Главная / Вокруг нас / СОВЕТСКИЙ ПАСПОРТ: «ПРОПИСКА» И «ПЯТАЯ ГРАФА»

СОВЕТСКИЙ ПАСПОРТ: «ПРОПИСКА» И «ПЯТАЯ ГРАФА»

Одним из новшеств, привнесённых советским строем в российские реалии была система всеобщей паспортизации. При этом развивалась система паспортов в Стране Советов медленно и поэтапно. И в целом была мерой, скорее, вынужденной.

Всеобщая паспортизация городского населения была объявлена 27 декабря 1932 года, до этого советские паспорта выдавались в качестве «заграничных». В основном, тем гражданам, которым было разрешено и поручено отправляться за рубеж, чтобы представлять там советские интересы. И именно про такой паспорт писал Маяковский в своем бессмертном «достаю из широких штанин».

Такая бюрократическая свобода до 1932 года создавала массу бытовых и криминальных проблем. Огромные массы людей свободно кочевали по просторам страны, а особенно активно этим пользовался криминальный элемент, который мог в те годы «гастролировать» практически без ограничений, пока не поймают.

Потому в советском паспорте появились графа о прописке. Которая позволяла, как и сам документ, фиксировать передвижения гражданина и определённым образом «привязывать» его к месту жительства.

27 декабря 1932 года председателем ЦИК СССР М. И. Калининым, председателем Совнаркома СССР В. М. Молотовым и секретарём ЦИК СССР А. С. Енукидзе было подписано Постановление № 57/1917 «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов».

Все граждане СССР от 16 лет, постоянно проживавшие в городах, рабочих посёлках, работающие на транспорте и в совхозах, обязаны были иметь паспорта. Сельское население страны паспортами не обеспечивалось (за исключением проживавших в десятикилометровой пограничной зоне).

Согласно постановлению ЦИК и СНК СССР от 27 декабря 1932 года «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописке паспортов», указываются следующие причины паспортизации: «Установить по Союзу ССР единую паспортную систему на основании положения о паспортах … В целях лучшего учёта населения городов, рабочих посёлков и новостроек и разгрузки этих населённых мест от лиц, несвязанных с производством и работой в учреждениях или школах и не занятых общественно-полезным трудом (за исключением инвалидов и пенсионеров), а также в целях очистки этих населённых мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов».

Вопреки общему мнению, сельским жителям паспорта все же выдавались, хотя их всеобщая паспортизация наступила гораздо позже, в семидесятые. Просто паспорта колхозники получали в случае поступления в ВУЗ или с началом военной карьеры, или переезжая в город на обговоренное уже рабочее место.

По поводу «прописки», которая сейчас обозначается, как «регистрация», до сих пор спорят специалисты. Институт прописки был введён в СССР в 1922 году с целью обеспечения органов власти полной информацией о жителях, проживающих в населённых пунктах страны и всех их передвижениях. До декабря 1932 года прописка носила лишь уведомительный характер, а само понятие прописки первоначально применялось в смысле обязанности граждан регистрировать, «прописывать» их документы в специальных книгах. Обязанность производить постоянную и временную прописку и выписку населения исполняли жилищные органы. Они делали это по заявлениям прибывших или выбывающих лиц.

В России прописка была в 1993 году законодательно заменена на регистрацию по месту жительства; одновременно было введено понятие регистрации по месту пребывания. По мнению некоторых наблюдателей, это произошло, в значительной мере, под давлением международных организаций, требовавших соблюдения права граждан на свободу передвижения и выбор места жительства.

Но была в советском паспорте и так называемая «пятая графа», или же графа о национальности.

Чисто технически пятой эта графа была не в советском паспорте, а в «Личном листке по учёту кадров паспортных органов МВД СССР» на основании которого и оформлялся советский паспорт.

Критики графы «национальность» видят в ней не только механизм дополнительного контроля, но и возможность для ущемления отдельных граждан СССР по национальному признаку. Но изначально все обстояло с точностью до наоборот.

СССР был подчеркнуто многонациональной страной единого советского народа. Но именно «много»-национальной, а не «безнациональной». Поэтому графа «национальность» в теории и в рамках советской идеологии не только не была дискредитирующей, но, напротив, подчеркивала эту самую многонациональность, а через это и единство всего советского народа.

В Советском Союзе указание национальности в паспорте и других удостоверяющих личность документах носило обязательный характер. Национальность гражданина записывалась в эту графу на основании национальности родителей. При этом, в СССР был список этих самых национальностей. Что характерно, он периодически ещё и менялся.

Изначально, согласно спискам 1924-1926 года в СССР проживали представители двухсот национальностей. Если национальность родителей была разная, то до 1975 года записывалась национальность отца.

В 1974 году паспортизация в Советском Союзе продолжалось. Теперь право на получение документа имели и колхозники, жители сельской местности. Одновременно с этим, изменился и подход к определению национальности.

После 1975 графа в паспорте была все такой же обязательной, но в соответствии с новым Постановлением СМ СССР «О паспортной системе в СССР» от 28 августа 1974, гражданин имел право выбирать национальность отца или матери при получении им первого паспорта по достижении 16-летнего возраста. После этого он менять национальность уже права не имел. Но вот самое интересное, что примерно в эти же годы начинается и варьирование списка «официальных» национальностей. В 1959 году было 126, в 1979 – 123, в 1989 – 128.

Что касается гонений по национальному признаку, то ряд учёных фиксируют в советской истории случаи депортации представителей десяти национальностей. К ним относят чеченцев, крымских татар, корейцев, карачаевцев, ингушей, немцев, балкарцев и ряд других. Но депортация этих народов происходила в результате исторических причин, а именно из-за массового предательства и дезертирства этих народов СССР в годы войны, за что они позже были высланы с мест своего проживания вблизи фронта вглубь страны.

Учёные указывают не только на факты депортации, но и на «мягкую дискредитацию» в позднем СССР по национальному признаку. Советские евреи по этому поводу придумали грустную шутку, где обозначали свою национальную принадлежность, как «инвалидность пятой группы».

Стоит снова оговориться, что тогдашнее советское руководство увидело в графе «национальность» удобный практический механизм только после его ввода. Изначально, «пятая графа» была идеологическим механизмом, и каких-то систематических практик не предполагала.

С крушением СССР советские паспорта не исчезли, и до сих пор считаются действительными на территории России, наряду с новыми паспортами граждан Российской Федерации, где графы «национальность» нет.

Периодически за её возвращение ратуют консерваторы, и общественная дискуссия по этому вопросу идет до сих пор. Однако государство возвращать «пятую графу», как минимум в ближайшее время, не будет в силу особенностей нынешней российской национальной политики. Проблема гораздо шире, чем наличие либо отсутствие отметки в паспорте и рассматривается в контексте роста межнациональной напряжённости. Например, Московская Городская Дума предложила поправки в «Закон о СМИ» с запретом упоминания национальности преступников и их жертв. В национальных образованиях на территории России (в частности, в Татарстане) существуют вкладыши в паспорт с указанием национальности. Вкладыши изготавливаются по желанию владельца паспорта.

По статьям

Александр Чаусов «Зачем в советском паспорте была пятая графа»

«Развитие паспортной системы в условиях укрепления административно-командной системы в СССР и в период перестройки в России».

Читать еще:

ОГОНЬ, ВОДА И РЕЗИНОВЫЕ ТРУБЫ

Кальян (перс.) — прибор для курения табака в странах Азии и Африки. Состоит из трубки …

Добавить комментарий