Главная / Вокруг нас / Вытегра и Белозерск. Города и окрестности на снимках Прокудина-Горского 1909 г. Мариинская водная система. Ч.-1

Вытегра и Белозерск. Города и окрестности на снимках Прокудина-Горского 1909 г. Мариинская водная система. Ч.-1

В начале 18 века Великим государем Петром Первым была высказана мысль о создании водной дороги, которая соединила бы верховья Волги с Балтикой. Древний водный путь из глубин России к Ладожскому озеру, освоенный еще торговыми людьми Великого Новгорода, привлек внимание Петра.

Вытегорский край оказался на этом пути. По указу Петра I на месте нынешнего города Вытегры возникло первое поселение, названное Вянгинской пристанью. Оно возникло как перевалочная база грузов, в первую очередь, военных, в период, когда Россия ак­тивно готовилась к войне со Швецией. Здесь были построены склады и амбары для хране­ния хлеба и другого провианта. B 1711 году Петр I лично посе­тил Вянгинскую пристань и в течение 10 дней осматривал древний волок от реки Вытегры к реке Ковже. После смерти Петра идея о создании водной системы на время была забыта. Замысел Петра Великого о соединении Волги с Балтикой был реализован лишь через 100 лет. Воплощением этих планов стала Мариинская водная система, строительство которой велось с 1779 по 1810 год. Названа она так в честь императрицы Марии Фёдоровны, выделившей недостающие для строительства деньги «заимообразно» из средств Петербургского воспитательного дома.По указу императрицы Екатерины II от 20 декабря 1773 года селение Вянгинская пристань получило статус города. Ко времени объявления Указа об учреждении города Вянгинская пристань представляла собой небольшое поселение, расположившееся на обоих берегах реки Вытегры. Постоянного населения на Вянгинской пристани было мало — в 1773 году здесь числился всего 21 человек. Новый город стал называться Вытегрой по названию той реки, на которой он находился. Вытегра должна была способствовать укреплению торговых связей северо-западных районов России с Поволжьем и северо-востоком страны и оживлению промышленности Олонецкого края. Входила Вытегра в состав Новгородской губернии.

Мариинская водная система — водный путь в России, соединяющий бассейн Волги с Балтийским морем. От Рыбинска до Петербургского морского порта через приладожские каналы (1054 версты). Состоит как из природных, так и из искусственных водных путей: р. Шексна — Белое озеро — р. Ковжа — Мариинский канал — р. Вытегра — Онежское озеро — р. Свирь — приладожские каналы — р. Нева. Находилась в ведении Вытегорского и С.-Петербургского округов путей сообщения. Строительство водного пути было необходимо Российской империи для снабжения Санкт-Петербурга (как столицы и крупнейшего по населению города) хлебом, древесиной, дровами и другими продуктами, товаров для внешней торговли, доставлявшимися через Рыбинск с низовьев Волги. Для торговли зерном в Рыбинске была устроена Хлебная биржа. Впоследствии по Мариинской системе осуществлялся экспорт пшеницы в Европу. Строительство системы протяженностью свыше 1125 км проходило в царствование Павла I и его сына Александра I (всего заняло 11 лет). Постоянно переустраивалась и усовершенствовалась, перекопы в излучинах рек сокращали протяженность пути. Реконструированная в 1959—1964 годах система получила название Волго-Балтийский водный путь им. В. И. Ленина.

В отличие от центральных районов России основным источником накопления капиталов у местных купцов служила не земля, a торговля, подряды, ростовщические операции, a также промыслы. Купцы Манин, Поликарпов, Медведев и Кузнецов имели свои мукомольные заводы. Самым крупным торговцем хлебом был И. Манин. Ему также принадлежал винокуренный завод, находившийся в 4,5 верстах от Вытегры, который «по достоинству аппаратов и количеству выкурки спирта» считался лучшим в Олонецкой губернии. Анкидину Мартьянову принадлежала старейшая, основанная в 1762-м году, полотняная фабрика, свечной и кирпичный заводы. В первой половине XIX Вытегра занимала 1 – е место в губернии по торговле и стала соперничать с губернским центром г. Петрозаводском. В связи c вводом в действие Мариинской водной системы торговля в Вытегорском уезде стала развиваться ещё интенсивнее. Мариинская система стала главной водной дорогой, давшей выход к Балтийскому морю продуктам всей страны. Она втягивала край в торговлю, давала заработок многим сельским жителям, способствовала оживлению торгово-промышленной деятельнос­ти местного купечества. В Вытегре находился 1-й шлюз системы — шлюз св. Сергия. На Вытегорской пристани грузы c небольших судов перегружали на большие озерные суда, плававшие no Онежскому озеру. Интересная характеристика Вытегре данного периода дается в «Исторических примечаниях о древности Олонецкого края и о народах прежде там обитавших и Топографическое описание и городах и уездах Олонецкого наместничества»: «В течение одного какого-либо столетия Вытегра из незначительной деревушки, существовавшей еще до Петра Великого, превратилась в город, город цветущий, торговый, занимающий второе место по населению и 1-е по торговле. Из Вытегры отправляется каждый год более ста мореходных судов с пермской солью, мукой с овсом, с разными крупами, с рожью, свечами, с салом, фламанским полотном, равендуком».

Известный писатель конца XVIII-начала XIX вв., член Российской академии П. Ю. Львов в связи c открытием судоходства по Мариинскому каналу предрекал Вытегре большое будущее. Он полагал, что «при открытии толико знаменитой водной коммуникации город Вытегра естественно уже делается столь важным городом, что он мог бы быть местом пребывания губернского начальства» и предлагал переименовать город в Марисславль. Предположения П. Ю. Львова o большом будущем Вытегры не оправдались. Во второй полови­не XIX столетия Вытегра жила тихой застойной жизнью провинциального городка. В 1852 году был построен Онежский обводной канал. B 1847 году построена Вознесенская пристань. И перегрузка кладей перешла с Вытегорской пристани на Вознесенскую. Вытегорская пристань была упразднена. Вытегра постепенно утрачивала цветущий вид.

В связи с развитием капитализма после отмены крепостного права мощность Мариинского канала была признана недостаточной. В 1829 году Шексна соединена с Сухоной Северо-Двинским — герцога Александра Виртембергского каналом (1825—1829 гг.)

Белозерский канал (1843 — август 1846 гг.) Проходит южным берегом озера на протяжении 53 км; габариты: ширина по дну — 17 м, глубина — 2,1 м, длина — 67 км. Имел два шлюза со стороны Шексны — «Удобство» и «Безопасность», и один со стороны Ковжи — «Польза». Питание шлюзов водами Лозского и Азарского озёр, превращенных в водохранилища постройкой плотины на р. Куность.

Онежский канал продолжен от урочища Чёрные Пески до Вознесенья в 1845—1851 гг.; протяжение 63,5 версты; 50 из них выкопаны, остальные проведены по рекам Водлице и Оште. Работы обошлись в 734862 руб.

Белозерск — один из древнейших городов России. Впервые упомянут в «Повести временных лет» под 862 г. как город Белоозеро, участвовавший в призвании варягов. Археологических подтверждений существования города в то время пока не найдено, хотя есть предположения, что он мог располагаться на северном берегу Белого озера.С 1486 года Белоозеро становится центром Белозерского уезда, тогда же он был превращён в укреплённый пункт на северной границе Московского государства. Здесь по велению Великого князя Московского Ивана III были сооружены тридцатиметровые земляные валы и деревянные стены с восемью башнями (Белозерский кремль). XV—XVI века — период расцвета города. Город Белоозеро находился в центре торговых путей, связывающих юг с севером, поэтому вёл активную собственную торговлю и выступал посредником во многих торговых операциях. В этот период город постепенно отстраивался и украшался каменными храмами. В 1539 году город получил «Губную грамоту», представившую ему широкие права на местное самоуправление. В 1565 году, когда царь Иван Грозный разделил Русское государство на опричнину и земщину, город вошёл в состав последней и находился в ней до 1569 года. К началу XVII века, в связи с перемещением торгового пути на Архангельск через реки Сухону и Северную Двину, процветавшее прежде Белоозеро постепенно приходит в упадок. Город оказался в стороне от главных направлений торгово-экономической жизни страны. Польско-литовская интервенция начала XVII века ускорила этот процесс. Ещё в XVI веке при Иване IV Васильевиче город стал местом ссылки опальных знатных лиц, среди которых были и исторические личности. Лишь во второй половине XVII века Белоозеро вновь начинает отстраиваться. Любопытно, что по окончании Северной войны и присоединения Прибалтийских земель к России, Белозерский полк в течении почти двух веков выполнял роль Рижского гарнизона вплоть до 1917 года.

Изменения, происходившие в стране в XVIII веке, отразились и на Белозерском крае. С 1719 года город — центр провинции, входившей в состав Санкт-Петербургской губернии, провинции были разделены на дистрикты. В 1727 были ликвидированы дистрикты, а сами губернии стали делиться не только на провинции, но и на уезды. Белоозеро стало центром не только провинции, но и уезда, тогда же, в 1727 году, из Петербургской губернии была выделена Новгородская губерния в составе 5 провинций (Новгородской, Псковской, Великолуцкой, Тверской, Белозерской). Тогда в Белозерской провинции было пять уездов: Белозерский, Каргопольский, Устюженский и Чарондский. Позже губерния была преобразована в Новгородское наместничество, и там тоже в 1776 году Белоозеро становится уездным городом, а в 1777 году получает современное название — Белозерск. В 1855—1863 годах предводителем дворянства Белозерского уезда был выдающийся деятель того времени Качалов Николай Александрович, приближенный царя Александра III (см. также Борисово-Судское).

В начале XIX века развитию города способствовала Мариинская водная система (Марии́нская во́дная систе́ма — водная система в России, соединяющая бассейн Волги с Балтийским морем. Состоит как из природных, так и из искусственных водных путей. В советское время получила название Волго-Балтийский водный путь им. В. И. Ленина), которая начала действовать в 1810 году, а последнее из её сооружений — Белозерский обводной канал — был открыт в 1846 году. Получили развитие лесозаготовительные промыслы. Продукция лесной промышленности начала водным путём транспортироваться в Санкт-Петербург. После открытия Волго-Балтийского водного пути возросли связи древнего города с другими экономическими районами страны. До середины XX века Белозерье было типичным аграрным районом, а городское население составляло лишь 16 % от общего числа жителей.

Читать еще:

Теплая лимонная вода:

1. Пищеварение Этот напиток заводит работу ЖКТ, как часы, поэтому лимонную воду лучше всего пить …

Добавить комментарий