Главная / Вокруг нас / ПОНТЕ ВЕККЬО – САМЫЙ ЗНАМЕНИТЫЙ МОСТ ВО ФЛОРЕНЦИИ

ПОНТЕ ВЕККЬО – САМЫЙ ЗНАМЕНИТЫЙ МОСТ ВО ФЛОРЕНЦИИ

Флоренция – ранее столица великих герцогов Медичи, и ныне административный центр Тосканы. Это город, который сделал значительный вклад в развитие мировой цивилизации. Миру город дал таких людей как: Леонардо да Винчи, Данте Алигьери, Галилео Галилей и Микеланджело.

Флоренция находится в области окруженной живописными равнинами, а через город протекает река Арно. В настоящее время на ней стоит десять мостов, среди которых знаменитый Понте Веккьо.

Понте Веккьо в переводе с итальянского означает «старый мост». Это старейший мост города, и к тому же, он сохранил свой первоначальный вид.

Изначально этот самый старый мост Флоренции выполнял самую обычную функцию — переправу через полноводную реку Арно.

У моста было несколько предшественников.

900 лет назад, в середине апреля 1117 года бурные воды реки Арно, которая частенько выходит из берегов из-за таяния снегов в горах и обильных весенних дождей, свойственных такой области Италии, как Тоскана, снесли древний деревянный на каменных опорах мост, построенный в этом месте еще римлянами и служивший частью Кассиевой дороги, соединявшей Рим с северной Италией. На месте смытого флорентийцы построили каменный мост, но и он не устоял под напором воды в 1333 году.

Зато мост Понте-Веккьо, построенный в 1345 году архитектором Нери ди Фьораванти (по другим сведениям, архитектором моста был Таддео Гадди), выдержал больше сотни наводнений и сохранился до наших дней в своем первозданном виде.

В 1442 году власти Флоренции решили перенести на мост лавки мясников — подальше от домов знати и административных дворцов. Ввиду того, что мясников во Флоренции было пруд пруди, а мост не такой уж и протяженный, лавочникам пришлось изощриться. Купцы жили на вторых этажах маленьких по площади домиков, а на первых этажах открывали лавочки, торгуя через окна или даже прямо через открытые двери. Причем цены на аренду недвижимости, принадлежавшей городу-республике, изначально были заоблачными, а здесь, на Понте-Веккьо, особенно, поэтому даже самые состоятельные торговцы считали нормальным для себя селиться здесь, в крошечных «однокомнатных квартирах» на вторых этажах.

Кстати, считается, что именно здесь зародилось понятие «банкротства». Когда торговцу нечем было платить арендную плату, являлась стража, которая просто разламывала стену первого этажа строения, уничтожая прилавок, с которого велась торговля. Прилавок по-итальянски banco, разламывать – rotto, ну а разбитый прилавок, который сразу бросался в глаза среди активно используемых первых этажей, назывался bancorotto.

Благодаря мясникам Понте Веккьо приобрел славу места, которое дурно пахнет. Оно и немудрено: холодильных установок по тем временам не знали, а в итальянскую жару парная телятина и куриные мозги портились быстро, ровно как и оставшиеся от животных отходы. Все это добро скидывали в Арно, чтобы воды реки относили их как можно дальше за пределы города. Правда от ароматов это спасало не сильно.

В 1565 году над строениями моста проложили Коридор Вазари.

Это уникальное инженерное сооружение, которое по праву называют неповторимым элементом городской инфраструктуры, было построено архитектором и художником Джорджо Вазари за каких-то пять месяцев в 1565 году. Дело в том, что тогдашний властитель Флоренции Великий герцог Тосканский Козимо I хотел жить одновременно и в Старом Дворце (Палаццо Веккьо), и в построенном к 1464 году Палаццо Питти с его роскошным садом. А поскольку дворцы находятся на разных берегах реки Арно, правителю приходилось переходить по мосту. И если на площади его окружал отряд отборных воинов, то на узком переходе через реку возмущенный народ (а флорентийцам было, чем возмущаться) вполне мог по-своему выразить неудовольствие политикой властелина, которому, казалось, ничто и никто не может угрожать. В итоге могущественный правитель проводил большую часть времени за стенами дворцов, похожих на крепости, на площади появлялся в окружении небольшого профессионального войска, а через реку ходил по специально построенному коридору, соединявшему два дворца. То есть коридор протянулся не только над Старым мостом, но и вдоль галереи Уффици, вдоль улочек по обоим берегам реки, и по нему можно пройти из одного дворца прямо в другой. Вдоль всего пути на мосту располагаются небольшие круглые окна, благодаря которым, если верить легенде, правитель подслушивал болтовню простого люда.

Сегодня этот коридор считается одной из лучших художественных галерей мира, ведь именно по его стенам вывешены картины из самой крупной и уникальной коллекции автопортретов самых знаменитых художников Италии и всего мира от Возрождения до начала ХХ века. Причем все экспонаты – авторские подлинники (исключение составляют не более пяти работ, среди которых, например, знаменитая своими тайными знаками средневековая копия автопортрета Дюрера, имеющая самостоятельную ценность). Всего же в коридоре более 1 400 полотен, которые формально относятся к фондам Галереи Уффици. Здесь есть автопортреты Рафаэля, Вазари, Веласкеса, Беллини, Гольбейна, но также Ореста Кипренского, написавшего самый известный портрет Пушкина, и Бориса Кустодиева.

Но позднее герцог решил избавиться от зловония. И мясные лавки заменили ювелирными. Мост получил второе название — «Золотой».

Конечно, на самом деле причины были совершенно иными и никак не связанные с заботой о благоустройстве. Козимо I вошел в историю как ловкий политик и бессовестный тиран, которого ценили и уважали Папа Римский и Император Карл V, но при этом ненавидели жители собственного города. От флорентийцев, воспитанных на традициях республики и не желавших мириться с произволом Медичи, правитель прятался за стенами дворцов, а по мосту боялся ходить даже с вооруженной охраной, поэтому и решился на беспрецедентный шаг с постройкой коридора. Конечно, он не простил торговцам с Понте Веккьо подобного унижения (и, конечно, немалых трат на строительство уникального инженерного сооружения). И что бы там ни говорил герцог Медичи о дурном запахе, современники прекрасно понимали, что правитель просто хочет взять мост под свой контроль. Действительно, пинцет в тонких чувствительных пальцах тщедушного ювелира – гораздо менее грозное оружие, чем тесак в ручищах дюжего мясника.

Да и политические симпатии ювелиров были совсем иными. Торговцы золотом и украшениями ориентировались на богатую публику, на городскую элиту, а не на простых флорентийцев, которых обслуживали мясники. Наконец, цех ювелиров всегда был самым заинтересованным в поддержании порядка и в усиленной страже, поскольку именно ювелирные лавки служили наиболее притягательным объектом для грабежей и краж.

Так что, удалив мясников с моста и отдав право торговли на Понте Веккьо ювелирам, герцог Козимо решил несколько взаимосвязанных задач, ни одна из которых никак не была связана с дурным запахом.

А ювелирные лавки дожили и до наших дней, однако сильно пострадали во время наводнения 1966 года.

Все мосты во Флоренции переделывались, или же подвергались глобальной реконструкции. Но только Понте Веккьо исключение — он не подвергался ни тому, ни другому.

Мост пережил события шести столетий, в том числе Вторую мировую войну. Отступая, немцы взрывали переправы, но Понте-Веккьо Гитлер сохранил. Однако к некоторым изменениям облика моста диктатор все же причастен — незадолго до войны к его приезду по приказу Муссолини в центральной части была сделана смотровая площадка с большими окнами, с которой открывается вид на реку и другие мосты Флоренции.

Надо признать, что флорентийские власти вместе с сотрудниками Галереи Уффици умело раскручивают Понте Веккьо и коридор Вазари: в 2014 году праздновалось 700-летие Старого дворца (Палаццо Веккьо) и 550-летие Палаццо Питти, в 2015 году была целая программа к 450-летию коридора Вазари, а уже в 2019 году исполнится 500 лет со дня рождения Козимо I, и снова будет череда мероприятий.

Хотя, по правде сказать, никакая дополнительная раскрутка Старому мосту, может быть, и не нужна — кто же откажется от возможности своими глазами увидеть этот уникальный мост.

Читать еще:

Сильнейшая тройка сборной СССР .

70-е годы.

Добавить комментарий