Главная / Вокруг нас / Беляны. Чудо корабли прошлого.

Беляны. Чудо корабли прошлого.

Увидев изображение подобного корабля, многие решат, что это старинный авианосец или прототип Ноева ковчега. Если же спросить, что такое беляны, то большинство не ответят на этот вопрос. А ведь всего каких-то 100 лет назад эти гигантские корабли плавали по Волге. Беляны, пожалуй, самые уникальные речные суда на свете. Это были огромные, даже по нынешним мерам, корабли. По некоторым данным существовали беляны длиной 100 м. Высота борта могла достигать 6 метров. Ширина — 25 м.

Грузоподъемность белян соответствовала их размерам и могла быть 100-150 тыс. пудов (пуд – 16 кг) у небольших белян, а вот у больших она доходила до 800 тыс. пудов. То есть это были размеры пусть и не очень большого, но все же океанского корабля, хотя плавали они исключительно с верховьев и до низовьев Волги и никогда не бывали дальше Астрахани.

Беляны строились в местах добычи леса в Верхнем Поволжье и на Каме, и были рассчитаны только на один рейс вниз по течению. Основным грузом была древесина, в некоторых случаях лыко, рогожа и другие подобные товары. Сплавлялись беляны, в основном, в Царицын (ныне — Волгоград), где лес-полуфабрикат и корпус разбирались на дрова или шли на лесопильные заводы для окончательной обработки.

Директор краеведческого музея Краснобаковского района Ирина Корина считает, что начало судостроительному промыслу было положено в 17 веке, когда после стрелецкого бунта 1698 года на Ветлугу и её приток Усту были сосланы семьи стрельцов, а также провинившихся корабельных мастеров. Разновидностей речных судов в то время было великое множество: гусянки, подчалки, байдаки, расшивы, полулодки, паромы, барки… Судостроительное дело считалось престижным и прибыльным: до появления в России доступных железных и автомобильных дорог река была самым быстрым и дешевым способом транспортировки пассажиров и грузов. В зависимости от особенностей реки на ней пользовались популярностью определенные виды судов.

Река Ветлуга прославилась своими белянами. Их строили только на трех судоверфях, одна из которых была Баковской. Существует две версии происхождения названия этого диковинного судна. Согласно первой, беляны впервые появились на реке Белой (приток Камы). Вторая версия связана с внешним видом судна. Дело в том, что беляны строили из бревен без коры, которые, как известно, имеют желто-белый цвет. Эти бревна никогда не смолили – не было смысла, ведь построенному судну предстояло совершить всего один рейс. Поэтому такие суда издалека выглядели белыми.

Для постройки беляны требовалось огромное количество леса – примерно 200 еловых и 240 сосновых бревен. Чтобы нарубить вручную столько деревьев, целая артель рабочих отправлялась в лес и жила там в течение 3-4 месяцев в холодных зимних избушках. К началу весны работы подходили к концу. Срубленный лес бурлаки перетаскивали на берег реки, связывали бревна в виде звеньев, а затем – плотов и сплавляли вниз по течению к месту сборки беляны. Работать приходилось в ледяной воде, рискуя потерять здоровье и даже жизнь. Поэтому бурлаками обычно нанимались обедневшие крестьяне, иногда даже женщины, хотя им платили гораздо меньше, чем мужчинам. Бывали случаи, когда на беляне трудилась вся семья.

Лес в беляне укладывался особым способом – ровными рядами с широкими проёмами, чтобы в случае аварии можно было быстро добраться до места поломки. Кроме того, правильно уложенные бревна быстрее подсыхали, что сохраняло их от гниения. При этом плоское дно делалось из еловых брусьев, а борта — из сосны. Расстояние между шпангоутами — не более полуметра, из-за чего прочность корпуса беляны была исключительно велика. При этом, как это очень часто бывало у нас в прошлом, строились беляны вначале без единого гвоздя, и только уже впоследствии их начали сколачивать железными гвоздями.

Как только лес начинал превышать по высоте борта беляны, бревна начинали укладывать так, чтобы они выступали за борта, а на них укладывали новый груз. Такие выступы назывались роспуски или разносы, которые надо было уметь расположить так, чтобы не нарушить равновесие судна. При этом роспуски иногда выступали за борт на четыре и более метров в стороны, так что ширина судна по верху оказывалась значительно больше, чем по низу, и достигала у некоторых белян 30 метров.

Корпус беляны был заострен как спереди, так и сзади, а управляли ею при помощи огромного руля — лота, имевшего вид самых настоящих дощатых ворот, который поворачивался при помощи огромного длинного бревна, выведенного от кормы на палубу. Из-за этого лота беляна и сплавлялась вниз по реке не носом, а кормой. Время от времени, пошевеливая огромным лотом, словно ленивый кит хвостом, она плыла так по течению, но, не смотря на всю свою неуклюжесть, обладала прекрасной маневренностью! Кроме лота, на беляне имелись большие и малые якоря весом от 20 до 100 пудов, а также великое множество самых различных канатов, пеньковых и мочальных.

Интересно, что и палуба “беляны” тоже представляла собой не что иное, как груз, а настилалась либо из теса, либо из пиленых досок и бывала настолько велика, что походила на палубу современного авианосца. На ней ставили 2-4 ворота для подъема больших якорей и натяжения удерживающих лот канатов. А вот ближе к корме на “беляне” ради равновесия устанавливали по две небольшие избушки — казёнки, служившие местом обитания команды судна. Между крышами избушек перекидывался высокий поперечный мостик с резной будкой посредине, в которой находился лоцман.

Хотя судно это и было сугубо функциональным, “беляны”, тем не менее, богато украшались флагами, причем не только государственными и торговыми, но также и собственными флагами того или иного купца, изображавшими чаще всего благословляющих святых или какие-нибудь подходящие по случаю символы. Флаги эти иной раз были настолько велики, что развевались над “белянами” словно паруса. Но с тратами на них обычно купцы не считались, поскольку тут главным делом было о себе заявить!

Рабочих на беляне было от 15 до 35 человек, а на самых больших от 60 до 80. Многие из них работали на помпах, которые откачивали воду из корпуса, причем таких помп было 10-12 штук, поскольку корпус беляны всегда понемногу протекал. Из-за этого беляну грузили так. чтобы нос ее погружался в воду глубже, чем корма, и вся вода стекала бы туда!

Затем эти уникальные суда разбирались, да так, что от них в буквальном смысле этого слова ничего не оставалось! Казенки продавались как готовые избы, лес шел на строительный материал, пенька, рогожи и канаты, не говоря уже про крепеж – абсолютно все приносило доход владельцам белян! Только лишь небольшие беляны, нагрузившись в Астрахани рыбой, шли назад, влекомые бурлаками. Однако потом их тоже разбирали и продавали на дрова. Держать беляну на плаву дольше одного сезона было сложно и невыгодно.

Использовались подобные суда с конца XVII и до начала XX века. Особого расцвета строительство белян на Волге достигло в середине XIX в.: требовалось огромное количество дров для сотен пароходов. Лишь постепенно, с переходом на нефть, спрос на дрова упал. Но даже в конце XIX века их продолжали строить до 150 штук ежегодно и, загрузив лесом, сплавляли вниз по реке вплоть до Астрахани.

Читать еще:

Правда о Лаврентии Павловиче Берия. Ломая догмы и стереотипы…

Автор: историк, писатель, журналист Елена Прудникова 26 июня 1953 года три стоявших под Москвой танковых …

Добавить комментарий