Япония конец XIX — начала XX века. Японский идеал красоты. Ч.-1

Речь в основном пойдёт о женщинах и идеально красивой женщине, ведь именно им в большей степени свойственно заботиться о себе и своей внешности.

Следует также отметить, что в Японии красота плотская тесно переплетается с красотой духовной, поэтому иметь хорошенькое личико и безупречную кожу для японских красавиц не было пределом мечтаний: они учились слагать стихи и играть на музыкальных инструментах, а также поддерживать разговор как раз для того, чтобы продемонстрировать и свою внутреннюю красоту.

Демонстрировать себя японки могли только в двух случаях: за стенами собственного дома, в окружении домочадцев и/или мужа, либо этим могли заниматься гейши, т.к. ещё в эпоху Хэйан (794-1185) сложился обычай, согласно которому знатные дамы должны были прикрывать своё лицо на людях. Впоследствии, когда к власти пришли военные, этот обычай ещё больше усугубился и в итоге мы практически не можем себе представить, как выглядели красавицы того времени: точных портретов не сохранилось, а так называемые рисунки в жанре «бидзинга» значительно приукрашали изображаемых на них красавиц из «весёлого квартала». Сперва эталоном японской красавицы являлись удлинённые узкие глаза, маленький ротик с пухлыми губками, лицо, близкое по форме к кругу, нежели к овалу, и пухлые щёчки. Со временем идеал изменился в следующую сторону: голова должна быть мягкой грушевидной формы и сужаться кверху, рот и нос должны быть маленькими, глаза – напоминать узкие чёрточки, а волосы – быть длинными и прямыми. Овал лица чётко очерчивался чёрной тушью вдоль линии роста волос, а лицо покрывалось толстым слоем белил. Дефекты кожи были недопустимы. (Даже сейчас в Японии лучшим комплиментом считается фраза «Какая у Вас красивая кожа»). Брови полностью сбривались. Форма нарисованных бровей была совершенно неестественной, а расположение их — гараздо выше естественной линии роста. Также замужние женщины покрывали зубы чёрным лаком.Также хотелось бы отметить, что отдельным «пунктиком» у японских мужчин была крохотная женская ножка, от демонстрации которой они буквально сходили с ума.

Пожалуй, самой губительной данью красоте считаются «лотосовые ножки». Традиция изменение формы стопы с детского возраста путём перематывания перекочевала из Китая, но в своём первоначальном виде в Японии не прижилась. В отличии от китайского способа бинтования, после которого свёрнутая в неестественное положение нога приобретала форму треугольника, площадь упора в землю составляла около 10 см, а китайские обладательницы такой средневековой красоты испытывали страшные мучения, часто лишались возможности ходить а то и вовсе страдали гангреной, красавицы Японии бинтовали стопы слабее и лишь для того, чтобы размер ноги был меньше, но форма стопы при этом оставалась естественной. Маленькие ножки, кроме признака красоты, являлись и важным фактором социального статуса. Девочка из высшего общества обязана была иметь такие ноги уже по факту рождения.

Таким образом, фраза «красота требует жертв» здесь применима как никогда и возникает только один вопрос – разумно ли это У японцев понятие красоты впитывается с молоком матери, но как можно говорить о красоте, если она достигается путём боли и мучений

Для европейского уха, особенно современного, это не очень привлекательно, а к этому образу стоит прибавить ещё и следующее: в феодальной Японии женщины густо белились, замазывая на лице, спине и груди различные дефекты, брови выбривали начисто и рисовали новые – чуть выше и под другим углом. По линии волос на лбу проводилась линия тушью, а замужние женщины к тому же покрывали зубы чёрным лаком.

С начала эпохи Мейдзи (1868–1912) западные веяния оказали значительное влияние на японские идеалы красоты и в первую очередь – на видение идеальных глаз. Японские женщины стали пытаться походить на западных актрис, фильмы с участием которых они смотрели. Сейчас же в большинстве своём японки уже не так стремятся быть похожими на европеек, но отдельная категория (чаще всего это молоденькие девушки) пытается как можно больше соответствовать западному идеалу красоты (в таком виде, в каком они сами его понимают): выжженные «каштановой» краской волосы, толстый слой автозагара, у особо ярых – контактные линзы. Т. е. фактически они делают ту же ошибку, что и их предшественницы в средние века, ведь красивой женщину делает не узкая ступня в форме лотоса и не большие голубые глаза, а уверенность, любовь к себе, приподнятое настроение и положительное отношение к окружающей действительности, каковой бы та ни была на самом деле.

Искусство красоты Золотой век гейш продолжался с 60-х годов XIX и до начала XX века. Именно в этот период была разработана сложная и утонченная система воспитания женщин-цветов, которая включала в себя литературу, рисование, музыку и искусство быть неотразимой — Коконо-токоро — рецепты красоты, которые позволяли дамам выглядеть безупречно.

Кожа без изъянов

Кожа у гейши должна быть бархатистой и нежной. Никаких растяжек, целлюлита и черных точек. Для того чтобы сохранять свое тело совершенным, женщины-цветы использовали различные маски и составы для пилинга на основе глины, природных масел и морской соли.

Глаза — основное оружие

Искрящиеся умом глаза должны привлекать внимание. Для этого гейши выщипывали брови дугой и четко очерчивали их. Женщина-цветок держала глаза опущенными, когда входила в комнату, демонстрируя гостям стрелку красной или черной линии. Чтобы тени не скапливались в складках век, гейши сначала покрывали ресницы светлой, полупрозрачной пудрой. Красные тени они наносили на все пространство между веком и бровью. У майко тени были только на уголках верхнего века, а брови припудривались. Представительницы некоторых «гейша-школ» осветляли брови, придавая им золотистый оттенок.

Губы — предмет поклонения поэтов

Губы гейш японские поэты сравнивали с лепестками цветов и спелыми ягодами. Женщины покрывали их слоем ярко-красной помады, изготовленной из лепестков роз, шафрана и растительных жиров. Начинающие гейши — майко — красили только центр губ, а в день принятия в сестры девушки наносили помаду только на нижнюю губу. В качестве блеска гейши использовали теплую карамель.

Длинные волосы — обязательное условие

На протяжении веков японские женщины отращивали волосы максимальной длины. Это позволяло сооружать невероятно сложные и элегантные прически. В те времена поход к японскому парикмахеру был настоящим испытанием. Пряди нещадно отпаривали раскаленным утюгом, а появившуюся, не дай бог, перхоть выскребали ногтями.

Кисти рук — важная деталь в безмолвном диалоге

Руки гейши должны были быть чистыми и хорошо ухоженными. Поэтому японские красавицы регулярно массировали кисти, постоянно увлажняли кожу кремами и прятали их от солнца.

Стопы — элемент красоты

Гейши не отказывали себе в удовольствии продемонстрировать свои босые ноги даже зимой. Обнаженные стопы с аккуратно подстриженными ногтями, покрытыми красным лаком, считались высшим шиком.

Осанка и походка

Когда гейша входила в комнату, она никогда не делала это в спешке, ее плечи были неподвижны, а дыхание незаметно. Майко носили сабо высотой 15 см со звенящими колокольчиками, которые назывались окобо. Двигалась гейша ритмичной и соблазнительной походкой, которая называлась «походка восьми шагов» или «плывущая походка» — укеаюми. Она свободно раскачивала бедрами и выбрасывала стопы вперед, как будто что-то подбрасывала кончиками пальцев.

В основе ики три основных принципа: хари, битай и акануке

Хари — дух. Гейша должна быть одновременно бескомпромиcсной и уравновешенной, сдержанной и смелой, традиционной и нестандартной. Тогда загадка, таящаяся в ней, будет сводить мужчин с ума. Битай — кокетство. Это флирт со сдержанным эротизмом, никогда не переходящий границу умеренности. Это очарование без распутства. Акануке — утонченность.

Идеальная красота должна быть сдержанна, но совершенна. Она должна осознавать себя и при этом обладать скромностью, благородством и великодушием. Интересно, что количество разводов в Японии и сегодня гораздо меньше, чем на Западе. Вместо того чтобы удовлетворять каждое желание мужа, жена с радостью разделяет обязанности с гейшей.

Предыдущая запись «Правило 3,5%»
Следующая запись ВАРЯЖСКОЕ МОРЕ — ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *