Главная / Вокруг нас / Экспедиции, открытия Бартоломеу Диаша

Экспедиции, открытия Бартоломеу Диаша

Бартоломеу Диаш (рожд. 1450 г. — пропал без вести 29 мая 1500 г.) — известный португальский мореплаватель. В поисках морского пути в Индию в 1488 году был первым европейцем обогнувшим Африку с юга, открыл мыс Доброй Надежды и вышел к Индийскому океану. Был одним из первых португальцев, ступивших на бразильскую землю…

После смерти Генриха Мореплавателя у португальских монархов на какое-то время пропал интерес к исследованиям. На протяжении ряда лет они занимались другими делами: в государстве происходили междоусобные войны, шли бои с маврами. Лишь в 1481 г., по восшествия на престол короля Жуана II, африканское побережье вновь увидало вереницы португальских кораблей и новую плеяду смелых моряков. Самый значительный из них был, несомненно, Бартоломеу Диаш.

Что известно о мореплавателе

Бартоломеу Диаш происходил из дворянского рода и одно время работал на лиссабонских складах управляющим. Он был потомок Диаша, открывшего мыс Божадор, и Диаша, открывшего Зеленый Мыс. У всех путешественников был талант, помогавший им в борьбе за расширение мира. Так, Генрих Мореплаватель был ученый и организатор, Васко да Гама и Кабрал были в такой же мере воинами и администраторами, в какой и моряками. А Диаш был в большей степени моряком. Многих из своих спутников он обучил искусству мореплавания. Нам мало известно о жизни Бартоломеу Диаша, даже дату его рождения не установить точно. Зато известно, что он был гений мореходного дела.

Первые путешествия

Впервые его имя упоминается в коротком официальном документе в связи с освобождением его от уплаты пошлин на слоновую кость, привезенную с берегов Гвинеи. Так, мы узнаем, что он вел торговлю со странами, только что открытыми португальцами. 1481 год — он командовал одним из кораблей, отправленных к Золотому Берегу под общим начальством Диого д’Асамбужа.

В экспедиции д’Асамбужа участвовал и безвестный в то время Христофор Колумб. Спустя 5 лет Диаш был на должности главного инспектора королевских товарных складов в Лиссабоне.

К берегам Африки

1487 год — он вновь отправился вдоль африканских берегов во главе экспедиции из двух кораблей. Они были малы (даже для тех времен), каждое водоизмещением примерно в 50 тонн, но так устойчивы, что на них можно было поставить тяжелые орудия, им было придано транспортное судно с припасами. Главным кормчим был опытный гвинейский мореход Педру Аленкер. Неимеется доказательств того, что задачей экспедиции Диаша было достижение Индии. Вероятней всего, целью была дальняя разведка, результаты которой были сомнительны для главных действующих лиц.

Не ясно также, какие корабли были у Диаша — каравеллы или «круглые корабли» — нао. Как можно видеть из названия, португальцы XV столетия отличали «круглые корабли» от каравелл, в первую очередь, из-за их своеобразной конструкции — из-за округленных обводов корпуса. Под 26° южной широты Диаш поставил каменный столб-падран, часть которого цела и сейчас.

Диаш решил идти дальше на юг и, несмотря на бурю, безостановочно плыл в течении 13-ти дней, постепенно уходя от берега. Мореплаватель надеялся хорошо использовать ветер. Ведь должен же когда-то закончиться этот бесконечный материк!

Буря не стихала. Далеко на юге он оказался в зоне западных ветров. Здесь было холодно, кругом — лишь открытое море. Он решил выяснить, тянется ли еще берег на востоке 1488 год, 3 февраля — он пришел в залив Моссель. Берег уходил на запад и на восток. Здесь, как видно, был конец материка. Диаш свернул на восток и дошел до Большой Рыбьей реки (Грэйт-Фиш-Ривер). Но измученный экипаж уже потерявший надежду преодолеть трудности, которым, казалось, нет конца, потребовал, чтобы суда повернули назад. Диаш пытался уговаривать своих матросов, угрожать, соблазнять богатствами Индии, — ничего не помогало. С горьким чувством он приказал идти в обратный путь. Ему казалось, писал он, что «он покинул там навсегда сына».

Обратный путь

На обратном пути экспедиция обогнула острый, далеко вдававшийся в море мыс. За мысом берег круто поворачивал на север. В память о выпавших на их долю испытаниях Диаш назвал это место мысом Бурь, но король Жуан II переименовал его в мыс Доброй Надежды — надежды на то, что, в конце концов, осуществится заветная мечта португальских моряков: будет открыт путь в Индию. Диаш преодолел труднейшую часть этого пути.

Моряки нечасто получали достойную награду за свои труды. И Диаш не получил никакой награды, хотя монарх знал, что он — один из лучших моряков Европы.

Новая экспедиция, новый капитан

Когда началась подготовка новой экспедиции в Индию, Бартоломеу Диаша назначили руководителем постройки кораблей. Естественно, что начальником экспедиции должен был быть именно он. Однако кто сможет бороться с королевским решением Главой экспедиции был назначен Васко да Гама.

Благодаря опыту и знаниям Бартоломеу корабли да Гамы были построены не так, как было принято ранее: у них была более умеренная кривизна и в меньшей степени тяжелая палубная часть, чем у других судов. И конечно, советы опытного капитана очень пригодились новому командиру. Бартоломеу Диаш был тогда единственный моряк, который когда-то огибал мыс Доброй Надежды. Он знал, с какими трудностями придется встретиться у южного берега Африки. Вероятно, это он посоветовал да Гаме, идя на юг, держаться как можно дальше от берега.

Если бы Диаш второй раз отправился в экспедицию, он и сам повел бы судно этим путем. Но Диаш был назначен командиром крепости, построенной португальцами на малярийном гвинейском берегу, и ему разрешалось сопровождать флот лишь до островов Зеленого Мыса. Здесь Диаш с болью в сердце проводил корабли, уходившие на юг под предводительством нового командира, отправившегося к успеху и славе по дороге, проложенной им, Диашем.

Открытие Бразилии. Пропавший без вести

После того, как Европа была ошеломлена от открытий Колумба, все пришло в движение. Каждому хотелось получить свой кусок Нового Света. И Васко да Гама возвратился с полными трюмами индийских товаров, чем полностью подтвердил все открытия Диаша. Про старого морехода вспомнили. После удачного возвращения Васко да Гамы, в Индию в 1500 году был снаряжен большой и мощный флот под командованием Педру Кабрала. Но Индия, была только официальным конечным пунктом. Веление монарха — исследовать океан западней Африки. Капитальная экспедиция, она требовала специалистов. Командовать одним из кораблей флота был приглашен Бартоломео Диаш.

Результатом исследований западных вод экспедицией Кабрала стало открытие Бразилии. После такого удачного начала, казалось, что все пойдет отлично и с Индией. Флот португальцев подошел к югу Африки в самое неподходящее время (конец весны в северном полушарии). Буря разметала суда по огромной территории. Корабль которым командовал Бартоломео Диаша последний раз видели близ «Мыса Доброй Надежды» 29 мая 1500 г. Когда буря стихла — флот недосчитался чуть ли не половины судов. Бесследно пропало и судно Диаша.

Его никто и никогда не видел мертвым. Официально он стал считаться «пропавшим без вести». Но некоторые моряки уверяют, что легендарным «Летучим голландцем» управляет не кто иной, как Бартоломео Диаш.

Портретов Диаша не сохранилось. 1571 год — губернатором Анголы стал его внук Паоло Диас Новаис, который основал первый европейский город в Африке — Сан-Пауло де Луанда.

Значение открытий

Это был стремительный прорыв Португалии в исследовании Африки. Диаш не только смог открыть путь вокруг африканского континента, но так-же изучил его берег на 1260 миль. Это было самое продолжительное путешествие в те времена. Команда капитана Диаша была в море 16 месяцев и 17 дней. Им был найден путь в Индийский океан, открыт мыс Доброй Надежды.

Читать еще:

Тысячи неведомых существ вышли на пляж Калифорнии, Хантингтон-Бич. Желеобразная субстанция ползала по пляжу, а после скрылась в песок.

Новость с пометкой «срочно» показывали по ТВ, сейчас пытаются выяснить, что это было, так как …

Добавить комментарий