Особенности Саамского региона Финляндии. Ч.-1

Нередко люди удивляются услышав, что Лапландия является не только северной территорией в Финляндии, но, что более важно – это название целого культурного региона, который традиционно населяют саамы. Однако Лапландия никогда не являлась единым государственным образованием, в настоящий момент она находится на территории четырех государств: Норвегии, Швеции, Финляндии и России.

В популярной культуре финская Лапландия известна благодаря тому, что является родиной Йоулупукки (Санта-Клауса). Данный сконструированный миф затмевает иные стороны Лапландии, которая претерпела сложную историю с тремя войнами, отстаиванием прав саамов – коренного народа Северной Европы, временным обрыванием связей с собственной культурой, ассимиляцией и вопросами идентичности.

Одним из первых письменных источников, которое фиксирует название lapp, является «Описание северных народов» Олафа Магнуса (1555). Этимологию названия lapp исследователи традиционно сводят к финскому (есть и в других родственных языках) слову lappalainen, которым финны называли не только саамов, но и всех диких лесных жителей, дикарей. Именно это название в несколько изменённом виде («лопь») с XIII века встречается в русских летописях для именования саамов. Также существует гипотеза, что первым экзонимом саамов было слово finn— именно так назывался народ, близкий, по мнению некоторых учёных, к саамам, описание которого было дано в некоторых хрониках раннего Средневековья. Кроме того, в современных Швеции и Норвегии прозвища саамов lapp и finn остались тождественны, причем lapp носит более пренебрежительный оттенок. При этом жители Северной Норвегии собственно финнов называют «квены» . Саамы поселились на территории современной Финляндии примерно 10 тысяч лет назад, то есть намного раньше тех племён, которые позже образовали общность, называемую финнами. По мере распространения финской и карельской колонизации, саамы постепенно мигрировали всё дальше на север. Постепенно шёл процесс перехода к разведению одомашненных северных оленей, однако существенным для жизни саамов этот способ ведения хозяйства стал только к XVI веку.

Поскольку для мест проживания саамов характерно только два выраженных сезона года, лето и зима, традиционная саамская одежда делится в первую очередь на летнюю и зимнюю. Как летняя, так и зимняя одежда может быть повседневной и праздничной, последняя отличается отделкой и более высоким качеством ткани. Различия в одежде характерны и для различных этнических групп саамов (таких групп насчитывается около десяти), эти различия выражаются в цветовой гамме и декоре, а также в головных убора и обуви. В XVII—XVIII вв. основным материалом для изготовления одежды служили шкуры морских животных и оленей, а для отделки — цветная замша (ровдуга) и крашеное сукно, шкурки пушных зверей. В XIX — начале XX вв. саамы использовали также покупные ткани (ситец, холст, сукно), а также овечью шерсть (для вязания или плетения носков, варежек, поясов). Гакти, также гакты, кафты — традиционная верхняя наплечная одежда у саамов, живущих в Норвегии и Финляндии. Традиционные цвета гакти — чёрные и синие. У норвежских саамов, особенно из Финнмарка, отдельные части одежды, особенно воротник, плечи, края рукавов, разрез на груди и подол, обычно имели разнообразную отделку в виде вышивки, а также нашивок из цветных лоскутов разной окраски. Традиционными цветами гакти объясняются и четыре цвета саамского флага — синий, красный, жёлтый и зелёный. В конце XIX в. традиционный саамский костюм стал заменяться одеждой, заимствованной у соседних народов: русских, коми и ненцев. У русского населения были восприняты кафтан (кяхтан), сарафан (кохт), передник, головные платки. Через посредство коми-ижемцев саамы заимствовали ненецкий комплекс одежды: глухую, с капюшоном малицу (малиц) из оленьих шкур шерстью внутрь и сапоги выше колен — пимы из камусов мехом наружу.

Поселениями саамов до начала XX в. являлись погосты. С декабря по март-апрель саамы жили в зимних погостах, где находились богатые ягелем угодья, а в другой период года расходились по промысловым участкам группами родственных семей (западные группы) или перекочёвывали к летним погостам всей общиной (восточные группы). Зимние погосты располагались во внутренних районах Кольского полуострова, на границе тундры и леса, на берегу водоёма. Через 20—30 лет, после истощения пастбищ и охотничьих угодий, место погоста переносилось. Традиционное зимнее саамское жилище вежа представляло собой бревенчатую постройку в форме четырёх- или шестигранной усечённой пирамиды высотой 2,5 м. и площадью 3×3 м. с дымовым отверстием вверху. Остов вежи покрывали оленьими шкурами или плотной тканью, а сверху клали кору, хворост, дёрн. В центре жилища устраивали каменный очаг, пол покрывали оленьими шкурами. Вход был обращён к югу. С XIX в. вежу начинает вытеснять тупа (пырт) — срубная постройка площадью 12—13 кв. м., высотой 2 м., с одним-двумя небольшими окнами и плоской, покрытой землёй и дёрном, крышей. В углу у входной двери устраивался очаг — камелёк из обмазанных глиной камней. Появляется простейшая мебель. Во время перекочёвок использовалась переносное жилище — кувакса. Оно имело конусообразный каркас из нескольких шестов, соединённых вершинами, на который натягивали чехол из оленьих шкур, из бересты или из парусины. В центре куваксы раскладывался костёр. В жилище обычно обитали одна или две семьи. Напротив входа находилось наиболее почётное, так называемое чистое место. К началу XX в. многие саамы вместо традиционных жилищ стали использовать русскую избу и ненецкий чум.

Перед народом саамы сегодня стоят те же самые проблемы, что у многих коренных народов во всем мире — проблемы выживания, сохранения и развития как отдельного этноса и народа (язык, культура, обычаи, традиций, сохранение исконной среды обитания и т.п.). Более того, саамы по своим характеристикам подпадают под понятие «коренной народ», считают себя таковыми (самоидентификация), и такой статус признается за ними со стороны официальных властей национальных государств, на территории которых они проживают.

Саамский регион Финляндии, известный также как Родной саамский край и Родной край саамов — территория в северной части Финляндии, на которой саамы этой страны согласно § 121 Конституции имеют культурную и языковую автономию. Саамский регион Финляндии включает в себя муниципалитеты Инари, Утсйоки и Энонтекиё, а также северную часть общины Соданкюля. В регионе проживает примерно 60 % от общего саамского населения Финляндии, численность которого составляет, по разным данным, от семи до девяти с половиной тысяч человек, большинство населения Саамского региона составляют финны. Статистические показатели состава населения Саамского региона Финляндии сильно отличаются в зависимости от того, какую методологию используют для отнесения человека к той или иной национальности. Данные Центра регистрации населения Финляндии, в котором в первую очередь учитывают то, какой язык является для человека родным, существенно ниже данных, которыми оперирует Саамский парламент Финляндии, который в большей степени ориентируется на происхождение, а не на знание языка.

 

Перед народом саамы сегодня стоят те же самые проблемы, что у многих коренных народов во всем мире — проблемы выживания, сохранения и развития как отдельного этноса и народа (язык, культура, обычаи, традиций, сохранение исконной среды обитания и т.п.). Более того, саамы по своим характеристикам подпадают под понятие «коренной народ», считают себя таковыми (самоидентификация), и такой статус признается за ними со стороны официальных властей национальных государств, на территории которых они проживают. Государственная политика Финляндии в отношении саамов подвергается критике как внутри страны, так и на международном уровне. В первую очередь это связано с тем, что Финляндия так и не ратифицировала Конвенцию Организации Объединённых Наций о правах коренных народов. С ратификацией Конвенции связан и другой до сих пор не решённый вопрос — о земельных правах саамов и порядке землепользования на исконных саамских территориях. Среди саамов Финляндии распространено мнение о несправедливости действующего законодательства, поскольку оно не предусматривает для саамов исключительного права распоряжаться своими историческими землями и находящимися на них природными ресурсами, связанными с их традиционными промыслами; в настоящее время все эти земли находятся в собственности государства. В отношении земли был установлен принцип, согласно которым все земли, расположенные внутри государственных границ, должны иметь своего владельца. Если у земли не было владельца, то она считалась государственной. Саамы не рассматривались как обладатели земельных прав по причине их жизненного уклада, который определялся как примитивный и кочевой, без каких-либо последствий для используемых ими земель. Таким образом, земли, которые саамы рассматривают и используют как свои собственные с незапамятных времен, были квалифицированы как «бесхозные», из чего следует, что их законным владельцем является государство.

На территории современной Финляндии распространено три саамских языка — инари-саамский язык (от 300 до 400 носителей языка), северносаамский язык (около 2000 носителей языка) и колтта-саамский язык (около 400 носителей языка). Во второй половине XX века много усилий было приложено для утверждения официального языкового статуса. Чаяния о праве на использование родного языка были услышаны общественностью: ныне саамские языки признаны официальными в трех северных коммунах Финляндии. Саамы отвоевали многие гражданские права: учить родной язык, требовать переводчика в госучреждениях, если не знаешь финского, кроме того, все священники Финляндии должны уметь вести службу на языке жителей Лапландии. Первый учебник саамского языка появился только в 70-х годах прошлого столетия.

Предшественником нынешнего Саамского парламента Финляндии был представительный орган саамов Saamelaisvaltuuskunta («Саамская делегация»), который был учреждён законом от 9 ноября 1973 года и стал первым политическим органом саамов в мире. Саамский парламент в нынешнем организационном виде существует с 1996 года. Он действует на основании «Закона о саамском парламенте», подписанном Президентом Финляндии Мартти Ахтисаари 17 июля 1995 года.

В Финляндии более половины саамов живут на коренной саамской земле, к которой относятся коммуны Энонтекиё, Инари, Утсйоки и северная часть Соданкюля. Энонтекиё — это родина саамов, которые всеми силами сохраняют свои традиции и язык. «Enontekio» по-лапландски означает «родительница всех вод». С высоких сопок Мать Вод посылает большие лапландские реки людям. На территории провинции Энонтекиё проживает от 6 до 8 тысяч саамов. Финский язык считают родным 88% жителей Энонтекиё; саамские языки — 10,5 %

Община Инари — центр саамской культуры Финляндии, населённый пункт, в котором одновременно развиваются 3 культуры саамов — северносаамская, инари-саамская и колтта-саамский . В Инари расположен Саамский парламент Финляндии — выборный представительный орган культурного самоуправления саамов Финляндии. Благодаря своему местоположению Инари является важный туристическим центром, здесь останавливается большое число туристических автобусов, в том числе следующих в сторону Норвегии или обратно. В Инари также находится выставочный центр «Сиида», в рамках которого действуют Саамский музей, основанный в 1959 году, и Природный центр Верхней Лапландии.Рядом с выставочным центром «Сиида» находится открытый в 2012 года саамский культурный центр «Сайос», который является административным и культурным центром саамов Финляндии.

Инари-саамы. Населяют бассейн оз.Инари в Финляндии. Основное занятие — озерное рыболовство. Иногда совершали небольшие сезонные перекочевки. Оленеводство слабо развито. В настоящее время значительно окрестьяненная группа, занимаются мелким скотоводством и огородничеством. Диалект инари, переходный от говоров Восточной Руйи к диалекту колтта (Хайду, 1985). Численность около 450 чел. (Анохин,1976). Горные саамы района оз.Инари родственны горным саамам восточных районов Финнмаркена (Норвегия). Финская субпопуляция окончательно выделилась, по- видимому, после закрытия финляндско-шведской границы в 1889 г. (Анохин, 1976). До настоящего времени сохраняют многие элементы традиционного типа хозяйства (Vuorela, 1964). Различия хозяйственного уклада и диалектов (Анохин, 1976; Хайду, 1985) препятствуют смешению с проживающими в этих же районах группами саамов инари и сколтов.

Сколты (колтта). В начале XX века жили на северо-западе Кольского п-ова в бассейнах р.Печенги, Лотты, Нотты. С XVIв. были российскими подданными, сохранились царские указы и писцовые книги XVII-XVIII веков о промысловых угодьях сколтов Сонгельского погоста (Кошечкин, 1983). Вели комплексное промысловое хозяйство, оленеводство имело транспортный характер (до 6 голов на хозяйство). Оленеводство лесного типа, с изгородями и вольным выпасом. В конце XIX-начале XX вв. у некоторых групп начинают увеличиваться стада, сокращается или совсем прекращается охота на дикого оленя (Никкуль, 1975). Вскоре после 1917 года земли сколтов были рассечены советско-финляндской границей. В результате советско-финляндской «Зимней войны» 1939-40 годов западные земли сколтов вошли в состав СССР. В 1944 г. сколты были выселены немецкой оккупационной администрацией в Ботнию. Все погосты, находившиеся в зоне боевых действий, были уничтожены. В 1945-1946 гг. сколты переселены в район оз.Инари, позднее финским правительством им были выделены земли к северо-западу от оз.Инари.

 

Предыдущая запись Зачем Александр II продал Аляску и на что пошли эти деньги
Следующая запись Американская оккупация севера России в 1918: что это было:

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *