Радио — «ТАРЕЛКА»

Электромагнитный абонентский громкоговоритель «Рекорд-3″. Изготовитель: Ленинградский завод им. Калинина. Год выпуска: 1937. Мощность — не более 0,25 Вт. Диффузор конической формы, бумажный, немного потрескавшийся по ободу. Внешний диаметр — 360 мм, глубина бумажного конуса — 80 мм.

Заводские клеммы заменены гайками, шнур переделан. Воспроизводил только один канал проводного вещания. Громкоговорители этой модели могли подвешиваться на стену, либо стоять на столе, для чего в комплект входила круглая бакелитовая подставка. «Рекорд», в народе именуемый «тарелкой», стал символом советского радиовещания довоенных и военных времен.

У этого бытового устройства была масса названий. В технической документации оно значится как абонентский громкоговоритель, однако народная молва навесила на него более простые и понятные ярлыки. Так, общеупотребимым в 30-е годы стало слово «репродуктор», в глубинке же его и вовсе называли — «радио», «тарелка», а то и «брэхунец». Разумеется, народ тогда слушал не только «Рекорды», но и «Пролетарий», «РМ», «Зарю», «Пионер» и прочие аналогичные громкоговорители. Такое обилие названий отражает высокую популярность прибора у населения. В условиях более чем скромного быта радиотарелка была заметной частью интерьера и предметом гордости владельца, так что рядом с ней можно было даже сфотографироваться.

Значение радиоприемника в те годы трудно переоценить. В 1937 году, к моменту массового выпуска «Рекорда-3″, каждый пятый советский человек старше 10 лет все еще не знал грамоты. Именно поэтому знаменитая «черная тарелка», висевшая едва ли не в каждом доме, имела огромное значение. Причем не только как единственный источник информации, но и простейшее, а главное — действенное «орудие агитации и пропаганды». Ведь еще начиная с 20-х годов, радио как средство массовой информации с наибольшей широтой охвата населения стало основным инструментом, формировавшим кругозор, навязывавшим оценки и само мировоззрение гражданам СССР.

В сознании старшего поколения с такими репродукторами неразрывно связаны задорные трудовые рапорты 30-40-х годов. Тридцатые годы вошли в историю страны как время небывалых производственных достижений, и название «Рекорд» как нельзя лучше отражало дух этой эпохи. Эти же громкоговорители, «прокашлявшись» за пару-тройку минут, транслировали футбольные матчи, развлекали народ советским фольклором:И даже в красном уголке

Найдется чем потешить душу:

У репродуктора «Рекорд»

Концерт Утесова послушать.

(Из военной лирики 40-х гг.)

Впрочем, конец 30-х годов был временем и «рекордов» иного рода. Представленному в нашей коллекции репродуктору пришлось на своем веку транслировать и новости с громких процессов над «врагами народа», и бравурные репортажи о подписания Советско-германского пакта о ненападении, и выступления В.Молотова в связи с нападением СССР на Финляндию и Польшу.

Именно по радио советские люди узнали и о начале войны. Правда, 25 июня 1941 года — через три дня после нападения Германии на СССР — согласно Постановлению СНК СССР все имевшиеся в частном пользовании вещательные радиоприемники граждане обязаны были сдать в ближайшие отделения связи (после победы их честно вернули). Постановление это касалось всех репродукторов, кроме «тарелок». Поэтому в 41-ом году именно они висели на стенах квартир, домов, изб, на уличных столбах. «Черные тарелки репродукторов голосом Левитана в тот день оглушили страну страшным известием. Тяжелое слово «война» поселилось в каждой семье, принеся в привычную жизнь смятение, предчувствие беды, неизбежность разлук и потерь. Только подростки довоенной поры по недомыслию, сбиваясь в стайки, оживленно обсуждали событие, за один день так изменившее взрослых», — вспоминает свидетель тех лет Татьяна Батова.

Под этими «тарелками» собирались люди в тылу, чтобы услышать объявления дикторов о ходе боев — на сколько километров немцы продвинулись на Юго-Западном фронте, какие потери понесла Красная Армия и ее противник. Они же транслировали песни Руслановой и Юрьевой для фронтовиков. «Рекорд» поддерживал дух людей, ожидавших возвращения с войны своих родных, вселял в их сердца надежду на победу над врагом. И именно он принес в дом радостную весть об окончании войны, из таких радиотарелок по всей стране раздавался голос ликующего Левитана, рассказавшего всему миру о капитуляции Германии. Кстати, помимо агитационной, развлекательной и информативной, «черные тарелки» выполняли еще одну важную функцию — оборонительную. Например, во время блокады ленинградская радиотрансляционная сеть включала около 1,5 тысяч уличных громкоговорителей. Их роль в жизни осажденного города переоценить невозможно — ведь радиосеть оповещала население о грядущих артобстрелах, готовящихся воздушных налетах. Известно, что сигналы воздушной тревоги и предупреждения об артобстрелах в одном только Ленинграде звучали 3740 раз. Сигналы метронома, передаваемые по радиосети, стали звуковым символом жизни блокадного города.Прежде чем начать разглядывать сам артефакт, заметим, что производственная линейка «Рекордов» была достаточно широкой (не такая, как у iPhone, но все-таки): помимо представленного нами третьего поколения репродукторов этой марки, выпускались также «Рекорд-1″, «Рекорд-2 и «Рекорд-4″. Но именно «Рекорд-3″ в 30-е годы был наиболее массовой и часто встречающейся моделью. Первый абонентский громкоговоритель «Рекорд» был выпущен в 1924 году (спустя всего полвека, как немецкий инженер Эрнст Вернер фон Сименс впервые описал подобное устройство). А уже спустя два года этот аппарат был очень детально описан в советском журнале «Друг радио» — в № 2-3 за 1926 год можно узнать не только что к чему крепилось, но также размеры отдельных деталей (где в дюймах, где уже в миллиметрах). А шестой номер журнала «Радио всем» за 1930 год сообщил, что в ближайшие годы советские радиозаводы планируют ежегодно выпускать по полтора миллиона «Рекордов».

Итак, «Рекорд-3″ — это бытовой радиоэлектронный прибор, предназначенный для приема и воспроизведения трансляционных программ, передаваемых по сети проводного вещания. Громкоговоритель преобразовывал электрический ток в звуковые колебания с помощью механической подвижной системы — диффузора (или диафрагмы). Представленная нами модель считалась упрощенной за счет изготовления многих узлов методом штамповки, а не литья. Этот репродуктор (как и любое другое абонентское устройство) с помощью абонентской розетки подключалось к радиоточке — части линейных сооружений сети проводного вещания. Радиоточки в 30-е годы были простейшими и могли обеспечивать воспроизведение единственной программы, которая передавалась непосредственно на звуковой частоте (только после войны получили распространение трехпрограммные приемники). Подавляющее большинство громкоговорителей, выпущенных до Второй Мировой войны, имели так называемую катушку подмагничивания (field coil). Поскольку мощные постоянные магниты со стабильными свойствами делать в то время еще не научились, гораздо дешевле и эффективнее было использовать электромагнит, т.е. катушку, одетую на керн магнитной системы и подключенную к источнику постоянного напряжения.

К абонентской розетке репродуктор подключался с помощью шнура и штепселя. У нашего «Рекорда» шнур уже явно не заводской, перепаянный, что в общем-то, было делом обычным — «родной» провод почему-то был коротким, негибким и довольно быстро отрывался. Обратите внимание на штепсельную вилку представленного здесь громкоговорителя. Она как будто абсолютно идентична той, что вставлялась в розетку силовой сети переменного тока. Но это лишь на первый взгляд: радиовилка имела контакты немного меньшего диаметра (3,5 мм против 4 мм у сетевой) и меньшее расстояние между ними. Однако пользователи из-за схожести нередко по ошибке включали репродуктор в силовую сеть, что приводило к выходу «тарелки» из строя. В связи с этим для радиоприемников позже был введен новый тип вилок и розеток — с плоскими контактами.

Мало кто помнит, что в 30-е годы радиосети в СССР были низковольтными (15 В в Москве, 30 В — в других городах). Поэтому при дальнейшем увеличении их размеров и длины проводов уровень сигнала репродуктора катастрофически снижался. Только перед войной в Москве впервые появилась отдельная организация, обслуживавшая трансляционную сеть (сейчас она называется ФГУП МГРС — Московская городская радиотрансляционная сеть).

Основная видимая часть громкоговорителя «тарелочного» типа — это диффузор. Так называется излучающий элемент репродуктора, который определяет основные электроакустические характеристики радиоустройства. Обычно он имеет коническую форму (реже встречаются овальные). Наш диффузор сделан из прессованной бумаги, пропитанной синтетическим раствором (у каждого завода был свой рецепт этой смеси, секрет которой хранили строже чем состав лака Страдивари). В «рекордах» диффузоры были неважного качества: отличались недостаточной жесткостью, часто деформировались от большой влажности, затем рассыхались, трескались и рвались от громкости и времени. Скромная механическая прочность, разумеется, ограничивала допустимую мощность прибора. Места больших трещин обычно многократно латали бумагой или ставили на них латунные заклепки.Еще раз напомним, что в народе подобные репродукторы назывались «тарелками». Однако по-английски их никто не называл «plate», на Западе повсеместно в ходу был термин «cone» (конус). Возникает вполне логичный вопрос: почему именно «тарелки» были взяты на вооружение самыми разными советскими радиопроизводителями и выпускались в огромных количествах Ответ довольно логичен и прост: Во-первых, конусы были много проще в производстве и намного дешевле металлических рожков — их из бумаги уже не сделаешь. А цена «черной тарелки» составляла около 29 рублей. Во-вторых, при одинаковой конструкции привода бумажные конусы давали гораздо более громкий звук — их звуковая отдача (КПД) была выше, чем у рожков. Этим, в частности, объясняется недолгая популярность последних на Западе до повального увлечения moving coil (звуковыми катушками). А если проанализировать советскую радиотехническую литературу первой трети прошлого века, становится понятно, что именно громкости звука, а отнюдь не его качеству, в тот период уделялось большее внимание. Есть и еще одно предположение относительно причин популярности конических тарелок, но уже на уровне гипотезы. В СССР в то время в большой чести был конструктивизм. В этом стиле строили здания, планировали интерьеры… Не удивительно, что открытый большой диффузор, представлявший собой правильный конус, причем без всяких дополнительных буржуазных декоров и финтифлюшек, казался гражданам молодой Страны Советов едва ли не вершиной передового прогрессивного стиля и технического совершенства.

А теперь предлагаем внимательно рассмотреть фирменный логотип нашего «Рекорда». Время заметно потрепало его, однако отчетливо виден год выпуска и название завода-производителя — Ленинградского завода им. Калинина. Вот, собственно и все. Однако на аналогичном логотипе от 1935 года мы видим гораздо более богатую картинку и цветовую палитру! Почему исчезла красная звезда на голубом фоне, куда растворились звуковые волны, буквы СССР Не похоже, что они стерлись от времени. Может, логотип к 1937 году изменился Ответа на этот вопрос у нас нет.

Зато история упомянутого радиопредприятия — старейшего в отрасли — в советских летописях отражена сполна. Первые упоминания о нем относятся еще к 1869 году, правда, называлось оно тогда Васильевским отделением Санкт-Петербургского Патронного завода. В 1892 году оно преобразовано в Трубочно-инструментальный завод. С января 1921 года предприятие начинает выполнять срочные военные заказы для Красной Армии, а с 1922 года носит имя «всесоюзного старосты» Михаила Калинина.

Заметим, что предприятие это никогда не специализировалось на производстве чего-то одного. В разные годы здесь выпускались взрыватели, реактивные снаряды для легендарных «Катюш» и прочие боеприпасы, радиопеленгаторы и радиоприемники, позже, в 1960-х годах, — информационно-цифровые машины «Темп-1», определяющие координаты полета космических ракет, сложные электронные счетно-решающие устройства, приемные устройства фотонной техники, применяемые на космических кораблях. В 80-х здесь начали собирать кассетные магнитофоны «Квазар-303», после «перестройки» изготавливались взрывные устройства для нового ПЗРК «Игла», радиовзрыватели для реактивной установки «Град».

В 1990-е годы завод, как и большинство предприятий страны, испытывал трудности, вызванные конверсией военного производства и становлением рыночной экономики: резко сократились военные заказы, рынок России заполнили дешевые импортные товары, платежи за выполненные госзаказы задерживались на несколько лет. Однако предприятие (в числе очень и очень немногих) сохранило и производственные мощности, и оборудование, и инженерные сооружения, и кадровый потенциал. Специалисты завода освоили производство логических плат, которые используются при изготовлении аппаратуры для ракетных войск. Военная продукция идет на экспорт в Индию и Китай. Производят на ОАО «Завод имени М.И. Калинина» и «мирную продукцию» — радиоприемники «Чайка», ионизаторы «Ион» и прочее.

Сегодня большинство из нас слушают радио только в автомобиле. Россияне давно предпочли «черной тарелке» сначала черно-белый, затем цветной экран телевизора, позже — монитор компьютера, а в последнее время — сенсорные мониторы мобильных гаджетов. Но до сих пор в нашей стране многие застройщики сдают квартиры с радиоточками. Пользуются ими единицы, но плата, хоть и копеечная, берется со всех.

Предыдущая запись Психология цвета.Манипулирование словами.
Следующая запись Минутка социальной рекламы.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *