Главная / Вокруг нас / Саамы Швеции 1920 — 1930 гг. Правовое положение Шведских саамов. Ч.-1

Саамы Швеции 1920 — 1930 гг. Правовое положение Шведских саамов. Ч.-1

Историю «шведской саамской политики» — политики Швеции по отношению к саамскому государству — принято делить на три этапа. Во время раннего этапа (1548—1846) эта политика по существу представляла собой локальное приложение к саамам общенациональной политики.

В XVIII веке на севере Швеции наблюдалось существенное увеличение численности финских и шведских переселенцев, что приводило ко всё большему социальному давлению на традиционный хозяйственный уклад саамов; в таких условиях происходило дальнейшее обнищание саамского населения, которое и раньше никогда не отличалось достатком. Ещё одной проблемой саамов было пьянство, которое имело существенно более серьёзное отрицательное влияние на их жизнь по сравнению с аналогичной проблемой у других народов Северной Европы, поскольку алкоголь никогда не был продуктом, использовавшимся саамами, ведшими традиционный образ жизни.

На втором этапе (1846—1971) в Швеции были приняты специальные законодательные акты, касающиеся саамов, в целом политику на этом этапе можно назвать этнически дискриминационной. Саамский язык в повседнем общении постепенно вытеснялся шведским (в некоторых районах — финским); а с некоторого времени и официальная политика в области образования взяла курс на полную гегемонию шведского языка (шведизацию). Политика шведизации продолжалась по существу до середины XX века.

Современный период, начавшийся в 1971 году, характеризуется активной деятельностью саамских организаций и постепенным переходом политики Швеции от этнической дискриминации к этнической терпимости. При этом, если на государственном уровне рецидивов антисаамских проявлений практически нет, на бытовом уровне наследие антисаамской политики по-прежнему продолжают оставаться достаточно сильными, особенно в северной части государства. Несаамское население этой страны относится к саамам в значительной степени предвзято, а знание большинства шведов о них сводится к тому, что саамы — кочевники, пасущие северных оленей. Одной из причин такого стереотипного представления о культуре саамов связано с изъянами в школьных программах, не дающих учащимся достаточного объёма сведений о коренных народах вообще и о саамах (как и о других национальных меньшинствах Швеции) в частности

Саамы населяли арктический регион на протяжении нескольких тысячелетий. Саамы называют свою страну Сапми (Sápmi, «земля саамов»), подразумевая под этим понятием территорию своего традиционного расселения, которая простирается вдоль северной части Скандинавии, захватывая Кольский полуостров в России (Отметим, что Сапми — это не что иное как Лапландия, но это название саамы не слишком жалуют, как и прошлое наименование своего народа. Но об этом чуть ниже Прим. Portalostranah.ru). Саамы изначально являлись кочевниками, жили в шатрах летом и в более крепких торфяных хижинах в холодное время года. Сегодня саамы проживают в современных жилищах и используют шатры только в качестве временного пристанища во время миграции оленей, если у них нет собственных домиков в горах или лесах.

Большинство саамов живет на севере, но также представителей этой народности можно найти на всей территории Швеции. На сегодняшний день только десять процентов шведских саамов зарабатывают на жизнь, занимаясь оленеводством, а многие совмещают семейный бизнес с туризмом, рыболовством, изготовлением ремесленных изделий и прочими занятиями». Ранее саамы были известны как лопари. Однако это наименование нынешние саамы считают унизительным, т.к. это название, по одной из версий, происходит от слова в германских языках lapp — «лоскуток». Таким образом, якобы саамов соседние народы считали некими лоскутниками. Отметим, что до сих пор в в странах Скандинавии у некоторых существует предубеждение к саамам. Также и в Европе не так давно представлялось, что саамы живут где-то очень далеко на севере и ведут крайне простой образ жизни. И именно в таком ключе саамы, а вернее саамка, упоминается и в известной сказке Андерсена «Снежная Королева», написанной в 1844 г. Вероятно, из этой сказки многие европейцы впервые и узнают о саамах. Отметим, что в упомянутой сказке саамка фигурирует под названием лапландка. При этом по сказке получается, что к теплым краям Лапландия находится ближе, чем Финляндия, хотя для Андерсена, жившего в Дании, так это и было, если ехать в Финляндию через Норвегию и Швецию.

Численность саамов в Швеции крайне невелика. По крайней мере, вспоминают о них и их проблемах гораздо чаще, чем можно было бы подумать, зная об их количестве. Упомянутая официальная публикация «Саамы в Швеции», изданная в 2014 г. о настоящем количестве саамов говорит следующее: «Среди саамов не проводится перепись населения, но их численность приблизительно составляет около 80000 человек, которые проживают в четырех странах: около 20 000 человек в Швеции, 50000 в Норвегии, 8000 в Финляндии и 2000 в России».

Правительство Швеции (еще) в 1977 году выступило с заявлением, где было сказано о том, что саамы являются коренным населением страны. Однако Конвенцию Международной организации труда ООН о правах коренного населения Швеция (Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах, № 169 Indigenous and Tribal Peoples Convention, 1989 года.) не подписала, с той мотивировкой, что права саамов на земли, водные ресурсы, охоту и рыболовство, должны еще проясняться. Правительством была тогда назначена особая делегация, которая должна была выявить насущные, для коренного населения — саамов, вопросы, дабы улучшить их положение…». Конец цитаты. Отметим, что упомянутую Indigenous and Tribal Peoples Convention1989 года подписало всего лишь два десятка стран, но не Швеция. Однако, несмотря на вышеупомянутое заявление о признании саамов еще в 1977 году коренным народом в акте правительства Швеции (а именно в билле regeringens proposition за № 1976/77:80, в том документе говорилось, что «саамы являются коренным населением Швеции, более древним, чем все другое население страны») и включении теперь упоминания о народе саамов в шведскую Конституцию, тем не менее, например, Майвор Масса Эрикссон (Massa Eriksson) из Южного объединения саамов Швеции заявила шведскому радио, что «шведскому обществу по-прежнему трудно рассматривать саамов как коренное население.

Язык саамов входит в финно-волжскую группу финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Он близок к финскому. При этом саамский разделяется на несколько разновидностей. Как пишет официальная публикация «Саамы в Швеции», изданная «Шведским институтом» в 2014 г.: «Существует три основных саамских языка: восточносаамский, центральносаамский и южносаамский. Эти языки далее делятся на девять диалектов. Центральносаамский язык делится на два диалекта: северосаамский в самом северном регионе, луле­саамский возле (шведских) Йокмокка, Елливаре и районов Тюсфьорда в Норвегии. На северосаамском диалекте говорит больше всего саамов — около 17000 носителей языка во всем регионе Сапми (напомним, Sápmi, так по-саамски называется Лапландия — традиционная область расселения саамов, части этой области поделены между Норвегией, Швецией, Финляндией и Россией Прим. Portalostranah.ru). Из этих 17000 носителей языка во всем регионе Сапми около 6000 человек проживает в Швеции. Со временем северносаамский распространился в регионы, жители которых говорили на луле­саамском и южносаамском, в результате переселения северных саамов в эти регионы в 1930­х годах по распоряжению правительства. На южносаамском и луле­саамском диалектах говорят по обе стороны шведско­норвежской границы от Арьеплога­-Салтфьелля на севере до Идре и Реруса на юге. По приблизительным подсчетам на южносаамском и луле­саамском говорят примерно по 500 человек в Швеции. Саамский язык очень богат. Например, в саамском языке имеется более 300 различных способов описания снега — от «липкого» снега до снега, похожего на сахарную пудру. Но, несмотря на такое изобилие прилагательных, в саамском языке отсутствует различие по полу: например, личное местоимение son может обозначать и мужчину, и женщину, а также животное или предмет. Письменный саамский язык не был связан со шведским алфавитом до 1950 г.

Несмотря на то, что шведские саамы по всем своим харак­терным признакам полностью подпадают под определение понятия «коренной Народ» по действующему шведскому за­конодательству они обладают статусом меньшинства и не бо­лее того. Отсюда, конституционным законодательством Шве­ции, в отличие от финского и норвежского — не закреплены каких-либо четких гарантий защиты саамов как коренного эт­носа и народа. Также, поскольку Швеция не является участни­цей Конвенции МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни» 1989 года, то, соответствен­но, ее положения не распространяются на ее территорию, и, у нее нет никаких международно-правовых обязательств по данному договору. Таким образом, шведские саамы облада­ют статусом национального меньшинства наряду с финнами, цыганами и евреями, правда, в отличие от них они пользуются некоторыми эксклюзивными правами, что в основном связано с оленеводством. Буквально через год после данного решения Верховного суда в 1982 году правительство Швеции учредило Комиссию по правам саамов для изучения вопросов, касающихся этого народа, включая их земельных прав, однако ее деятельность не привело к каким-либо позитивным результатам в сфере защи­ты земельных прав саамов.

Наоборот, в 1992 году парламент Швеции принял реше­ние, согласно которому все земли, на которых традиционно охотятся саамы, должны быть доступны для всех граждан Шве­ции. Однозначно, решение было принято вопреки принципи­альному признанию земельных прав саамов Верховным судом страны в 1981 году об арендуемых нагорьях. Парламентское решение 1992 года фактически упразднило исключительные права народа саамов на охоту и рыболовству на исконно са­амских территориях, предоставляя не-саамам неограничен­ные права на охоту и рыболовству на этих же территориях. Соответственно, положения данного парламентского реше­ния нашли свое отражение в законах и подзаконных актах государства, которые ввели новые правила для ведения охоты и рыболовства на спорных территориях. Положениями этих законов начали пользоваться органы власти и управления, как центральные (Национальный совет по сельскому хозяйству), так и местные (административные советы графств, губернии издали свои региональные правила) — в целом, в стране была введена новая система лицензирования охоты и рыболовства, в том числе на исконных землях саамов. Саамов, конечно, это не устраивало, и в 1994 году они по­дали сначала апелляцию в Национальный совет по сельскому хозяйству, а после ее отклонения — иск в Высший администра­тивный суд, который своим решением от 22 июня 1994 года отклонил его. Затем, в конце 1994 года 39 саамские деревни подали в Европейскую комиссию по правам человека (дело №27033/95), однако 25 декабря 1996 года жалоба Комиссией была объявлено неприемлемой. Таким образом проблема осталась «открытой». В определенном смысле данный вопрос нашел свой «от­голосок» сравнительно недавно. Проблема в том, что 12 марта 2004 года Комитет ООН по уничтожению всех форм расовой дискриминации выразил свою озабоченность тем, что земель­ные права саамов и связанные с ними проблемы в Швеции до сих пор не разрешены.

В прошлом во время миграции оленей в стадах оленеводы и их семьи тоже мигрировали — пешком или на лыжах. Сегодня оленеводы пользуются мотонартами и вездеходами во время миграции животных. В редких случаях приходится использовать грузовики для перевозки оленей на новые пастбища. Саамская деревня, шв. sameby, — это не традиционная деревня, а сложный экономический и административный союз, созданный в целях разведения оленей. Жизнь в саамской деревне регулируется шведским законом под названием Закон об оленеводстве. Члены sameby имеют право заниматься оленеводством на определенной территории. Однако не все в Швеции довольны монопольным, а это можно назвать и так, правом саамов на занятие оленеводством. Оленеводством в Швеции, согласно закону, могут заниматься только саамы, являющиеся членами какого-либо саамского сообщества. В этом законе описываются также особые права саамских «деревень» (или общин) на рыбную ловлю и охоту. Именно эти эксклюзивные права и хотела бы отменить представленная в шведском парламенте Риксдаге правопопулистская партия «Демократы Швеции» (Sverigedemokraterna), сравнивая существующий порядок с тем, как если бы, к примеру, овцеводством было разрешено заниматься только этническим шведам, и при этом членам лишь некоторых семей. Вместо нынешней системы партия «Демократы Швеции» предлагает своего рода «лицензии на оленеводство», которые могли бы выдаваться всем, кто хочет этим заниматься, вне зависимости от этнического происхождения.

Если же говорить подробнее о шведском Законе об оленеводстве (Rennäringslagen), то этот закон (действующий принят в 1971 г.), предоставляющий, как уже говорилось выше, саамам монопольное право на занятие оленеводством в Швеции, содержит для саамов определенные ограничительные рамки. На эти рамки и намекают «Демократы Швеции» в приведенном выше сообщении, говоря о «разрешении членам лишь некоторых семей». Дело в том, что (согласно закону) оленеводством в Швеции могут заниматься (и, соответственно, распоряжаться соответствующими угодьями) не все саамы, а лишь те которые занимаются оленеводством в качестве «постоянной деятельности», и не помышляют о занятии какой-либо другой «основной оплачиваемой работой». При этом оленеводы должны быть членами оленеводческого кооператива, т.е. деревни-общины — уже упомянутых выше sameby.

Можно сказать, что согласно текущему Закону об оленеводстве, в Швеции оленеводство осуществляется практически повсеместно на территории трех самых северных провинций, а именно на территории ленов (провинций) Норрботтен (Norrbotten), Вестерботтен (Västerbotten) и Емтланд (Jämtland), а также в отдельных районах ленов (провинций) Даларна (Dalarna), Вестерноррланд (Västernorrland) и Евлеборг (Gävleborg). По состоянию на 2013 г., согласно данным Статистического управления Швеции, выпущенных в мае 2014 г. в Швеции существует 51 sameby, т.е. саамских оленеводческих деревень, в которых состоит 4678 оленеводов. При этом, как пишет уже упомянутая здесь официальная шведская публикация «Саамы в Швеции», изданная в 2014 г.: «В Швеции насчитывается 260000 северных оленей.

И в заключение любопытная статистика, связанная с оленеводческим образом жизни саамов. «Ученые исследовали состояние здоровья шведов и коренного населения страны — саамов в исследовательском центре Южной Лапландии, в Вильхельмине (Vilhelmina, в лене (провинции) Вестерботтен (Västerbotten). Результат показал некоторые отличия по количеству раковых заболеваний. Саамы реже болеют раком даже по сравнению с населением севера Швеции — Норрланда (Norrland — плоскогорье на северо-востоке Скандинавского полуострова, на севере Швеции и частично в Финляндии Прим. Portalostranah.ru) Саамы, занимающиеся оленеводством, меньше болеют сердечнососудистыми заболеваниями, а также болезнями желудочно-кишечного тракта.У женщин из той же среды саамов, но не занимающихся оленеводством, чаще встречаются как сердечнососудистые заболевания, так и инфаркты. Как говорит Пер Шоландер (Per Sjölander), возглавляющий научные исследования в Центре, говорит, что причинами отличий являются иной образ жизни саамов и окружающая их среда. В частности, реже встречающийся у саамов-мужчин рак предстательной железы объясняется их более физически активным образом жизни. Питаются они тоже лучше, чем средний мужчина-швед.

Читать еще:

«Я ТЕБЯ НИКОГДА НЕ ЗАБУДУ…»: НИКОЛАЙ КАРАЧЕНЦОВ

Умер Николай Караченцов. Народный артист скончался в пятницу, 26 октября, на 74-м году жизни, накануне …

Добавить комментарий