Главная / Вокруг нас / Таинственные загадки и Загадочные тайны ч.88

Таинственные загадки и Загадочные тайны ч.88

1. Модель для сфинкса

Сфинкс является одним из уникальных сооружений погребального комплекса в Гизе. Возможно, он не настолько огромен, как пирамиды, однако, истории, связанные с ним и его появлением не менее интересны, чем процессы строительства пирамид.

Египетский Большой сфинкс — это древнейшая статуя-памятник, сохранившаяся до наших дней. Возможно, он является первым памятником исторической личности. Звали эту личность фараон Хефрен.

Особую пикантность доставляет тот факт, что памятник этот был прижизненным. И не то, чтобы это было чем-то из ряда вон выходящим для Древнего Египта (поскольку прижизненные статуи фараонов строились всегда и везде, но они, как правило, являлись частью храмовых или исторических комплексов), однако в случае со сфинксом всё было совершенно иначе.

Во-первых, особенности скульптуры. Размах строительства памятника поражает воображение: 20 метров высоту и 75 в длину. Сфинкс был настолько огромен, что между его передними лапами располагалось небольшое культовое строение. Во-вторых, место постройки. Даже для фараона установить памятник себе не где-нибудь возле храма, а среди величайших усыпальниц (среди которых и твоя) и разместить его так, чтобы он первым видел восходящее Солнце – это весьма амбициозное решение. Ну, и в-третьих, методы строительства статуи (в частности, изготовление такого сложного элемента, как борода фараона) говорят нам о том, что постройке этого памятника уделялось особое внимание.

Какова же история возникновения такого произведения искусства, носящего настолько пропагандистский, можно даже сказать одиозный, характер Что побудило Хефрена возвести настолько пафосный памятник себе, любимому Чтобы понять это, рассмотрим историю сына великого Хеопса.

Будучи не первым претендентом на престол после Хеопса, Хефрен был вынужден страдать целых десять лет, пока правил его старший брат Джедефр. Надо сказать, что старший брат Хефрена не отличался какими бы то ни было способностями. Его царствование было чередой унылых и однообразных событий, он приступил к строительству своей пирамиды, но так и не успел её закончить; провальными были и аграрные реформы, затеянные Джедефром. В военных вопросах также значительных подвижек достигнуто не было. Кроме того, жречество ждало от Джедефра небольшого послабления, после достаточно жесткой политики, проводимой в отношении жрецов его отцом Хеопсом, однако и тут ничего сделано не было. Немаловажную роль сыграло и происхождение Джедефра – его мать была хоть и королевских кровей, но происходила из Ливии, в то время, как Хафра был сыном египтянки.

Одним словом, уход Джедефра был встречен всем населением Египта – от наследника трона до последнего ремесленника, как долгожданное событие. И, как всегда, с новым фараоном все представители общества связывали свои самые светлые стремления и ожидания. И, естественно, первым делом, новый фараон начал строить себе усыпальницу. Его можно было понять: отец царствовал очень долго, не менее 25 лет, потом ещё царствовал братец. Будучи уже немолодым, Хафру боялся не успеть завершить строительство, и остаться без личной пирамиды, а пирамиду он задумал сделать ещё больше, чем у Хеопса.

Народ, узнав о планах нового фараона немного удивился: дело в том, что в последние годы жизни Хеопса разливы Нила по каким-то природным причинам несколько уменьшились, что привело к сокращению урожаев и, соответственно, к небольшому уменьшению уровня жизни. До голода было далеко, однако, уже не каждый мог позволить себе роскошную жизнь.

Однако, это не смущало Хафру. Задумав построить пирамиду со стороной основания около 250 метров (у пирамиды Хеопса она составляет 230 м), он не желал останавливаться. Но тут произошло весьма неприятное для фараона событие – он опасно заболел. Болезнь длилась достаточно долго; наследники, предполагая, что фараон долго не протянет, вообще заморозили строительство его пирамиды, решив, что для погребения Хафры достаточно и подземных камер. Кроме того, часть материалов, предназначенных для пирамиды, были приспособлены для других нужд.

Но, к несчастью для родственников и высшей знати, Хафра выздоровел. А узнав, какую судьбу решили приготовить для него домочадцы, здорово рассердился. Нам неизвестно, какая кара постигла его близких, однако, судя по тому, что после возврата фараона к делам, пирамида была построена менее, чем за 15 лет, досталось всем.

Видя вокруг себя одни заговоры, Хафра, правил жестко и беспощадно. Все неугодные очень быстро отправлялись, в лучшем случае, в ссылку в какие-нибудь Фивы, а в худшем – просто исчезали. Фараон вёл весьма интересную игру с простым народом; с одной стороны, обязал каждое поселение выделять по нескольку сотен человек на работы на пирамидах, с другой стороны, следил за тем, чтобы в стране, испытывающей продовольственный кризис, не было чрезмерного роста цен на пищу.

Хафра помирился со жрецами, поскольку роль жречества в Египте была очень важной и законы работали следующим образом: вначале религиозные, затем светские. Параллельно проводилась и мощная PR-компания: были созданы множество скульптурных групп, изображающих Хафру в самых разнообразных видах и формах. До сих пор, по количеству найденных его скульптурных изваяний Хафру превосходит почти всех правителей Египта, уступая в этом вопросе лишь Рамзесу II Великому. Но венцом монументалистики Хафру является создание Большого сфинкса с его лицом.

И все эти меры приносили свои плоды. Несмотря на жесточайшую политику внутри государства, у народа сложился образ Хафры, как строгого, но справедливого правителя. Эдакий классический «царь-батюшка», который спуску боярам не даёт, а о своём народе заботится. Кроме того, примерно за десять лет до его смерти Нил снова начал разливаться достаточно широко, что увеличило плодородность полей и позволило крестьянам собирать очень большие урожаи. Надо ли говорить, что после этого, популярность правителя взлетела просто на недосягаемую высоту и на любые «капризы» своего фараона простой люд смотрел сквозь пальцы.

Хафра правил около 50 или 60 лет – своеобразный рекорд для того времени. Но его мечтам о «чистоте египетской крови» у фараонов не суждено было сбыться. Его внучка Хенткаус стала женой Усеркафа, внука Джедефра, этого ненавистного сына ливийки. Усеркаф основал V династию, но это уже совсем другая история…

2. Откровения великой книги мёртвых

Великая Книга Мертвых — Бардо Тодол. Этот уникальный артефакт лишь недавно оказался в поле зрения человечества. Величайшая святыня Тибета! Ее хранят, как зеницу ока, монахи, передающие мудрость древних поколений.

До сих пор тексты из этой книги читают над телом умершего в течение сорока дней. Книга Мертвых дает усопшему наставление, как вести себя после смерти, а живых готовит к моменту неизбежного ухода. Текст книги поистине уникален.

Он был написан тибетскими ламами в восьмом веке, но остается интересен даже современному человеку. Изначально считалось, что Книга Мертвых должна помочь сознанию умершего перейти из мира реального в мир эфемерный. А к этому надо готовить себя еще при жизни.

Переводчик намеренно окрестил этот труд «Книгой мертвых», возможно, для того, чтобы придать ей соответствующий эмоциональный оттенок и заинтересовать среднестатистического западного читателя. Дословно книга называется «Освобождение в бардо посредством слушания».

Под «бардо» тибетцы понимают промежуточное состояние «между двумя» мирами. Но мало кто пытается вникнуть в суть термина, воспринимая лишь два этапа — смерть и реинкарнацию. Однако в тексте говорится, прежде всего, о пути к Мудрости, которая позволит не увязнуть в череде беспрестанных перерождений, которые неизбежны по причине невежества и непонимания страданий.

Многие сотни лет этот манускрипт хранился в «Запретном царстве» — изолированном месте, которое создал тибетский монах Падмасамбхаве, являющийся автором Великой Книги. Он был буддийским наставником и магом. Именно Падмасамбхаве, как считается, основал в Тибете школу ваджраяны, которая давала своим последователям надежду достичь нирваны в течение одной человеческой жизни. В 775 г. его заботами было закончено в стране сооружение первого буддийского монастыря — Самъе.

Новые монастыри становились центрами буддийского просвещения, в которых обучали не только ритуальной обрядности, философии и догматике, но и медицине. Падмасамбхаве спрятал книгу в тайнике, для того, что бы мудрость, открывшаяся ему, досталась людям других поколений. В те времена тибетские учения подвергались многочисленным гонениям. Поэтому множество инакомыслящих скрывались в сети гималайских пещер, прятали там уникальные свитки, обнаруженные потомками только много столетий спустя.

Первым европейцем, которому довелось прикоснуться к мудрости предков, стал оксфордский профессор, заядлый путешественник и знаток буддизма Уильям Эванс-Венц. Ему удалось не только ознакомиться с уникальным текстом, но даже сделать перевод, который и был опубликован в 1927 году. Для того, чтобы внести коррективы в свой перевод, он еще не раз наведывался в древний монастырь, затерянный среди гор.

В течение трех лет Эванс-Венц трудился с утра и до поздней ночи. И его старания были вознаграждены. Перевод Книги Мертвых имел оглушительный успех. Она давала людям ответы на самый сокровенный вопрос: есть ли жизнь после смерти Кроме того, в Книге содержались ценные советы живущим, например, как следует подойти к моменту ухода из этого мира. Работа над текстом книги продолжалась в течение столетия учеными, которые исследовали тибетский буддизм.

Если бы в 90-х годах ХХ столетия в России не изменился политический строй, эта книга не была бы переведена на русский язык. Правильный уход из жизни называется «пхова». Первый этап человек должен начать еще при жизни. Но техника «пховы» может быть небезопасна для неподготовленного человека, который по неосторожности может на самом деле умереть раньше срока. Например, многие монахи, медитирующие по утрам, способны были раздвигать кости черепа. На макушке у них выступала кровь, а место это именовалось «отверстием Брамы».

По традиции, после того, как человек испустил дух и факт биологической смерти налицо, голову покойника накрывают белой тканью. С этого момента к его телу никто не должен прикасаться, для того, чтобы не мешать ему спокойно отойти в мир иной. Наступает время, когда сознание покидает плоть. Это длится четыре дня, в течение которых лама должен творить над телом обряд.

Он усаживается у головы мертвого и просит всех людей покинуть комнату. Тем самым он освобождает покойника от лишний печалей и скорбей. Затем лама начинает ритуал изгнания сознания из «отверстия Брахмы». Вся эта сложная система ритуалов служит для того, чтобы покойный смог достигнуть нирваны в цепи дальнейших перерождений.

Как сказал один старый монах: «»Тибетская книга мертвых» учит, что умирающий должен встречать смерть не только спокойно, с ясным умом и мужеством, но и с правильно натренированным интеллектом, умело направляемым сознанием. Это делается для того, чтобы, если понадобится, несмотря на телесные страдания и немощи, он столь же успешно продемонстрировал искусство умирать, сколь превосходно на протяжении своей жизни являл искусство жить».

До сих пор Книга Мертвых дает пищу для дискуссий среди философов и религиоведов, психологов и историков культуры. Но для того, чтобы понять ее суть, нужно понять самого себя, следовать тем простым советам, которые изложены в этом великом труде. И тогда смерть не будет так страшна, а жизнь так тяжела.

3. Древние рудники, вероятно, прорытые детьми

С вершины холма Грейт-Орм пейзаж кажется невероятно спокойным – мягкие склоны зеленых лугов и пасторальная картинка пахоты простираются до самого Ирландского моря. Но в Лландидно скрывается тайна тысячелетий, секрет, долгое время сокрытый от человечества под землей.

Под холмом располагается медный рудник, туннели которого простираются более чем на восемь километров. У туннелей сложная система из девяти разных уровней, они спускаются на семьдесят метров под землю. При этом некоторые из них настолько узкие, что туда мог забраться только ребенок. Время создания этого удивительного туннеля – бронзовый век, а первые ходы были вырыты более 3 800 лет назад. Несколько веков необычная шахта оставалась самой крупной из существовавших на тот момент на территории Великобритании.

Многие из шахт тех времен оставались неизвестными вплоть до 80-х годов XX века, когда были открыты подряд несколько из них. Шахта у горы Грейт-Орм стала центральным открытием из-за своих впечатляющих размеров – она не только одна из крупнейших в стране, но лидирует и в Европе.

В 2015 году артефакты, обнаруженные в шахтах, как и сами ее ходы, были тщательно проанализированы, а результат анализа представлен на международной конференции. Было подтверждено, что в шахтах занимались производством высококачественной меди, которая в дальнейшем использовалась для ковки бронзы. Что интересно, добытая в шахте медь использовалась потом и во Франции, и в Голландии, и даже в Дании. Артефакты, обнаруженные на северо-западе Европы, соответствуют составу породы, найденной в шахте, что и позволяет проследить путешествие меди в разных направлениях.

Находка этой шахты говорит о том, что в бронзовом веке в тех местах был настоящий расцвет производства. Шахта Грейт-Орм поставляла наибольшее количество руды в стране, снабжая еще и Бретань, и более западные регионы. До этого была обнаружена еще одна крупная шахта на острове Росс, что на юго-западе Ирландии, которая датируется более ранним сроком – ее создали 4 400 лет назад. Определить дату удалось по найденным в ходах костяным орудиям и обломкам угля.

Медь была одним из первых открытых человеком металлов, и потому высоко ценилась. Уже четыре тысячи лет назад жители тех мест производили бронзу. Процесс весьма непростой: нужно не только выдержать все технологические требования, но и организовать группу людей, наладить коммуникацию, все распланировать. Исходя из этого, ученые делают вывод, что бронзовый век был временем развития социальных связей и налаживания отношений между разными регионами.

На территории Великобритании на данный момент найдено десять медных рудников, но многие из них совсем невелики. С размерами шахты у Грейт-Орм им сравниться трудно. Тем не менее, они показывают, каким масштабным был процесс добычи меди и как много людей было в него вовлечено.

Развитие шахты начиналось с того, что люди просто копали землю там, где находили зеленые и черные фрагменты меди. Затем шахта начинала расти под землю, простираясь горизонтально и спускаясь все ниже, образуя множество узких туннелей. Медь, которую добывали в шахте Грейт-Орм, оказалась особенно хорошей для плавки, поэтому месторождение и было таким популярным. К тому же, там мягкая порода, в которой проще копать.

Впрочем, это был очень тяжелый труд. Копать широкие туннели не было смысла, поэтому некоторые из них — очень маленькие. В шахтах трудились семьями, дети выкапывали узкие проходы и такой труд в то время считался совершенно нормальным. Невероятно, но считается, что опасные шахты Британии создавали именно дети.

Читать еще:

Проклятые картины Здзислава Бексиньского.

Здзислав Бексиньский (Zdzislaw Beksinski) — один из самых известных польских художников 20 века. Его творческое …

Добавить комментарий