Главная / Вокруг нас / Уральский танковый завод № 183 (Нижний Тагил). Ч.-1

Уральский танковый завод № 183 (Нижний Тагил). Ч.-1

В августе 1941 года по решению Государственного комитета обороны на базе Уралвагонзавода и 11 эвакуированных предприятий был создан Уральский танковый завод № 183 им. Коминтерна.

В конце 1941 года из западной части СССР сюда были эвакуированы одиннадцать предприятий, в том числе группа ученых Московского высшего технического училища имени Баумана, Государственная союзная лаборатория режущих инструментов и электросварки имени Игнатьева, Московский станкостроительный завод имени Орджоникидзе, Харьковский танковый №183, Мариупольский броневой завод имени Ильича, Харьковский паровозостроительный завод, Бежицкий сталелитейный завод. Уральский вагоностроительный завод одно за другим сворачивал производства: вагонное, экспериментальный цех, освобождая площадки для создания на базе эвакуированных в Нижний Тагил предприятий нового Уральского танкового завода. Основу его производства составил Харьковский танковый завод № 183 им.Коминтерна. В Нижний Тагил прибыл директор завода № 183 — Максарёв Юрий Евгеньевич. Приказом по заводу от 14 ноября 1941 года была утверждена схема организации управления заводом.

За время войны УТЗ выпустил 25 266 танков Т-34. Каждый второй танк Т-34, принявший участие в боевых действиях, сошёл с конвейера этого завода. Кроме того, на заводе было выпущено 63 тысячи артиллерийских передков, сотни тысяч авиабомб, снарядов и направляющих для самоходных ракетных зенитных установок («катюш»). Для двух авиационных заводов, эвакуированных из Москвы и Ленинграда, УТЗ поставил около четырех тысяч бронекорпусов самолетов ИЛ-2. Каждый девятый легендарный штурмовик имел бронекорпус УТЗ. Уральский танковый завод в 1943 году сыграл исключительную роль в создании Уральского добровольческого танкового корпуса. Из более 200 необходимых для комплектования корпуса танков, он произвел 145. Добровольцами на фронт весной 1943 года ушли 185 заводчан. Всего на полях сражений Великой Отечественной войны воевало более шести тысяч рабочих, из них 3111 человек отдали свои жизни за Родину. Уральский танковый завод № 183 за заслуги в создании танков в годы Великой Отечественной войны был награжден орденами Трудового Красного Знамени (1942), Красного Знамени (1943), Отечественной войны I степени (1945). 28 тысяч танкостроителей награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

***

На основании постановления № 667/СГКО директор завода Ю.Е. Максарев отдал приказ об эвакуации завода в глубокий тыл. Первый эшелон покинул Харьков 19 сентября и направился на Урал, в Нижний Тагил, на громадную территорию Уральского вагоностроительного завода (всего ко второй декаде октябри было отправлено 43 эшелона). На эту же площадку прибыли Московский станкостроительный завод имени С. Орджоникидзе, часть оборудования московских заводов «Красный пролетарий», «Станколит» и некоторые другие учреждения.

Первый танк на новом месте собрали уже 18 декабря, а к 31 декабря из узлов и детален, привезенных из Харькова, собрали и передали в войска 25 боевых машин. Расстановка оборудования па новой площадке завода осуществлялась из расчета выпуска 20 танков Т-34 в сутки. Для этого необходимо было иметь 1200- 1250 станков и не менее 2000 рабочих. Из Харькова прибыло 1254 станков (в том числе и вспомогательных). 1 ноября 1941 года завод № 183 располагал 6324 производственными и 5813 вспомогательными рабочими Уралвагонзавода. Из них 2500 — завода № 183, 550 — Мариупольского завода им. Ильича, 150 — завода № 184 «Коммунар» (г. Мариуполь) и 12 квалифицированными рабочими завода «Красный Профинтерн» (г. Мариуполь). И все же это число едва обеспечивало 60% по-требности в рабочих завода. К 20 ноября 1941 года на заводе имелось около 11000 рабочих различной квалификации.

Условия, вызванные войной и вынужденной эвакуацией большого количества промышленных предприятий на Урал, создали множество трудностей при развертывании производства танков на новой производственной площади. Почти все смежники, ранее снабжавшие завод № 183 приборами, резиной, электрооборудованием и т.п. прекратили поставки в связи с эвакуацией. На эти трудности налагались проблемы, вызванные необходимостью скорейшей перестройки Уралвагонзавода (УВЗ) па выпуск танков и потребовавшие исключительно большой работы всех звеньев завода. В интересах быстрого решения этой сложной и ответственной задачи конструкторский отдел завода № 183 с первых же дней своего пребывания в Нижнем Тагиле перестроил работу конструкторов и все свое внимание направил только па пересмотр конструкции деталей танка Т-34 с тем, чтобы они отвечали производственным возможностям, имеющимся на УВЗ. В конце ноября — начале декабря 1941 года в условиях суровой уральской зимы коллективу завода № 183 пришлось одновременно осуществлять планировку будущих цехов, монтировать оборудование, запускать производство и выпускать первые уральские танки Т-34.

Читать еще:

Интересные факты о Швейцарии

В Швейцарии проживают чуть более 8 миллионов человек. При этом, на руках у них находится …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *