Главная / Вокруг нас / Культ гор на Алтае. 

Культ гор на Алтае. 

Почитание гор — весьма древнее и распространенное явление. Почитание священных гор вошло в некоторые религии. Вспомним хотя бы роль культа гор в религиях древнего мира, например, культ горы Олимпа в Греции, Синая — у палестинских евреев, Гималаев — в Индии. 
Поклонение священным горам было известно с древних времен и у народов восточной части Центральной Азии. Древние тюрки Алтая, по сообщению китайской летописи, поклонялись горе Бодын-инли. Можно указать также на почитание знаменитой горы Бурхан-халдун, расположенной у истоков р. Онона в Монголии, неоднократно 
упоминаемой в «Сокровенном сказании» монголов. По преданию, здесь в свое время кочевали предки Чингисхана. Самого Чингисхана гора эта спасла от врагов. 

К культу гор следует отнести также обычай, распространенный в Монголии, Тибете, у бурят на Алтае, сооружать на вершинах гор, на горных перевалах и проходах кучи камней в честь горы или ее «хозяина», т.е. горного духа, путем бросания камня каждым 
прохожим. Такие кучи камней известны под названием «обо». У буддистов «обо» украшаются «хадаками» (продолговатыми шелковыми платками), «дарцаками» (кусками ткани с отпечатанными на них буддийскими молитвами и изображениями воздушного 
коня и др.), лентами на высоких жердях и т.д. 
У алтайцев каждый проходящий или проезжавший мимо «обо» обязательно бросал камень в общую кучу или вырывал из гривы лошади пучок волос и привязывал его к кустику, деревцу или хворостине, находящейся около «обо», в честь горного духа. При этом охотники бросали в «обо» обычно пулю. 

Южные алтайцы еще в первой половине XVIII в. совершали моления на священных горах. В русских исторических документах этого времени говорится, что алтайцы поднимались на гору Хайрхан «по своей вере вверх молиться», — гора находилась на р. Ине, в трех днях езды от Колывано-Воскресенского завода. В этих же материалах говорится о почитании священных гор Боборгана и Кызылдара алтайцами, обитавшими по р. Бие. 

На Алтае, как и в Хакасии, культ гор сохранился до нашего времени. Об этом имеются неоднократные указания в литературе. 
Для северных алтайцев такое указание имеется у Фалька. Последний называет почитаемую гору Уленны-сын на пути от Аскыза к Балыксе и Томи «Поклонной горой». Такие указания встречаются у Бунге, Радлова, миссионеров Ландышева и Вербицкого. 
Г.Н. Потанин писал, что «священные горы как алтайцы, так и улухемские урянхайцы ознаменовывают устройством на их вершине «обо» из камней или хвороста, на который навешивается «ялама» (т.е. жертвенные ленточки); подобным горам молятся о зверином улове. Такие поклонные горы по-алтайски называются «джаик-ту». 

В русском Алтае, по сообщению Ядринцева, священными считаются следующие горы: 
1) три горы Кесьпы или Тесьпы на р. Бие (им молятся, когда бывает горячка); 
2) гора Ова в 15 верстах от улуса Елейского; 
3) гора Бобырган на р. Бие; 
4) гора Абакан в вершинах р. Абакана, по словам туземцев — о шести горбах; 
5) гора Алтын-тау со скалами, носящими название сына и снохи; 
6) гора Белуха, по-алтайски Учь-сюри; 
7) гора Яик-ту, в Чуйских белках. 

К этому списку священных гор алтайцев, заимствованному у Ядринцева, Г.Н. Потанин добавляет еще «белок Ял-менку, или так называемый по-русски Семинский белок. Ему приносят жертвы. В призываниях он называется Бай-Тере». 

Однако необходимо заметить, что все эти указания о почитаемых горах сводятся только к краткому упоминанию о существовании священных почитаемых гор, к перечню их названий, но описание самого культа, а тем более его анализ и объяснения в литературе об Алтае не существуют. Даже наиболее обстоятельный исследователь шаманства у алтайцев А.В. Анохин ограничился на этот счет лишь следующим кратким замечанием: 
«Каждый род (сеок) у алтайцев имеет ту или другую гору, реку, скалу, озеро, которые почитает как родового покровителя и называет чистым тосем (ару тос). Общее количество родовых тосей всех сеоков довольно велико, а район их распространяется за пределы Алтая в Монголию (Сумер-Улан) на р. Кемчик (Алаш, Сут-кеол) и другие более северные местности р. Енисея (Каным). Обычай чествования горных тосей относится к глубокой древности».

Читать еще:

ВОСТОЧНЫЕ ТАНЦЫ: МИФЫ И СТЕРЕОТИПЫ

Танец живота будоражил воображение европейского обывателя с той поры, как первые мирные путешественники на исламский …

Добавить комментарий