Главная / Вокруг нас / «Летающий блинчик» Чарльза Циммермана

«Летающий блинчик» Чарльза Циммермана

Во время Второй мировой войны авиаконструкторы каждой из воющих стран находились в постоянном поиске. На пути к своей цели — созданию более мощного и совершенного боевого самолёта — они порой создавали конструкции, которые значительно опережали своё время и даже в наши дни впечатляют специалистов и авиационных энтузиастов. Об одном из таких летательных аппаратов — уникальном Vought V-173 — мы сегодня и поговорим.

Жил-был в США инженер по имени Чарльз Циммерман (не путайте с немецким однофамильцем), который очень верил в светлое будущее аэродинамической схемы полукруглого крыла. Осуществлённая им в 1933-35 годах серия опытов и теоретических исследований показала перспективность конструкции самолёта с крылом сверхмалого удлинения, по краям которого должны были располагаться пропеллеры большого диаметра. Такой самолёт мог бы взлетать вертикально и зависать в воздухе (подобно вертолёту). Для демонстрации работы своей идеи Циммерман построил модель с резиномотором, которая успешно летала в ангаре.

В 1937 году Чарльза Циммермана пригласили на работу в авиастроительную компанию Chance Vought, которая с этого момента становится пионером в разработке летательных аппаратов нового типа — вертикального или укороченного взлёта/посадки. Успехи моделей Циммермана привлекли внимание военных и в начала 1939 года Чарльз участвует конкурсе под эгидой ВМС США. Именно как конкурсная работа и появился наш сегодняшний герой — легкомоторный Vought V-173. Авиационный мир ещё не видел такой удивительной машины и самолёт сразу оброс смешными прозвищам — Flying Pancake («Летающий блинчик»), Skimmer («Шумовка»), Flying Skillet («Летающая сковородка») и прочими.

В свой первый полёт «Летающий блинчик» поднялся 23 ноября 1942 года. Были обнаружены определённые проблемы с управлением — лётчику физически было трудно управлять самолётом из-за большой нагрузки на штурвал. После устранения этих недостатков, Vought V-173 начал налётывать один час за другим. Результаты впечатляли — для взлёта экспериментальной машине нужно было всего 60 метров разбега, для посадки хватало и 15 метров, а при достаточно сильном встречном ветре самолёт вообще мог взлететь вертикально. Идея Циммермана работала не только на модели!

Дальнейшим развитием проекта должен был стать палубный истребитель Vought XF-5U-1. Он должен был стать больше, мощнее своего «родителя» и нести в качестве вооружения 6 пулемётов Colt-Browning M2. Основной задачей нового истребителя должно было стать сопровождение морских конвоев, где очень кстати пришлась бы его способность к вертикальному взлёту — планировалось оборудовать специальными площадками обычные торговые суда. Было построено 2 экземпляра Vought XF5U, но ни один из них так и не поднялся в воздух…

Несмотря на всю перспективность этого направления и успешные полёты, разработки по проекту «Skimmer» и палубному истребителю XF5U-1 были свёрнуты в 1947 году. Основных причин было две — проблемы с финансированием и начавшийся переход ВВС США на реактивную авиацию. Vought V-173 отправили в музей Смитсоновского института, где он и хранится по настоящее время, а пара XF5U-1 была пала под гусеницами и ковшами бульдозеров. Так закончилась история этого проекта — передового технически и удивляющего глаз визуально.

Читать еще:

Любовь на планете. Ч.-4

1. «Маккензи Кантри», Новая Зеландия 2. Канберра, Акт, Австралия 3. Кох-Самуи, Таиланд 4. Нью-Йорк, США …

Добавить комментарий