиально новое решение крыла — вместо привычного, перпендикулярного корпусу, было спроектировано крыло «обратная чайка». СССР с гордостью представил Сталь-7 на международной выставке в Париже, продемонстрировав техническую мощь молодого государства. А в 1939 году Сталь-7 поставил мировой рекорд скорости для самолетов такого типа — 405 км/час на дистанции 5000 км. Но Бартини при награждении летчиков и разработчиков не присутствовал — в 1938 году его арестовали из-за тесного сотрудничества с маршалом Тухачевским. Авиаконструктора обвинили в шпионаже в пользу Муссолини.

В «туполевской шараге»

Под пытками Бартини признал все предъявленные ему обвинения. Ему дали десять лет заключения и еще на пять — ограничения в правах. Однако конструктор был слишком ценным специалистом, чтобы отправлять его на лесоповал. Бартини оказался в знаменитой «Туполевской шараге» — авиационном КБ-29. Здесь он участвовал в работе над фронтовым пикирующим бомбардировщиком Ту-2. Здесь же знакомится с С. П. Королевым.

В «шараге» Бартини находился до 1947 года. Он мог бы выйти и раньше: группу Туполева освободили в 1941 году. Но незадолго до этого Роберто Бартини перевелся в другой коллектив. Ему казалось более перспективной работа над истребителем, которая велась в бюро «101» под руководством Д. Л. Томашевича. Коллектив бюро сидел вплоть до 1947 года.

Фото 2. Гидросамолет Бартини ДАР

После освобождения, начиная с 1948 года Бартини работает на авиастроительном заводе в Таганроге. В 1952 году занимает должность главного инженера в Сибирском НИИ им. Чаплыгина. Именно здесь он разрабатывает проект самолета Т-203, технические решения которого намного опередили свое время. Напомним, Бартини первым предложил изменить конструкцию крыла на обтекаемую, позволяющую снизить сопротивление воздуха. В его более поздних проектах крыло меняется до неузнаваемости — эта часть самолета выглядит как у современных сверхскоростных истребителей. Такие крылья обеспечивают самолету высокую скорость. Но Бартини идет дальше. В 1955 году он предлагает проект сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика, А 55. Он утверждает, что самолеты могут летать со скоростью 2000 км/час!

Конструктор представил «неисполнимый» проект сверхзвукового истребителя

Никто не верит Бартини, проект называют «неисполнимым». Но тут вмешивается Сергей Королев, который опытным путем доказывает реализуемость проекта и возможность достижения заявленных Бартини характеристик.

Фото 3. Сергей Королев в заключении, 1940 год

К сожалению, самолет так и не был построен. Дело в том, что одним из тех, кто продвигал проекты Бартини для ВВС, был маршал Жуков. Когда его отстранили от должности, работа над самолетом была прекращена.

Одним из тех, кто поддерживал проекты Бартини, был Королев

Идеи Бартини воплотились лишь десятилетия спустя — в современных сверхзвуковых истребителях. Сам конструктор умер в 1974 году. Он разработал 60 проектов самолетов. Но в названиях самолетов вы не встретите букву «Б» — ни один не назван его именем.

Читать еще:

Беляны. Чудо корабли прошлого.

Увидев изображение подобного корабля, многие решат, что это старинный авианосец или прототип Ноева ковчега. Если …

Добавить комментарий