Главная / Вокруг нас / ПЕРВЫЙ ВОЗДУШНЫЙ ПОЛИГОН РОССИИ

ПЕРВЫЙ ВОЗДУШНЫЙ ПОЛИГОН РОССИИ

Первый настоящий аэродром в России возник задолго до появления привычной сейчас авиации. Произошло это в феврале 1885 года в столице Российской империи Санкт-Петербурге. На Волковом поле, где ранее размещался артиллерийский полигон (ныне это Парковая улица, д. 5), был создан так называемый «Воздухоплавательный парк» — место постройки, испытания и исследования летательных аппаратов легче воздуха — воздушных шаров и аэростатов.

Как почти все новинки науки и техники, аэростаты испытывались не ради развлечения, а в целях укрепления могущества русской армии. До появления авиации именно аэростаты стали первым инструментом воздушной разведки и высотной корректировки артиллерийского огня.

За несколько месяцев до создания «Воздушного парка», в декабре 1884 года, при Главном инженерном управлении Военного министерства была создана «Комиссия по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям». Военный министр России генерал от инфантерии Пётр Ванновский создание этой комиссии обосновал тем, что «в последние годы в государствах Западной Европы обращается особое внимание на успехи, делаемые аэронавтикой». Россия не могла отстать от передовых стран Европы в данной сфере.

«Комиссию по применению воздухоплавания» возглавил генерал-майор Михаил Боресков, профессиональный военный инженер, специалист по электротехнике и ветеран всех войн, которые Россия вела во второй половине XIX столетия. «Секретарем-делопроизводителем» комиссии, то есть, по сути, заместителем генерала Борескова стал 29-летний поручик Александр Кованько, тоже профессиональный военный инженер и участник русско-турецкой войны 1877-78 годов.

Именно генерал Боресков и поручик Кованько создали первый в русской истории аэродром. Для работ на нём была образована так называемая «Воздухоплавательная команда», первая регулярная часть русской армии, которой предстояло перенести войну с поверхности суши в воздух.

Команда «аэронавтов», как их иногда называли в те годы в документах российского Генштаба, первоначально состояла из двух унтер-офицеров и 20 рядовых под командованием поручика Кованько. Первые два воздушных шара получили имена «Орёл» и «Сокол».

Солдат «Воздухоплавательной команды» необходимо было обучать телеграфной азбуке, фотографированию, обращению с полевыми телефонами, устройству воздушных шаров, наполнению их газом, обращению с газодобывающей установкой и прочим премудростям «аэронавтики» конца XIX века. Никаких инструкций и учебников воздушного дела ещё не было, и командиру «аэронавтов» Александру Кованько пришлось самому готовить их, а также переводить все найденные материалы с иностранных языков (благо поручик с инженерным образованием знал все основные европейские языки и латынь).

11 августа 1885 года «Воздушный парк» внезапно посетил сам военный министр Ванновский. Он приказал подготовить воздушный шар и поднять его в воздух. Когда шар был готов, его корзину заняли поручик Кованько, министр Ванновский и профессор Михайловской артиллерийской академии генерал-майор Федоров. Привязной воздушный шар «Сокол» поднялся на высоту 100 м. После приземления военный министр с чувством сказал: «И на воздухе можно служить Царю и Отечеству».

Служба «Воздухоплавательного парка» Царю и Отечеству шла активно и плодотворно. В октябре 1885 года аэростат с экипажем из трех человек под командованием Кованько совершил свободный полет от Петербурга до Новгорода, преодолев по воздуху 200 вёрст.

В мае следующего 1886 года поднявшийся с территории «Воздухоплавательного парка» аэростат произвёл первую в истории России аэрофотосъёмку местности. Впервые Санкт-Петербург был сфотографирован с высоты 1200 метров. Над Петропавловский крепостью воздушный шар поднялся до высоты 1350 метров.

В дальнейшем именно начальник «Воздухоплавательного парка» Александр Матвеевич Кованько стал инициатором создания русской авиации. Еще в 1894 году он представил в Императорское русское техническое общество свой проект аэроплана и оригинального пропеллера к нему. Во время русско-японской войны Кованько, уже в чине полковника, командовал «воздухоплавательным батальоном», аэростаты которого оказали большую помощь русской армии в сражениях под Мукденом и при обороне Порт-Артура.

Опыт боевого использования военных аэростатов позволил русскому командованию принять решение о формировании еще двух воздухоплавательных батальонов. А полковник Кованько по итогам войны получил наградное золотое оружие и чин генерал-майора. В 1908 году он первым направил в Военное министерство доклад о необходимости, наряду с аэростатами и дирижаблями, создавать боевую авиацию из аппаратов тяжелее воздуха.

«Нельзя нам идти в хвосте иностранцев, — писал первый командир русских «аэронавтов» Кованько, — Воздушный флот нужен России не только как средство сообщения… Нам нужны опытные мастера, предприимчивость и верфи, где все воздухоплавательное можно было бы делать дома, русскими руками, из русских материалов и по возможности русской системы».

Уже в 1909 году на территории «Воздухоплавательного парка» стали собирать первые пять аэропланов и строить для них взлётно-посадочную полосу.

Так созданный в феврале 1885 года парк для испытания воздушных шаров стал первым в русской истории военным аэродромом.

Читать еще:

Убираем живот с помощью йоги

1. Поза «Кобра» (асана Bhujang). Эта поза помогает уменьшить скопление жира в области живота и …

Добавить комментарий