Главная / Вокруг нас / «ЮВЕЛИРОЧКА» ОТ КРЕЙСЕРА «СВЕРДЛОВ»

«ЮВЕЛИРОЧКА» ОТ КРЕЙСЕРА «СВЕРДЛОВ»

1953 год.

Советские ВМС получили приглашение принять участие в морском параде на Спитхедском рейде Портсмутской военно-морской базы по случаю коронации Ее Королевского Величества Елизаветы II. Выбор пал на новейший крейсер проекта 68-бис — «Свердлов» под командованием капитана 1 ранга О.И. Рудакова. Во время подготовки визита Рудакова вызвали в Москву. Министр обороны Н.А. Булганин поставил задачу — быть на военно-морском параде лучшим!

Для парада на рейде Спитхеда собралось более 200 кораблей.

Крейсеру предстояло сложное маневрирование для того, чтобы точно встать в парадный строй. Рудаков был единственным из командиров иностранных кораблей, который буквально влетел на Спитхедский рейд без помощи лоцмана и сам повел корабль к месту якорной стоянки, которое должно было быть обозначено сигнальным буем с государственным флагом СССР. «Свердлов» подошел к указанной точке, однако сигнальный буй отсутствовал. (Позднее командир корабля получил официальные извинения по этому поводу). Штурман быстро установил, что ошибки нет.

Теперь надо было встать на якорь методом фертоинг, что требовало ювелирной точности в управлении огромным кораблем.

Этот метод швартовки некогда был разработан и применялся исключительно британскими моряками. Два раза в сутки меняется течение в Ла-Манше, проливе между материком и Британией. Причем настолько, что вода то поднимается сразу на 8 метров, то опускается ровно на столько же. Понятно, что при такой смене течений корабль на одном якоре закрутит вокруг своей оси, а потому нужно было выбрасывать сразу два якоря, да так, чтобы якорные цепи при этом не переплелись и не пришлось их обрубать.

По принятым тогда стандартам для кораблей такого класса, как «Свердлов» отличной считалась постановка за 45 минут. Американский крейсер встал на якорь за 2 часа, французский – за 4 часа, а завершения постановки шведского просто устали ждать.

«Свердлов» встал на якорь за 12 минут. Это произвело настоящую сенсацию. Фото Рудакова оказалось на обложках всех британских газет.

«На следующее утро состоялся морской парад. Королева обходила строй кораблей на яхте «Сэрпрайз». Затем королева устроила прием командирам судов приглашенных государств. На корме линкора «Авангард» командиры выстроились в порядке старшинства воинских званий. Первыми стояли американский и французский адмиралы. Однако, минуя все условности, Елизавета первым делом подошла поприветствовать советского капитана. Огромный красавец-мужчина ростом метр девяносто во время рукопожатия с Елизаветой по привычке дернул руку чуть на себя — вот у королевы от неожиданности нога от палубы и оторвалась… И снова Рудаков — на первых страницах британских газет. «Королева в объятиях русского медведя» — примерно так были подписаны многочисленные снимки» (Из воспоминаний Александра Жугана, старшины второй статьи «Свердлова»).

После завершения торжеств, крейсер благополучно вернулся в Балтийск. На базе его ждала торжественная встреча. Министр обороны СССР Н.А. Булганин лично вручил награды каждому члену экипажа. О.И. Рудаков был произведен в контр-адмиралы и награжден орденом Боевого Красного Знамени.

После визита крейсер «Свердлов» еще много лет находился в боевом строю Балтийского флота, совершив несколько заграничных визитов. Однако физическое и моральное старение корабля привело к тому, что 30 мая 1989 года он был исключен из боевого состава флота, а затем продан индийской фирме для разделки на металл.

Читать еще:

Самые живописные горнолыжные курорты мира

1. Alpe dHuez, Франция Альп-дЮэз самый большой горнолыжный курорт Французских Альп, протяжённость одной из его …

Добавить комментарий