Главная / Вокруг нас / Чего нам стоил поход на Аник

Чего нам стоил поход на Аник

Аник… Для нас он стал чем-то большим, чем просто очередная вершина в проекте «Приморская высота». Мало того, что это самая высокая гора в крае, так она еще и самая труднодоступная из всех, что нам предстояло посетить за обозначенный год.

Изначально мы думали, что будем постепенно повышать уровень сложности походов, и к Анику придем, имея за плечами опыт восхождений на 18-19 гор в крае. Но не тут-то было. Опытные туристы подсказали, что лучшее время для восхождения — вторая половина августа, потому что раньше и позже в этих краях значительно прохладнее и неуютнее.

Так Аник стал 12-ой вершиной в проекте. У нас за плечами были простенькие Пидан, Фалаза, Лысый дед, Воробей, Чандолаз, Голец, средние Лысая, Читинза, Ольховая, Облачная, а также зловещая, но чудесная Глухоманка. С таким набором люди обычно еще не смотрят в сторону таких вершин, как Аник. Но у PrimDiscovery выбора уже не было — груздем назвались заранее, оставалось мчаться навстречу кузову.

С первого дня проекта, обозначив примерные даты похода, мы стали к нему готовиться. Читали и перечитывали отчет группы, побывавшей на Анике в 2011 году, смотрели их фотографии и волновались. В принципе, это была вся наша подготовка до начала августа. Хотя нет. Весной мы заглядывали в спортивно-туристический клуб «Гринтур» к бывалым туристам — познакомиться и спросить совета. Веры в себя с их стороны не заметили, но их руководитель Владимир Шкрябин и еще несколько спецов проявили готовность помочь в подготовке и рассказали, как важно продумать все до мелочей.

Мы прониклись этими словами, но готовиться к походу в итоге стали только за пару недель до экспедиции — просто не получалось раньше. В начале августа снова пришли к спортсменам, получили ответы на вопросы и стали действовать.

В этом материале мы опишем все этапы подготовки к длительному походу. Учитесь на наших ошибках, пользуйтесь как шпаргалкой, просто оцените, сколько вложено сил в экспедицию — сегодня мы расскажем, чего PrimDiscovery стоил поход на Аник.

***

Как человек нерешительный, но к тому моменту уже безработный, я до последнего сомневалась и откладывала ответ на вопрос, иду ли я на Аник. Две недели в тайге, вдали от цивилизации, городской суеты — это не просто выход из зоны комфорта. Это изолированность, ежесекундная опасность. Ты зависишь от погодных условий и собственной удачи, рассчитываешь только на себя (если повезет, то на товарища), беспрерывно ищешь в себе силы — и физические, и психические — чтобы наслаждаться всем этим, а не только ежесекундно страдать.

Конечно, я переживала, справлюсь ли, пойду ли. При этом принимала участие во всех обсуждениях и планах — на всякий случай. Саша и Вадим то ли не подавали виду, то ли и вправду не сомневались ни секунды, но в нерешительности замечены не были. Сразу сказали: «Идем!». Только вдвоем я бы их никуда не пустила, а желающих разделить с командой участь покорения самой высокой горы Приморья долго не было на горизонте.

Туристическое сообщество было в восторге от того, что кто-то идет на Аник, но не от нас. Каждый второй писал в комментариях, что не верит в наши силы, что мы убьемся, что не дойдем до вершины и развернемся…

Команда

Итак, начало августа, мы без команды. Спортсмены-туристы рассказали, что идеальное число участников экспедиции — восемь. При этом обязательно нужно распределить роли, назначить руководителя и ответственных за всякое.

Нас было трое (или двое, я тогда еще не решила наверняка). На тот момент несколько человек просились составить компанию на Аник, но ближе к дню Х все куда-то подевались. Недоумевая почему, мы не теряли надежду — стали при каждом удобном случае звать друзей, коллег и знакомых. Так, в наших рядах оказались Аня Барма (координатор проектов Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы WWF) и Костя Васильев (корреспондент PrimaMedia). Эти ребята, услышав о возможности забраться на вершину Аника, сразу же взяли отпуска и приготовили рюкзаки. Что ж, впятером тоже можно идти.

Мы уже планировали, как поместимся в две палатки (я на всякий случай), когда за пару дней до похода к PrimDiscovery решил присоединиться тогда еще никому из нас неизвестный Дима Трякин, системный администратор и друг нашего коллеги, пустившего клич среди друзей о наборе в команду на Аник. В итоге с Димой мы познакомились в день выезда, во время фасовки сухпайков и продуктов питания. До этого наше взаимодействие сводилось к общению в чате Whats App, созданном специально для организации похода.

Сразу скажем, состав команды очень важен. Лучше, если с вами идут проверенные люди. Те, с которыми вы уже ходили в длительные походы, которые уже проявили себя в экстремальных ситуациях как надежные товарищи. Наша самонадеянность в этот раз ничем плохим не обернулась, но всякое бывает.

Наши друзья имели опыт походов, некоторые — длительных. Но в основном, мы все ходили максимум на четыре дня.

Решение

Когда дело дошло до покупки еды и недостающего снаряжения, распределения ролей в команде, сборов, я поняла — деваться некуда, надо решать. Стресс, связанный с этим решением, копился с января, но больше нельзя было притворяться страусом и ждать откровения с неба или во снах.

Я спросила у всех, пошли бы они. Друзья и подруги говорили, что вряд ли — далеко, некомфортно, тигры там и змеи. Знакомые из среды туризма радостно вопили, что конечно надо идти, жаль, что не могут с нами. А родные… Они поддержали меня больше всего. Мама сначала отговаривала -мол, ты всегда была равнодушна к спорту, болеешь часто, зачем тебе к тиграм и змеям. Потом стала говорить, что если есть уверенность в своих силах, то надо идти, если нет — идти не надо. Уверенности не было, я позвонила дедушке. Тот, опытный турист и путешественник, геолог, капитан дальнего плавания, фотограф и писатель, чье творчество как раз посвящено экспедициям и природе, сказал примерно то же, что мама. Но при этом добавил, что после такого похода будет, что вспомнить, что это очень интересно и вдохновляюще. Обрадовался, что внучка тоже по горам пошла. После этого я позвонила папе. Он тоже геолог и всю жизнь работает в тайге. И после того, как он повторил все те же слова про уверенность, он сказал, что верит в меня. Что не надо бояться сложностей, нужно идти им навстречу, быть смелым и решительным.

Я тогда расплакалась и поняла — надо идти. Так мой поход стал не только испытанием своего духа и тела на прочность. Я обретала веру в себя и свои силы, училась доверять себе и миру.

Ну а Саша и Вадим, похоже, ни секунды не сомневались, что мне надо идти. На нытье всегда отвечали, что мы справимся и всё будет хорошо.

Позже мы с командой обсуждали, что привело каждого из нас в поход. Оказалось, у каждого были разные мотивы и ожидания от экспедиции. Об этом мы расскажем позже в материалах.

Роли

Роли были распределены следующим образом (дополнения в скобках):

• Саша — руководитель похода (он же «рукпох» и «начпох», человек с GPS и решающим словом, если идет впереди, то убегает далеко от всех);

• Вадим — ответственный за питание (он же «завхоз» и «начпрод», чаще всего шел первым, а за ним — человек с GPS, который его направлял);

• Аня — штурман (человек с GPS и картой + человек с тайными знаниями о ботанике);

• Даша — доктор (человек с аптечкой и тайными знаниями о ее содержимом);

• Костя — костровой (мы пробовали ставить Костю первым в колонне, но он требовал устроить геноцид пауков);

• Дима — замыкающий (иногда еще и человек-разведчик).

В колонне мы пытались идти по-разному, но пройдя где-то две трети пути в ту сторону, нашли идеальный вариант. Спортсмены как-то заранее высчитывают комбинацию, но у нас не получилось.

Маршрут и транспорт

Маршрут был проработан нами с самого начала. Осознав, что повторять путь группы-2011 необязательно (их нитка шла через другие горы и хребты и обладала высокой категорией сложности), наш руководитель предложил идти в экспедицию по их обратному пути.

Был вариант зайти на маршрут через нацпарк «Бикин», но это потребовало бы больших организационных затрат. В итоге решили заходить через Хабаровский край и базу отдыха «Сокол»:

г. Владивосток — с. Переяславка — п. Долми — п. Солонцовый — р. Кафэ — р. Сагды-Селанка — Мраморный карьер — р. Ахбио-Хуаликчи — р.Чукен — р. Магму-Биосани — г. Аник (1933м) — р. Магму-Биосани — р.Чукен — р. Ахбио-Хуаликчи — р. Сагды-Селанка — р. Кафэ — п. Солонцовый — п. Долми — с. Переяславка — г. Владивосток.

Транспорт до места нашли быстро — Артем уже возил PrimDiscovery по краю и любезно согласился доставить команду до «Сокола», а затем забрать там же. За каких-то 40 000 рублей.

Мы пытались найти варианты дешевле, но не вышло. Если у вас есть свой микроавтобус, цифры на затраты станут в разы меньше. Справиться с оплатой поездки нам помогли наши друзья-спонсоры. Но об этом позже.

При этом маршруте возникнет сложность пройти через шлагбаум на мосту через реку Кафэ. Это частная территория, и просто так здесь ворота не откроют. Как мы вышли из этой ситуации — читайте в следующем материале.

Рюкзаки

Сбор рюкзаков мы начали дня за три до экспедиции.

Вещи в походе делятся на личные и общественные. Отправляясь в поход на 10-14 дней, постоянно думаешь, как бы не «переборщить» с поклажей, ведь всё придется нести на плечах, а это даже не еда.

Итак, что мы брали в рюкзаки:

1. Спальник;

2. Самонадувающийся коврик или пенка;

3. Набор КЛМН без ножа (кружка, ложка, миска);

4. Фонарик;

5. Фальшфейер и свисток;

6. Бутылка для воды или фляжка;

7. Паспорт+полис;

8. Зубная щетка и другие предметы для личной гигиены (вплоть до «тряпочного» ведра и мочалки);

9. Запасная пара обуви (сандали, резиновые тапки или кроссовки);

10. Одежда (футболки — от 1 до 3 шт., набор термобелья для сна или трико, сменные штаны, флиска (толстовка), нижнее белье (от 2 до 4 шт.), носки (от 2 до 4 шт.), шорты;

11. Шапка (для восхождения на вершину, там холодно);

12. Блокнот и ручки (пять из шестерых в нашей экспедиции — пишущие товарищи).

13. Непромокаемые спички (никому не пригодились).

14. Дождевик для себя и на рюкзак.

15. Техника (у кого-то были мобильные телефоны, у кого-то набор аппаратуры (у Саши — две камеры, два объектива, штатив, светофильтры), у кого-то камера с объективом и спутниковый телефон, у кого-то электронная книга (это была я, зачем было брать — непонятно). Кроме того, все это требовало запасных батареек и заряжающих от солнца устройств.

Личные вещи, которые в итоге не пригодились: сменная бандана, спички, фальшфейеры (кроме одного, об этом позже), часть батареек, куртка (и здесь оставим интригу), электронная книга (почитала я ее один раз, но она в итоге немножко сломалась).

На нас во время движения были:

1. Одежда: энцефалитные костюмы, или армейский китель, или тельняшка с длинным рукавом и плотные штаны защитного цвета с жилеткой с карманами;

2. Головной убор: панама (у кое-кого даже с москитной сеткой), бандана, кепка, шляпа.

3. Обувь: треккинговые ботинки или берцы.

Ну и носки, нижнее белье, футболочки. Всё, как полагается.

Общественные вещи (каждый нес понемногу из этого):

1. Еда (61 кг на всех);

2. Кухонные принадлежности: котелок, чайник, ножи — 2 шт.;

3. Для костра: несколько таблеток, зажигалки;

4. Для дождя: тент 3*5 м, газовая горелка, газ 750 мл;

5. GPS с треками — 2 шт., компас, карта с прорисованным маршрутом;

6. Ремнабор: суперпрочная нитка, иголка;

7. Моечный набор: средство для мытья посуды, губка, жестяная щетка, зубная паста, мыло дегтярное и банное, щипчики для ногтей;

8. Аптечка: баралгин (в ампулах), шприцы по 5 мл, гемостатическая губка, жгут, хлоргексидин (1 бут.), бинт стерильный и нестерильный, левомеколь, клей БФ-6, лейкопластырь лентой и нет; фестал, лоперамид, маалокс; грамицидин, капли в уши, капли в глаза цистеин, ципрофлоксацин, ацетилсалициловая кислота, АЦЦ лонг, гексорал с 4 насадками, ингаверин; кетанов, мазь нурофен, спрей долорон, но-шпа, цитромон; нашатырный спирт; нолицин; эриус, супрастин (в ампулах); спирт 0,3 л. Мы забыли взять парацетомол или что-то комплексное от простуды. Нам понадобились: клей БФ-6, хлоргексидин, лейкопластырь, презервативы, кетанов, нурофен, цитромон, но-шпа, долорен, нолицин, эриус. Ну и спирт, конечно.

9. Репелленты: две пшикалки — от клещей и комаров, зеленые спирали;

10. Обвязка, веревка, карабин: для переправы через Чукен при большом уровне воды;

11. Игральные карты.

Ах, да. Мы взяли три палатки. Две однослойные двухместные, которые вместе могли поместиться под тентом, и одну трехместную штормовую.

Погода

Это одно из важнейших факторов при планировании похода. Когда мы смотрели прогнозы в районе имени Лазо Хабаровского края (там нам и предстояло гулять ближайшие две недели), то не могли нарадоваться — синоптики пророчили исключительно солнце и отсутствие даже ветра, не то что осадков. Жаль только, что метеорологи так часто ошибаются…

Кстати, были и такие прогнозы, что суперсильный тайфун будет в наших краях. Но мы решили не верить этому, просто в последний момент прикупили в поход тент.

Еда

Наш начпрод Вадим подошел к вопросу весьма серьезно. На сайте «Гринтура» он посмотрел раскладку группы, побывавшей на Анике в 2011 году, и проработал нам особое меню. Каждый день он радовал нас сладкими сухарями и конфетками, а мы его иногда — собранными ягодами для таежного чая и грибами для каши и супа.

Если кратко, то на завтрак мы ели либо мюсли, либо каши, на обед — суп, на ужин — каши. Мясо — сушеное и соевое. Вместо хлеба — сухари. А еще каждый получал с утра сухпаек — 105 граммов вкусняшек типа орешек, шоколада, сухофруктов и сушек.

Купили продукты, сушили сухари и мясо мы накануне отъезда из Владивостока (пришлось несколько раз ходить в гипермаркет). А занимались фасовкой, топлением сливочного масла, распределением по рюкзакам — ожидая машину (с 14.00 до 17.00). Наши товарищи из «Гринтура», к слову, советовали нам чуть ли не несколько месяцев потратить на эти приготовления.

Стоимость

Помимо 40 000 рублей, что мы заплатили за трансфер, пришлось потратиться на еду и аптечку — 22 500 и 3 015 рублей соответственно. Также не обошлось без прочих расходов (тент, газ, еда в пути до места, репелленты, недостающая экипировка, купленная в последний момент) — 5 110 рублей.

Общая стоимость экспедиции: 70 625 рублей.
Дарья Червова

Читать еще:

Беляны. Чудо корабли прошлого.

Увидев изображение подобного корабля, многие решат, что это старинный авианосец или прототип Ноева ковчега. Если …