Главная / Вокруг нас / ВЬЕТНАМСКИЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР НА ВОДЕ

ВЬЕТНАМСКИЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР НА ВОДЕ

Более тысячи лет назад в одной из деревушек в низовьях Красной реки крестьяне, коротая время в период обильных дождей, когда рисовые поля затапливались, и собирать урожай было невозможно, начали играть в свой собственный театр.

Сценой служили озера, пруды или затопленное рисовое поле. В качестве кукол сначала выступали огородные чучела. Позднее, когда театр стал приобретать все большую популярность, фирурки-артистов стали изготавливать из дерева сунг. Они не тонули в воде и вырезать можно было практически любой образ. Главной темой спектаклей, конечно же, было и остается и поныне, сельское хозяйство. В древности вьетнамцы верили, что духи контролируют их жизнь и за провинности лишают урожая. Поэтому в представлениях поклонялись духам и просили их благосклонности.

Письменные упоминания о таких театрах можно встретить в древних трудах, датируемых 1010-1040 годами. В них говорится, что во времена правления династий Чан и Ли такие кукольные театры стали не просто крестьянским развлечением, это перешло в излюбленные представления и при дворе, то есть стали очень популярны во всем Вьетнаме. Целые поселки соревновались между собой в мастерстве. Для приема в свое сообщество театралы проводили ритуал посвящения, предлагая вновь прибывшему выпить кровь петуха, давая клятву никогда не раскрывать тайны театральной труппы.

Простой крестьянский быт – посадка риса, сбор урожая, выпас скота, рыбная ловля, народные гуляния и фестивали, и священные символы вьетнамского народа, главные герои мифов – извергающие огонь гигантские драконы, единороги, фениксы и самая мудрая золотая черепаха. Все это находит свое воплощение в одном представлении.

Но главный герой театра – кукла-мальчик Тэу, отличающийся ловкостью, умом и хитростью. В одной лишь красной набедренной повязке он въезжает на сцену на своем верном муле вот уже тысячу лет. Он – главный рассказчик. Может быть и веселым шутником и острым критиком. Восхваляет добродетелей, высмеивает злодеев.

Особенностью вьетнамского театра на воде является обилие монологов.

Уже в 20-м веке вьетнамский театр кукол на воде стал широко известен во всем мире. 15 вьетнамских артистов со своими куклами в 1984 году отправились в турне по Германии, Франции, Италии, Нидерландам, собирая полные залы восторженных зрителей.

Театр кукол на воде сегодня — самый популярный и традиционный вид искусства в стране. Ханое, Хатэй, Виньфу, Хабак, Хайхынг, Хайфонг, Тхайбинь, Тханьхоа, Нгетинь — посмотреть уникальное представление можно в любом регионе Вьетнама.

В каждом регионе у актеров есть свои технические секреты и трюки исполнения, будто взрывание петард под водой для изображения огнедышащего дракона или сальто-прыжки куклы-артиста прямо на спину буйвола.

Главная декорация театра, конечно же, вода. Над ее поверхностью – общинное поселение. Справа и слева от главной водной сцены располагаются музыканты. Оркестру помогают традиционные инструменты Вьетнама: барабаны, скрипки, флейты, деревянные колокольчики и даже тарелки. Оперные певцы поют песни, повествуя истории.

Но самая сложная задача, разумеется, у кукловодов, которые обучаются искусству минимум три года. 11 актеров управляют всеми фигурами на сцене. Видеть их зрители не могут. Актеры-невидимки располагаются позади сцены за зеленой бамбуковой ширмой по пояс в воде. При помощи длинных бамбуковых палок, в которые встроены пружинные механизмы, они приводят в движение марионеток. Натертые воском нити идут от подвижных деталей куклы в воду, проходят внутри шеста к пальцам кукловода. У сложных трюковых кукол бывают по три таких шеста. Поэтому куклы-танцовщицы исполняют самый настоящий танец, рыбак закидывает сети и вытягивает рыбу, всадник размахивает саблей и на скаку убивает врага, дракон выплывает из воды и извергает пламя. На сцене куклы оживают и творят настоящую сказку.

Не менее важная особенность театра на воде помимо искусного управления куклами – пиротехническое оформление шоу. Дракон дышит огнем, на гладь воды опускается дым или в небе взрывается фейерверк. Все это дело рук пиротехников.

Каждый спектакль состоит из 17-18 коротких законченных историй. «Дрессировка уток», «Ловля лис» показывают быт крестьянина, «Король Ле Лой на лодке» раскрывает исторические события, «Праздник урожая» делиться со зрителями культурными обрядами, «Танец феникса» демонстрирует вьетнамские мифы. Но самая захватывающая сценка – «Танец дракона». Меркнет свет, как только музыканты начинают играть последнюю вступительную песню, из воды внезапно выскакивают два дракона, нападая друг на друга, они бьют по воде хвостами, грациозно скользят по водной глади и также быстро исчезают. Спустя несколько секунд они появляются, выпуская клубы дыма из пасти, и создают мистическую атмосферу.

Брызги от ожесточенной борьбы разлетаются во все стороны, так что зрителям первых рядов после представления сухими, пожалуй, не уйти.

Все куклы театралы изготавливают сами, вручную. Из фигового дерева вырезают необходимый персонаж, расписывают яркими красками, покрывают лаком. Фигуры могут достигать полметра и весить до 15 килограмм. Так как деревянные артисты все время «работают» в воде, то вскоре приходят в негодность. Средний срок службы такой фигурки – 3-4 месяца. Поэтому кукольное производство во Вьетнаме никогда не останавливается.

Вьетнамский кукольный театр на воде не имеет аналогов. Посмотреть это уникальное представление приезжают тысячи туристы со всего мира. Хотя зрелище весьма специфическое и по вкусу может прийтись не всем. Но в любом случае незабываемые впечатления точно гарантированы!

Читать еще:

Культурный код: иллюзионист

Толпа, подобная недавней «очереди на Серова», в 1880 году часами стояла у одного из петербургских …

Добавить комментарий