СЕДЛО

Седло — часть амуниции для езды верхом и перевозки грузов на спине животного. Наиболее распространены седла для лошадей, хотя есть специальные седла для верблюдов и слонов. Древнейшими седлами служили попоны, удерживаемые ремнями, а современное седло представляет собой сложную и зачастую дорогую конструкцию. Седло влияет на движения лошади и посадку всадника.

Плохо подогнанное седло может нанести лошади физический вред. Обычно седло собирается на пластиковой или деревянной раме — ленчике, хотя существуют и безленчиковые сёдла.

Задачи седла для верховой езды — создание удобства для всадника и защита спины животного. При езде без седла основной вес всадника приходится на седалищные кости, а седло перераспределяет нагрузку по лавкам седла, общая площадь которых больше площади соприкасающихся со спиной лошади седалищных костей всадника. Таким образом, несмотря на увеличение общей массы на спине лошади, давление на единицу поверхности её спины уменьшается.

Люди стали ездить верхом на лошадях вскоре после их одомашнивания, вероятно около 4000 лет до н. э. Древнейшей подобной седлу амуницей считаются попоны, использовавшиеся в ассирийской кавалерии с VII в. до н. э. Попону крепили на спине лошади с помощью подпруги, состоящей из подперсья и подхвостника. По свидетельству самых ранних изображений сёдла всегда являлись символами статуса. Чтобы продемонстрировать богатство и высокое положение его владельца, седло украшали швейными и кожевенными элементами, драгоценными металлами, в том числе золотом, резьбой по дереву и рогу и т. д. У североиранских евразийских кочевников, скифов и саков, появилось рудиментарное седло, которое состояло из двух лежащих параллельно на спине лошади кожаных подушек с прикреплённой к ним подпругой, передней и задней луки со съёмной облицовкой из дерева или рога, кожаных ремней, подхвостника, подперсья и войлочного чепрака, украшенного анималистическими орнаментами. Подобные сёдла были обнаружены в Пазарыкских курганах. Сёдла, найденные на плато Укок в Сибири, датируются 500—400 годами до н. э. Изображения сёдел встречаются в искусстве древних армян, ассирийцев и в каменных рельефах степных кочевников времён Ашшурнацирапала II. У скифов также были украшенные сёдла с потником. Хотя они были лишены ленчика и стремян, с ними верховая езда была более удобной, кроме того они немного защищали всадника. Сарматы также пользовались безленчиковыми сёдлами с потниками возможно уже в VII веке до н. э.

Первые сёдла с твердым ленчиком делали из войлока, которым обтягивали деревянный каркас. Азиатская форма появилась в эпоху диинастии Хань примерно в 200 годах до н. э. На западе его аналог, седло «с 4 рогами» использовалось римлянами в I веке до нашей эры. Обе эти разновидности не имели стремян.

Появление твёрдого ленчика имело большое значение: благодаря такой конструкции всадник приподнимался над спиной лошади, давление от его веса распределялось равномернее, верховая езда стала удобнее как для человека, так и для лошади, продолжительность использования животного увеличивался. Кроме того, это новшество привело к появлению современных стремян, что стало важной вехой в развитии седла. Первые подобия стремян начали использовать в Индии во II веке до н. э. Это были простые кожаные петли, служившие опорой для ступни всадника. Они не обеспечивали существенной поддержки. Считается, что современные стремена были изобретены в северном Китае кочевыми племенами, однако первые достоверные изображения всадника с парными стременами были найдены в гробницах династии Цзинь и датируются примерно 302 годом н. э. В Китае к 477 году стремена уже стали широко распространёнными, позднее они появились и в Европе.

В Средневековье конструкция седла претерпела изменения, они стали крепче и лучше поддерживали всадника. Появилась передняя и задняя лука, которые помогали удержаться в седле. В XIII веке передняя лука рыцарского седла стала шире и превратилась в переднюю спинку, которая прикрывала всадника от пояса почти до колен. Заднюю луку изгибали по краям вперед, чтобы она охватывала бедра всадника. Подобная конструкция была позаимствована западноевропейскими рыцарями у арабов во время Крестовых походов. Средневековое седло состояло из ленчика, сиденья, металлических крепежей, ремней и внешнего покрытия. Ленчик обычно делали из бука: две плоских доски, располагавшиеся по обе стороны от позвоночника лошади, соединялись передней лукой и задней лукой. Между луками располагалось сиденье, подпруги и стремена крепились к боковым пластинам ленчика. Сиденье было приподнято над боковыми пластинами. Седельную подушку набивали сеном. Внутреннюю поверхность седла покрывали бараньей кожей, а внешнюю обтягивали бархатом или телячьей кожей.

В XV веке изогнутые края задней луки стали тоньше, а передняя лука еще расширилась. В передней и задней частях ленчиках имелись скобы для крепления подперсья и подхвостника. Подхвостник зачастую представлял собой широкие ремни с резными краями, украшенные шитьем или металлическими деталями в виде небольших щитов из позолоченной эмалированной меди с изображением герба владельца седла. Со временем стало понятно, что из рыцарей кавалерию не составишь, и на смену им пришли маневренные воины на удобных сёдлах. Примерно в это время стало понятно, что основное назначение седла – сделать посадку удобной, распределить вес всадника, защитить спину лошади. Примерно в это же время эволюция сёдел пошла по двум параллельным путям развития: азиатскому и европейскому.

Азиатские сёдла – без спинки и передней луки, с короткими стременами. Рассчитаны они на маневренность, быстрые атаки и дальний бой. Всадника было легко выбить из седла, зато он мог привставать на стременах и рубить саблей во всех направлениях.

Европейские сёдла подходили для ближнего боя, их высокая передняя лука и спинка дополнительно прикрывали всадника и обеспечивали плотную посадку. У польских гусар спинка седла доходила до плеч, так что ни выбить их, ни напасть сзади было невозможно. Зато и сам воин был ограничен в движениях и не мог быстро спешиться. Ближе к XIX веку стало понятно, что преимущество за азиатскими сёдлами, и постепенно вся Европа перешла на них.

В ХХ веке кавалерия постепенно отошла на задний план. В России в годы завоевания Средней Азии и после, во время Гражданской войны, мобильные летучие отряды использовались в горах и степях, где много непроходимых склонов или открытых пространств. К началу Второй мировой войны от конницы почти отказались. Так что к концу прошлого века верховые лошади использовались в основном в сельском хозяйстве и спорте.

С развитием конных видов спорта появилась необходимость в лёгких плоских сёдлах, в которых всадник сидел бы с наклоном вперед. Такая поза удобна при прыжках через препятствия, скачках, выездке. За основу новых сёдел взяли английские охотничьи сёдла, которые были популярны в Великобритании в самом начале XVIII века. Постепенно английские спортивные сёдла видоизменялись в зависимости от вида спорта, для которого они были предназначены. Сегодня различают более десятка их типов: выездковые, конкурные, троеборные, скаковые, пробежные, учебные, дамские, для бегов, для поло, для шоу и другие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *