Главная / Вокруг нас / Василий Иванов или Мутя — карельский старообрядческий колдун

Василий Иванов или Мутя — карельский старообрядческий колдун

Самым известным карельским колдуном еще в недавнее время был Василий Иванов (ум. в 1963 г.), по прозвищу Мутя. Никогда не крестился, не ходил на исповедь- не нуждаясь в помощи и заступничестве Бога на фразу «-Бог в помощь»-, всегда говорил: «-Положи здесь».
Из многих рассказов о Муте видно, что он владел некими безобидными видами колдовства, направленными исключительно на собственное благополучие и достаток. У него «водились черти»-, имевшие облик трех девок, помогавших ему в работе: «-все у него в руках горело, быстро работал». По просьбе дедко Мути, люди, оказавшиеся рядом с ним в поле или лесу, всегда предупреждали о своем появлении криком. Его «-чертихи»- не христианские черти-дьяволы- в их облике,скорее,прогладывают черты местных внехристианских «-хозяев»- окружающего мира — леших, водяных, полевых, домовых. Он владел различными способами «вызова» и общения с нечистой силой «прежде всего» «диким» «языком » очень ругаться любил, материться. Используемое им так называемое ритуальное сквернословие, не рассматривалось односельчанами как что-то циничное, а, напротив, считалось допустимым для него. Иванову приходилось, как и всем другим колдунам, постоянно «-давать чертям работу», иначе те «трепали его»,»он часто бывал битым». Каждое посещение бани становилось для Мути своего рода обрядом колдовской инициации — он всегда мылся один, мытье сопровождалось слышными по всей деревне руганью, шумом драки- несколько раз выходил он из бани не только битым, но и ошпаренным. Особенно уверенно чувствовал себя, видимо, в водной стихии. Известны несколько рассказов о том, как «-выручали»- его черти на озере.

О способе вызывания «чертих»- известно со слов очевидца, приезжего молодого человека, изъявившего желание «-перенять»- у него чертей: на челе печи колдун водил безымянным пальцем левой руки, смоченным в наговоренной воде, после чего, как бы появились плясавшие маленькие чертихи. Помимо этой попытки «сдать» чертей были и другие, особенно перед смертью, что ему и удалось, так как умер он легко. Подтверждением акта передачи чертей по наследству детям считают гибель его сына, которого нечистая сила «-задавила»— колдовские способности двух его дочерей, одна из них могла «-развести любую семью»-, «-искала людей и скот»-, давала «-обходы»- пастухам, которые зарывали их в «-мурашевник»-. Как и отца, ее отличала ловкость и сноровистость в работе. Исключительной была и смерть колдуньи — ее заколола в хлеву корова, что объясняют однозначно: «-видно ока корове мохнатым (т.е. чертом) показалась.

Колдун, будучи вне правил и норм поведения старообрядческой общины — религиозных понятий «-чистоты»-, греха, души, рая и ада, не был вместе с тем и прямым слугой христианского дьявола, а, скорее, верным служителем низших демонов — покровителей конкретных природных сил, представителей мира предков. Тем самым колдуны сохраняли «-родовое»- архаичное сознание и отношение к «-иному»- миру, существование которого впрямую и не отвергалось православием, в связи с чем жизнь колдунов не порицалась, так как у них была своя судьба, не ими избранная и определенная.
Люди же всегда старались избегать колдунов, кроме того. страх, как и чувство «-неизвестного»- и как боязнь наказуемости, присутствует у рядового члена общины при обращении к посредничеству колдуна. Но у колдуна проблемы страха и греха лежат в ином измерении. И если владелец чертей и подвергался осуждению и наказанию, то не за христианский грех служения нечистой силе, а за реальный вред, ущерб — т.е. преступление. Магические, регулятивные и социальные функции колдунов и знахарок в поддержании миропорядка не менее значимы, чем служение Богу и религиозное рвение «-отче»- и «-книжниц»-.
В слиянии «-старой веры»- и «-старой магии»- проявились универсальные возможности человеческого духа- нерасчлененностъ благочестия и греховности, «-доброго»- знания и «-злого»- очевидны для всей карельской культуры, что стереоскопично проявляется в образе жизни и поведении лидеров группы, владевших более глубоким, чем коллектив, пониманием сути явлений и связей.

Читать еще:

Кольская сверхглубокая скважина

«Доктор Губерман, какого черта вы откопали там внизу» – реплика из зала прервала доклад российского …

Добавить комментарий