ТАМБЕРМА, СОЗДАЮЩИЕ СТРАШНЫХ ЗОМБИ

Тамберма, или сомба (300 000 человек) – самобытный народ Того, Бенина. Несмотря на кажущееся дружелюбие, люди племени опсны для чужаков. Они верят в колдовство, исповедуя страшные культы вуду, наносят на свои тела многочисленные шрамы. Лучшие строители Африки, тамберма живут в уникальных трехэтажных домах-башнях из глины, напоминающих по форме уменьшенные средневековые замки.

Предки тамберма пришли в Бенин с севера, из Сахары. Согласно научным данным, это произошло примерно в 12 веке. Они спасались от воинственных арабов, которые регулярно нападали на их деревни, превращая их жителей в рабов.

В 1860 году тамберма-сомба окончательно обосновались в горном Бенине,тогда во главе племени был вождь Сомба I. Его потомок, вождь Сомба IV рассказал следующую историю о перемещении предков: «Мы пришли из Мангочи. Во время нашего путешествия мы проходили мимо реки Чилва. Нас было столько, что когда люди увидели нас, сказали: «О, их столько, сколько рыб в воде!» С тех пор нас называют сомба, что значит рыба».

Убежав от арабов, этот африканский народ получил новую напасть – европейцев-работорговцев. С 1620 года в Западной Африке началась активная охота на негров, в которой принимали участие и прибрежные племена. Они нападали на своих соседей, делали вылазки даже в горы. Связанных пленников с деревянными колодками на шее доставляли на корабли и отправляли в американские порты. Большое количество несчастных погибало от тесноты, болезней, плохого питания. На каждого оставшегося в живых приходилось 3-4 погибших.

Сомба защищались, как могли. Уходили все дальше в горы от побережья смерти, научились строить уникальные жилища-крепости. Из обитателей пустыни сомба превратились в жителей гор и, похоже, неплохо к этому приспособились. Вдали от цивилизации они до сих пор живут самобытной жизнью, сохраняя традиции и обычаи предков.

Отличительной чертой сомба являются покрывающие их тела шрамы. Они считают их лучшим украшением мужчины, демонстрирующем его готовность к любым испытаниям. Скарификацию (шрамирование) проводят еще в детстве, и даже маленькие дети при этом не плачут.

Но самое удивительное – это стиль построек тамберма. Даже знаменитый зодчий, Ле Карбюзье, был впечатлен этой «скульптурной архитектурой». Действительно, их жилища, тата, напоминают композиции в стиле средневековых замков. Искусные африканцы воздвигают стены руками, накладывая слои из глиняных шаров друг на друга, формируя из них задуманную форму постройки.

Конечно, каждый дом уникален, но есть неизменные правила, которых придерживаются строители. Например, фасады направлены строго на запад. Видимо, именно с запада предки сомба ждали врагов, и на западных стенах можно увидеть отверстия для копий и стрел, а также для поливания врагов кипятком. Второе — стены должны быть круглыми. Третье – крыша должна быть конической формы. Обычно в доме 2-3 этажа, но попадаются и одноэтажные строения (спальни). Напротив одноэтажных домов находится кладовые с куполообразной крышей, где наверху хранится самое ценное – зерно. Дело в том, что основное занятие племени— тропическое ручное земледелие , поэтому сохранению зерна уделяется особое внимание.

Дома тамберма также выражают их космологические представления о жизни и смерти. В многоэтажных домах на первом этаже темно. Это место предков и символ смерти, здесь находятся животные, и хранится хозяйственная утварь. Второй этаж, открытый небу, представляет жизнь, там находятся спальни и кладовые для зерна. Видимо, обычай нахождения в доме вместе с животными и едой связан также с суровыми условиями выживания в окружении воинственных племен и работорговцев. Также условиям безопасности отвечает размещение домов относительно друг друга.

Дома у сомба находятся на открытой площадке на расстоянии пущенной стрелы. Обычай, по которому определялось место начала строительства, чем-то напоминает русскую сказку о царевне-лягушке: глава семейства выпускал стрелу из лука, и на месте ее падения его сын вылепливал свой дом. Сомба считались самыми лучшими стрелками из лука в Африке, и редко кто отваживался приблизиться к их укрепленным жилищам, ведь за высокими стенами их поджидала смерть.

Община сомба состоит из большой семьи. Счет родства ведется строго по отцовской линии. У каждого члена общины два имени: одно- христианское, второе племенное и дается при рождении. Первый сын : М-Po; дочка: N — Koua. Счет доходит до цифры 8, а затем перезапускается. То есть девятый ребенок – также М-Ро.

Как у большинства народов Африки, обычно мужчина имеет несколько жен, которые живут все в одном поселении, а их дети играют вместе.

Возможно, извечная борьба за выживание, сложные личные отношения породили традиционные верования, где все переплетено — мистические представления, христианские и мусульманские верования. Религию вуду исповедует большинство населения Того и Бенина, в том числе и племя тамберма. Посетив христианскую церковь, они могут тут же пойти на обряд вуду.

Тамберма непоколебимо верят, что любая неприятность связана с тем, что кто-то кому-то из вредности наколдовал.

Возможно, трехэтажные дома сомба вызывают у соседей нехорошие чувства, поэтому у этого народа обрядам вуду уделяется особое внимание и они совершаются регулярно. Чтобы избежать напасти, надо принести в жертву курицу, вбить в землю колышек и загадать желание.

Есть и обряды пострашнее, когда на врага насылается смерть.. Например, названная его именем кукла прошивается иглами дикобраза. Эти магические вещи можно купить на рынке колдовских принадлежностей. Кроме игл, большим спросом пользуются черепа обезьян, крылья летучих мышей, любовные талисманы.

В царстве Вуду все просто. Чтобы обеспечить себе успех на любовном фронте, надо надеть особый браслет на руку, произнести семь раз имя человека, который нравится. Но если случаются серьезные проблемы, то на помощь приходят колдуны. Они совершают обряды, во время которых впадают в транс.

Владеют колдуны также удивительным секретом превращать людей в зомби. Обычно в каждой деревне есть сильный черный колдун, у которого особые люди работают по хозяйству за миску похлебки. Это — зомби.

Несмотря на то, что рабство давно запрещено, власти Того оставили попытки бороться с этим явлением. Возможно, сами опасаясь неведомой колдовской напасти.

Кроме того, тамберма-сомба находятся под охраной ЮНЕСКО и вмешиваться в их жизнь запрещено.

Предыдущая запись Темнота
Следующая запись Домовой приходит ночью

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *