Главная / Вокруг нас / Античный атеизм

Античный атеизм

Античная философия дала первые прекрасные образцы атеистического и критического мировоззрения. Это, конечно, был еще не современный научный атеизм в его понимании, но все же это были первые хоть и робкие попытки реалистического объяснения мира. Поиск Истины бытия, существующей как природа познаваемая человеческим разумом, постепенно вытеснял суеверия и религиозные заблуждения. Необъеснимое чудо божественного замысла вскрывалось пытливыми умами античных мыслителей на протяженит веков. Вытеснение этих чудес наполнило древний мир науками и искусствами, вышедших из древа религий, которые долгое время монопольно владели этими сферами жизнедеятельности человека. Знание было сокральным, творчество было ритуалом. Атеистические мотивы проявляются уже у первых известных греческих философов: Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Божественная природа мироздания и чудеса окружающего мира находили свое научное, логическое объяснение. Так, например, #Анаксимандр объяснял дождь, гром и молнию естественными, а не божественными причинами. Он также отрицал сотворение людей богами, считая, что человек произошел от животных другого вида: «Первоначально человек произошел от животных другого вида, так как прочие животные скоро начинают самостоятельно добывать себе пищу, человек же один только нуждается в продолжительным кормлении грудью. Вследствие этого первый человек, будучи таковым, не мог бы выжить». Милетские «материалисты» первыми объявляли природу свободной от вмешательства сверхъестественных сил. Они считали, что все возникло из природного первоначала, стихии, отсюда и закрепившееся за ними название — стихийные материалисты. Каждый из них считал таким первоначалом ту или иную физическую форму (воду, воздух, огонь) или неопределенное материальное начало (апейрон), и хотя описание этих стихий они давали в том же божественном стиле (как и сами их стихотворные тексты более походили на религиозные чем на научные трактаты в нашем понимании), однако природа этих сил и их действия утрачивали свой антропоморфный характер, приписуемый бесконечным богам всех языческих религий а обретал логическую схему описания структуры. #Гераклит Эфесский отрицал за богами роль творцов нашего мира: «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимися и мерами потухающим». #Ксенофан впервые подверг рациональной и сравнительной критике различных известных ему богов соседних с элинами народов. Он считал, что боги всех религий создавались людьми по своему образцу и подобию: «Эфиопы говорят, что их боги курносы и черны, фракийцы же голубоглазыми и рыжеватыми». И иронично добавляет: «Но если бы быки, лошади и львы имели руки и могли бы ими рисовать и создавать произведения, подобно людям, то лошади изображали бы богов, похожими на лошадей, быки же похожими на быков, и придавали бы тела такого рода, каков телесный образ у них самих». Ксенофан не был атеистом в современном понимании этого термина, но его рационализм был объективно направлен против религиозных предубеждений своей эпохи. Наивысшего пункта естественнонаучного объяснения явлений природы было выражено в атомизме Демокрита (ок. 460 — 350 гг. до н. э.) Согласно Демокриту Земля всего лишь один из бесчисленных миров Вселенной. По Демокриту, в природе все естественно и взаимосвязано, и нет ничего сверхъестественного: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости». #Демокрит причиной возникновения религии считал страх перед непонятными явлениями природы, наводящим страх или несущими бедствия людям. Он говорил: «древние, наблюдая небесные явления, как-то: гром, молния, перуны, сближения звезд (кометы), затмения солнца и луны, приходили в ужас и полагали, что виновники этого — боги». Но при этом отделении от природных явлений Демокрит говорил о наличие богов, которые состоят из материальных атомов, но эти боги не играют никакой роли в мировых процессах и природных явлениях. Идеи Демокрита оказали большое влияние на мировоззрение софистов. Софист #Протагор (V в. до н. э.) по существу отрицал наличие богов. В отличие от Демокрита, атеизм софистов — это, в первую очередь, результат их оценки правовых и нравственных норм общества, и политического строя того периода. «О богах — говорит, Протагор — я не умею сказать, существуют ли они или нет, и каковы они по виду». Различие нравов и культур народов с которыми в ту эпоху контактировали греки наводило философа на мысли о создании образов богов «по образу и подобию» людей поклоняющимся им. По Протагору, чем больше размышляешь о богах, тем больше сомнений в их существовании.

Человек есть мера всех вещей, существующих — в том, что они существуют, и несуществующих — в том, что они не существуют.

#Эпикур выводил свой атеизм из этических предпосылок, говоря, что: «Если боги делают зло, значит они не боги». Он считал, что мотивы всех действий и поступков людей имеют земные корни, нравственные нормы не предписания богов, а следствие естественного происхождения. Люди сами создают нравственные законы. Широкое распространение в античном мире получило его учение. Он основал в Афинах свою собственную школу названную «Садом». В нее принимались на ряду со свободными гражданами, рабы и женщины. Школа Эпикура в теории и на практике выступала против религии. Центральными в философии Эпикура являлись моральные проблемы, и в частности вопрос счастья человека. Он считал, что счастье — в самом человеке. Эпикур полагал, что только знания могут избавить от невежества и страха: «Нельзя разрушать страх относительно самых важных вещей, не зная природы вселенной, но подозревая истину в чем-нибудь из того, что рассказывают в мифах». Вред религии он видел в том, что она разрушает спокойствие духа, рождает всякого рода страхи и суеверия. Эпикур считал, что со смертью тела погибает и душа. Никакого загробного мира не существует. Поэтому не надо бояться смерти.

«Вера в бессмертие родилась из жажды ненасытных людей, безрассудно пользующихся временем, которое природа отпустила им. Мудрый найдёт это время достаточным, чтобы обойти весь круг достижимых наслаждений, и когда наступит пора смерти — насыщенному отойти от стола, освобождая место другим гостям. Для мудрого достаточно одной человеческой жизни, а глупый не будет знать, что ему делать с вечностью.»

Читать еще:

ЛУЧШИЕ УПРАЖНЕНИЯ КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ ДЛЯ ШЕЙНЫХ ПОЗВОНКОВ.

Если, выполняя движения головой, вы слышите похрустывание, вам трудно повернуть ее на 90 гр. или …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *