Главная / Вокруг нас / Кочевые народы Ирана

Кочевые народы Ирана

«Оседлый» образ жизни — сегодня не в тренде. Куда интереснее — мобильный. Недаром по сети все чаще гуляют селфи у кратера вулкана или на Крайнем Севере. «Кочевники» XXI века завоевывают интернет-просторы. А вот за реальные просторы, как и много лет назад, борются самые разные кочевые группы. О жизни этих групп рассказывает «Иран сегодня».

Луры

Если вы устали от привычных туристических маршрутов — столицы и крупных, шумных городов — возьмите на заметку гористые просторы провинции Луристан. Здесь, в окружении самых разных и удивительных пейзажей, понять вечных иранских кочевников, окажется не труднее, чем отыскать их. К северу от притока реки Карун — Абе-Диз, в области, именуемой Лури-кучек, или Малый Луристан, несложно встретить сразу две многочисленные группы лурских племен: Пуштекоха и Пешкоха.

ФОТО 1. Женщины в традиционном лурском костюме

От прочих лурских групп они отличаются немногим: разводят рогатый скот, промышляют земледелием и по сей день сохраняют родоплеменной уклад, разве что у Пуштекоха он более выраженный. Большинство лурских племен исповедуют ислам шиитского толка, говорят на близком к фарси языке лори и издавна именуются «чадорнешинами» («живущими в шатрах»). Ведь, несмотря на все попытки правительства в 1920-1930-х годах привести их к оседлости, луры по-прежнему кочуют по юго-западу страны.

Бахтиары

Соседствуют с «подвижными» жителями Малого Луристана не менее легкие на подъем обитатели Большого Луристана, или Бахтиарии. Причем и само соседство этих исконных иранских народов — уже традиция, заведенная еще до арабских нашествий. Позднее в попытке подчинить себе кочующее население Луристана в его пределы не раз вторгались и иранские шахи, впрочем, до царствования Аббаса I (1587-1629) — довольно тщетно.

ФОТО 2. Традиционная свадьба бахтиаров

Сегодня бахтиары сочетают кочевой и полукочевой образ жизни, а также вековые традиции и кое-что из современных удобств. Так, многие племена летом проживают в горных деревнях, занимаясь земледелием, а к зиме устремляются в Гармсир, жаркое равнинное побережье Персидского залива. Здесь они перебиваются работой на местных заводах и раскидывают вблизи них свои знаменитые шатры — правда уже все чаще с брезентом, а не козьей шкурой, да и с машиной неподалеку.

Белуджи

«Сидят на чемоданах» и в более южных регионах страны, в частности, в провинции Систан и Белуджистан. Здесь, на границе с Пакистаном, издавна находят себе места для кочевья многочисленные группы белуджей. Признать их несложно: мужчины носят длинные рубашки и штаны свободного кроя, голову покрывают уборами из войлока или тюбетейками, обматывая вокруг них чалму. Женщины так же покрывают голову, надевают рубашки и шальвары, разделяя цвета по возрасту: шальвары молодых — красные, пожилых — черные.

ФОТО 3. Поселение белуджей

В большинстве своем белуджи исповедуют ислам суннитского толка, хотя в отдельных группах встречаются и языческие верования, в частности — камнепоклонство. И все-таки жителями «каменного века» назвать белуджей сложно: среди их племен налажено производство конопли, хлопка и табака для технических целей, а также для торговых. Главным ремеслом остается ткачество — белуджи производят самые разные шерстяные изделия: ковры, паласы, ткани.

Кашкайцы

Сорваться с места готова и добрая половина тюркоязычных кашкайцев, населяющих провинцию Фарс. Другая же их часть демонстрирует все большее стремление к оседлости, что создает определенные трудности в установке общей численности этой народности в стране. Религиозные воззрения кашкайцев определяет ислам шиитского направления. В повседневном общении они пользуются азербайджанским языком, однако не основным его наречием, а местным диалектом. Впрочем, доступен им и общеупотребимый фарси.

ФОТТО 4. Быт кашкайцев

Еще совсем недавно, вплоть до середины прошлого столетия, самые разные племена кашкайцев — от амале до шешбулюков — имели единых правителей, звавшихся ильхани. Встречались «управленцы» и рангом пониже: калантары, ханы, кедхуда. Однако время берет свое, и на смену традиционным родоплеменным кланам пришли современные, хотя и кочевые, ячейки общества: супруги и их дети.

Шахсевены

Предана кочевой жизни так же сильно, как и шаху, другая тюркоязычная народность — шахсевены. Первое следует из их повседневности, второе — из самоназвания, полученного в виду особой преданности этих кочевников сефевидским шахам. В отличие от предыдущих племен эта группа кочевников населяет северные провинции страны: Восточный Азербайджан, Ардебиль, Казвин и Зенджан.

ФОТО 5. Женщины-шахсевенки готовят хлеб

Говорят шахсевены, как и кашкайцы, на азербайджанском языке, исповедуют ислам шиитского толка и промышляют охотой и стрельбой из лука, а так же ковроткачеством. Однако в отличие от все тех же кашкайцев шахсевены сегодня мало отличаются от простых сельских жителей. Несмотря на то, что технология их традиционной одежды не утеряна, сегодня ее едва ли используют.

Туркмены

Не в пример шахсевены — туркменам. Спутать их пестрые платки с одежкой любой другой тюркоязычной народности сложно. Ведь составив основную мощь армии первого сефевидского шаха Исмаила I (1501-1524) под названием «кызылбаши» («красноголовые») по цвету своих головных уборов, туркмены и по сей день отдают дань традиции во всем: от своего одеяния до всего уклада жизни.

ФОТО 6. Туркменки в традиционных костюмах

Берегут туркмены и свой язык, которым пользуются в повседневном общении. Они исповедуют ислам суннитского толка, а расселяются в основном по территории Туркменсахры, что в переводе с персидского значит «Туркменская равнина». Она включает в себя остан Голестан, а также частично провинции Северный Хорасан и Хорасан-Резави. Сегодня иранские туркмены все чаще стремятся к оседлости в этом регионе.

Читать еще:

Часть 1

МУЖЧИНА СЛУЧАЙНО КУПИЛ СТАРЫЙ АЛЬБОМ И ОБНАРУЖИЛ УНИКАЛЬНЫЕ ФОТО, НА КОТОРЫХ ЗАПЕЧАТЛЕНА ЖИЗНЬ В ЕВРОПЕ …

Добавить комментарий