Кинозрителю ирландские цыгане и их современный образ жизни знакомы по персонажам фильма «Большой куш». Герой Брэда Питта и его соплеменники именно «пэйви», а не привычные россиянам рома.
Пэйви / шельта (ирл. Lucht siúlta) — кочевая этническая группа предположительно ирландского происхождения, которая проживает в Ирландии, Великобритании и США. Самоназвание — «пэйви» (Pavee), их также называют ирландскими цыганами. По оценкам 23 000 «пэйви» живёт в Ирландии, 15 000 в Великобритании и 7000 в Соединённых Штатах Америки.
Пэйви чётко выделяются в странах проживания языком и обычаями. Традиционным языком является шелта или кэнт, но они также говорят по-английски с отличительным акцентом и особой манерой. Вопрос о происхождении является предметом дискуссии. Некоторые исследователи считают, что они произошли от другого кочевого народа, тариш. Ранее распространённым было мнение, что они являются потомками крестьян, обезземеленных во времена покорения Ирландии войсками Оливера Кромвеля и во времена великого голода в Ирландии в 1840-х годах. Однако есть доказательства, что пэйви населяли Ирландию уже в средневековье. Николай Бессонов полагает трэвеллерс одной из рано отделившихся от остальных цыган цыганской группой, смешавшейся с местной кочевой нецыганской этногруппой вплоть до полного или почти полного генетического, но не культурного растворения. Он отмечает схожесть уклада жизни западноевропейских цыган и путешественников вплоть до обустройства и украшения традиционных повозок. На некоторых сайтах ирландских путешественников указывается сходная точка зрения на происхождение этногруппы.
Точнее всего название этногруппы передаётся словом «кочевники», однако русские переводчики, по сложившейся традиции, обычно называют их цыганами. Типичный пример — «цыгане» из рассказа Конана Дойля «Пёстрая лента».
Данные, полученные в результате генетического анализа выдвинули три гипотезы их происхождения: 1) ирландское происхождение, 2) несколько отдельных групп населения и 3) происхождение из центральных районов, обусловленное влиянием викингов. Было установлено, что мутация гена Q188R была обнаружена у 100% ирландских и 89% других ирландцев, что показало, что ирландские шельта являются исконным населением Ирландии.
Ениши (нем. Jenische, также самоназвание), «кочующие», «белые цыгане» — этнографическая и социальная группа разнородного происхождения, проживающая в Центральной и Западной Европе, в основном в области вокруг Рейна (Германия, Швейцария, Австрия, Франция, Бельгия). Исторически ениши возникли в начале XVIII века как потомки маргинализировавшихся групп населения (в основном немецкоязычного), хотя ряд исследователей предполагает, что ениши могут происходить от онемеченного кельтоязычного населения. К кочевому образу жизни перешла лишь небольшая часть енишей.
Ениши говорят на особом енишском жаргоне, грамматически близком к швейцарским диалектам немецкого языка. Кроме Швейцарии, ениши не признаны ни в одной из стран Европы как национальное меньшинство. В годы Второй мировой войны гитлеровцы преследовали енишей наряду с близкими им по образу жизни цыганами. В современной Швейцарии ениши рассматриваются властями как одна из групп цыган. Швейцарские ениши активно взаимодействуют с цыганами-синти, тогда как в других европейских странах ениши активно отделяют себя от цыган.
Группы енишей задокументированы в немецкоязычных странах, во Франции, Бенилюксе и Италии, однако в большинстве этих стран их учёт не ведётся. Лишь в Швейцарии, где у енишей существует официально зарегистрированная организация, их число по состоянию на начало 1980-х гг. оценивается в 25 000—35 000 человек «как минимум частично енишского происхождения». При этом количество регулярно активных кочевых енишей в Швейцарии по состоянию на 1999 г. оценивается всего лишь в 2500 человек.. Енишский жаргон и традиции сохраняются также среди некоторой части некочевого населения.
В большинстве европейских стран ениши не имеют официального признания. Особая ситуация существует в Швейцарии. «Кочевники», имеющие гражданство Швейцарии, с 1998 г., после ратификации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств Европы признаны в качестве национального меньшинства под названием Fahrende, буквально «путешествующие», независимо от того, ведёт ли конкретный представитель этноса оседлый или кочевой образ жизни.
В Швейцарии енишский жаргон после ратификации Европейской хартии региональных языков 1997 года получил статус «языка без территориальной привязки». Следует отметить, что вплоть до начала 1970-х годов швейцарское правительство проводило полуофициальную политику институционализации взрослых енишей как «душевнобольных» и предпринимало меры по адаптации детей до уровня «нормальных» швейцарских граждан в рамках усилий по ликвидации культуры енишей. Название этой программы «Kinder der Landstraße» («дети просёлков»). 590 детей были отняты у родителей и переданы в сиротские приюты, психиатрические учреждения и даже тюрьмы. С 1979 г. Общество является членом Международного союза цыган (IRU). Несмотря на это, официальная позиция общества состоит в отстаивании интересов енишей как отдельного народа. Согласно международным договорам Швейцарии и приговору Федерального суда, кантональные власти обязаны предоставлять кочующим группам енишей место для стоянок и переездов, а также обеспечивать возможность посещения школ для детей школьного возраста.
В период 1722—1817 в коммуне Герзау (до 1798 г. — самостоятельной республике) на Фирвальдштетском озере ежегодно проводился праздник под названием «феккерхильби». Слово «феккер» («Fecker», «Fekker») в швейцарском диалекте немецкого языка — уничижительный термин для кочевников независимо от национальной принадлежности. Это была ярмарка, где продавались изделия традиционного промысла, проводились развлечения. В 1832 г. ярмарка была запрещена. В настоящее время, после возникновения организации, представляющей интересы енишей, традиция проведения ярмарки возрождается, она вновь проводится с 1982 г. В празднике участвуют также цыгане-синти.