Главная / Вокруг нас / «Мужик, а тоже лезет в гимназию!»

«Мужик, а тоже лезет в гимназию!»

О забытой годовщине, связанной с революцией 1917-го года, вреде общедоступного образования и перспективах кухаркиных детей.

Столетие революции на целый год избавило российских ньюйсмейкеров от головной боли и мучительного креатива в планировании информационной повестки дня. Революция проникла в кино, музеи, театры, модные дома, рестораны, научные лекции, без нее нельзя спокойно посмотреть телевизор или пройтись по магазинам, она насильно приковала к себе внимание тех, кто родился столетием позже, и разбередила чувства старшего поколения. Маркетологи сделали революцию брендом, в два счета продающим любую дрянь (осталось только выпустить жевательную резинку со вкусом революции), а средства массовой информации превратили значимое историческое событие в «звезду-однодневку», о которой все позабудут, едва только кончится бюджетное финансирование. Пока все перемывают косточки героям 17-го года, другой важный юбилей — 130-летие «Циркуляра о кухаркиных детях» — остается без внимания, однако не будь его…

Любимым писателем Александра III, наверное, был Гоголь. Гоголь еще в 1848 году высказал наболевшую мысль о том, что простому мужику нужно жить жизнью простого мужика и не дергаться насчет образования. «Учить мужика грамоте затем, чтобы доставить ему возможность читать пустые книжонки, которые издают для народа европейские человеколюбцы, есть действительный вздор», — писал он своему другу Б. Н. Б… му. «Деревенский священник может сказать гораздо больше истинно нужного для мужика, нежели все эти книжонки».

По воспоминаниям Чуковского, Александр III тягу мужика к образованию считал «опасным преступлением, которое необходимо пресечь в самом корне. Когда крестьянка Ананьина, привлеченная к суду по одному революционному делу, упомянула о том, что она мечтала отдать своего сына в гимназию, Александр III написал, негодуя: «Это-то и ужасно! Мужик, а тоже лезет в гимназию». Когда тобольский губернатор не без прискорбия довел в своем докладе до монаршего сведения, что в губернии мало грамотных, царь написал на полях: «И слава богу!».

Если и есть в стране человек, ответственный за то, чтобы оградить население от грамоты, то это министр народного просвещения. Иван Давыдович Делянов был из благородного рода, знал четыре иностранных языка, управлял Публичной библиотекой, а под старость лет удостоен был титула графа. В 1887 году он сочинил прославивший его доклад «О сокращении гимназического образования», в котором предложил очистить гимназии от детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, лавочников и т. д. и т. п. Получивший в народе название «Циркуляр о кухаркиных детях», документ шел вразрез с действующим законом об отсутствии сословных и вероисповедных цензов для обучения, зато радовал императора. «Из одесских гимназий, — писал Чуковский, — изгоняли всех тех, кто… жил в маленьких и тесных квартирах. Не меньше четырех комнат должен был занимать человек, чтобы иметь право посылать своего сына в гимназию! Если он занимает три комнаты, мальчика даже не допустят к экзаменам. Если у него одна кухарка, его сыну никогда не бывать гимназистом. Только те, у кого есть и кухарка и горничная, могут надеяться, что их дети пройдут гимназический курс».

Циркуляр явился материальным воплощением гоголевской идеи полувековой давности: «Помещик ты… не потому, чтобы тебе хотелось повелевать и быть помещиком, но потому что ты уже есть помещик, что ты родился помещиком, что взыщет с тебя Бог, если б ты променял это званье на другое, потому что всяк должен служить Богу на своем месте, а не на чужом». Кем родился, тем и умрешь, родился поваром — умрешь поваром, родился кучером — умрешь кучером. Фатализм и безысходность.

© Дилетант

Читать еще:

Опасные воды Бангладеша: как пытается выжить самый притесняемый народ в мире

Рохинджа — этническая группа, проживающая в Мьянме, которую государство не признает своими гражданами и делает …

Добавить комментарий