Главная / Вокруг нас / Второе посольство Петра Алексеевича

Второе посольство Петра Алексеевича

Главной целью второго путешествия Петра I в Европу был Париж. Помимо Франции, царь посетил и другие страны, но Франция, законодательница мод во всех смыслах, была главной точкой. В отличие от Великого посольства, путешествие 1717 года изучено намного хуже, меж тем оно не менее интересно как минимум из-за того, что в Европу едет уже не юнец на троне, а опытный правитель.

Что искали русские во Франции

Поездка Петра I 1717 года — это первое посещение русским царём Парижа. Затем их будет ещё четыре. Во французской столице побывают Павел I под видом графа Северного, Александр I, Александр II и Николай II.

Посещение Петром Парижа именно в то время довольно знаковое. Пётр приезжает во Францию, когда французский абсолютизм находится во всём своём великолепии и уже имеет те инструменты, которые могут ясно доносить до подданных нужные ей, власти, смыслы. России же только предстоит выработать способы репрезентации и легитимации новой для неё абсолютистской власти.

Фото 1. Людовик XIV, король-солнце. К моменту прибытия Петра он уже умер, однако царь застал систему в том состоянии, до которого она дошла при Людовике XIV. Новый король был слишком юн, а регент не был коронованным монархом, поэтому не был столь же важен

Русская власть в 1717 году заимствовала у Франции не культурный опыт, отнюдь. Царь и его двор подглядели у двора Людовика XV церемониал, переняли французскую ритуальность, присущую европейским дворам, но французскому особенно.

Стереотип о Петре I

Прежде, чем рассказать о быте русского посольства во Франции, надо вспомнить то, каким представляется в массовом сознании Пётр Алексеевич. Итак, первый российский император — человек спонтанный, чуждый церемониалу, скромный. Предпочитал простое, визиты к нему — не аудиенции, а просто посещения. Более того, нам кажется, что царь был человеком исключительно динамичным, находившемся в вечном движении. Пётр в трактовке массовой истории, национального мифа, если угодно, — это вечно молодой и вечно пьяный человек.

Фото 2. 26-летний Пётр I. Портрет кисти Кнеллера был подарен Петром в 1698 году английскому королю. Даже в изобразительном искусстве Пётр I почти никогда не представлен статичным, он почти всегда в движении. Здесь сама фигура царя выдаётся вперёд, а на фоне — корабли и волны, динамичные объекты

Всё сложнее, чем в мифах

Если мы будем следовать предрассудкам о Петре Великом, то мы и во втором посольстве найдём доказательства расхожим суждениям. В 1717 году Пётр I избегает встреч, которые ему предлагают. Так, в Брюгге и Бове для русского царя готовились торжественные приёмы. Оба приглашения были проигнорированы. И таких примеров можно найти много.

Но мы посмотрим более детально. Да, с одной стороны Пётр избегал публичных встреч, которые были связаны с большими скоплениями людей, вниманием со стороны народа. Но когда речь заходила о представительских встречах, Пётр практически всегда соглашался.

Другая интересная вещь: русские послы старались для всей делегации обустроить собственное пространство. Почти всегда находились отдельные дома или дворцы, где могли бы жить только царь и его спутники.

Фото 3. С. А. Кириллов. Пётр Великий 1982-1984

В Париже Пётр игнорирует все настойчивые предложения остановиться в Лувре. Послы просят, чтобы у Петра был собственный дом, где он мог бы чувствовать себя как хозяин. В итоге договориться так и не смогли. Официально для царя готовы покои в Лувре, но есть и запасной вариант — отель Ледигьер.

Пётр I набивает цену

Когда Пётр приезжает в Париж, он больше получаса ходит по Лувру всё разглядывая и всем восхищаясь — это отражено в журнале пребывания Петра в Париже. Затем он говорит, что не останется в Лувре и требует, чтобы его отвели в отель. Уговоры остаться хотя бы на три дня не помогают. Нужный отель, Ледигьер, на тот момент был не готов, королевские слуги вынуждены в спешке переносить приготовленные для Петра вещи и еду в отель.

Фото 4. Лувр и Тюильри в 1615 году карта Мериана

Желание Петра Алексеевича не быть почётным гостем, а создать пространство, где он и только он был бы хозяином, имеет конкретную цель. Подобной манипуляцией Пётр I выстраивает дистанцию между собой и французской властью. Это видно уже на следующий день, когда царь на правах хозяина начинает принимать высших чиновников Франции. И поражает, как тонко Пётр I знал, что такое церемониал и почему, и с какой целью приём гостей был во Франции ритуализирован. Пётр следует всем правилам церемониала Франции.

Приехав во Францию, Пётр I отказался жить в Лувре

Первые три дня пребывания в отеле Пётр не покидает своего «дворца». Только гуляет по саду — и это тот, кого считают вечно динамичным и крайне любопытным. Жене Екатерине Пётр пишет, что всё это было ради церемониала. Пётр хочет отработать его сразу, дождаться короля и затем уже начинает выезжать. Часто посещает дворцы и пригороды, смотрит на то, как себя показывает королевская власть в публичном пространстве. При этом неукоснительно соблюдается церемониал.

Фото 5. Пример петровского барокко Кикины палаты. Петровский вариант барокко оказался более сдержанным видно влияние северной Европы

Барокко на службе самодержавия

По возвращении из Парижа Пётр начинает более вольготно ощущать себя в том новом пространстве власти, которое он создаёт. Дворцы, которые Пётр строит, уже никак не могут ассоциироваться с домиками Петра I. Именно Франция позволила царю понять, как надо обустраивать пространство, властелином, которого он стал. Он осознаёт, как лучше власти показать публике и истории, что она здесь власть. Петербург застраивается большими барочными дворцами, готовится проект застройки Москвы, а домики уходят в прошлое, в юность.

Читать еще:

КАК РОССИЯ ИЗМЕНИЛА ЖИЗНЬ ИСПАНЦА МАНУЭЛЯ.

Мануэль живет в России два года. За это время ему удалось так хорошо выучить русский …

Добавить комментарий