Главная / Вокруг нас / Итальянская нежность на русской земле

Итальянская нежность на русской земле

Несколько лет назад я случайно в сети увидела фотографию очень красивой и совершенно необычной церкви и поняли, что хочу ее увидеть своими глазами. Через какое-то время так сложилось, что мы оказались недалеко и решили заехать, но в тот раз нам не повезло. «Эх, всего на пару недель опоздали» — сказал нам местный дедок, увидев наши расстроенные лица. Церковь была вся «упакована» в строительные леса.

Прошло время и внезапно для себя мы снова оказались рядом на базе отдыха «Ново Поле» в селе Бехово, а значит грешно было бы не съездить проведать нашу старую знакомую. И в этот раз прекрасная церковь Рождества Богородицы предстала перед нами во всей своей красе.

Немного из истории этого храма.

Построен он в 1745 году на средства князя Долгорукого. Князь много ездил по Европе и вероятнее всего в какой-то из поездок и пришла ему в голову идея построить храм сильно отличающийся по своей архитектуре от привычных нам русских церквей. Так и появился на высоком берегу Оки в селе Подмоклово красивейший храм-ротонда, построенный в стиле западноевропейского барокко.

Началось строительство церкви в 1714 году, однако меньше, чем через полгода стройку остановили после выхода указа о запрещении каменного строительства везде, кроме Санкт-Петербурга. Три года потребовалось на то, что бы получить разрешении достроить храм. Однако еще через пять лет, в 1723 году князь Долгоруков умер, так и не дождавшись окончания строительства и освящения храма. Владения землями перешло в руки сына. Сергея Григорьевича Долгорукого, однако тот вотчиной не занимался и храм так и оставался стоять недостроенным и лишь внук князя, Николай Сергеевич, даст распоряжение достроить церковь.

По карнизу церкви стоят фигуры 12 апостолов и четырех евангелистов, выполненных в человеческий рост. В истории зодчества России нет другого примера поразительного пренебрежения к постановлению Святейшего синода,который еще в 1722 г. вынес запрет на подобного рода скульптуру в Православной Церкви.

Если двигаться вокруг галереи по часовой стрелке, то первыми слева от входа в церковь располагаются фигуры

апостолов Павла, Иоанна и Симона. За ними стоят изображения двух евангелистов — Луки и Матфея. Далее скульптуры трех апостолов — Филиппа, Иакова и Варфоломея. На другой стороне балюстрады стоят статуи Максима, апостолов Андрея и Иакова. К югу обращена фигура евангелиста Иоанна, за которой один за другим идут Марк, Фома и Матфей. Завершается скульптурный ансамбль фигурой апостола Петра с ключами в руке. На цоколе каждой статуи на церковно-славянском языке вырезана глубокая надпись, поясняющая, кто изображен.

Правда сейчас, после очередной реставрации подлинники фигур стоят внутри храма, а на карнизе поставлены их копии. Сделано это потому, что время, солнце, снег, ветер, дожди — все это разрушает скульптуры, сделанные из известняка.

К счастью во времена воинствующего атеизма храм хоть и был превращен в зернохранилище, но все же не был разрушен и дожил до наших дней. Сильнее всего пострадали скульптуры, пять из которых в начале 80-х годов были разрушены вандалами, но позже восстановлены и до 2016 года хранились в Серпуховском Историко-художественном музее.

Знаете, что поражает внутри этой церкви Воздух.. очень много воздуха. Здесь настолько светло и просторно, что кажется можно взлететь. Здесь нет давящих стен с иконостасами, нет привычной для большинства православных храмов полутьмы и запаха ладана. Здесь светло и просторно.. совершенно необычное ощущение. А еще тут разрешили фотографировать, даже на хоры разрешили подняться. Постепенно тут появятся новые иконы, их пишут специально для этого храма, ну а пока он вот такой, весь светлый и воздушный.

К сожалению до наших дней не дожила роспись храма. В свое время она принесла подмокловской церкви скандальную известность.

В 1875 г. на средства приходского церковного старосты, серпуховского 1 гильдии купца Тимофея Ивановича Каштанова, было проведено «возобновление», т. е. капитальный ремонт Богородицерождественского храма и на его же средства были заказаны работы по росписи храма, а в церковном притворе была выполнена картина «Страшный суд». И вот в композиции Страшного суда, среди грешников, ввергаемых в адский огонь, обнаружилось, что изображён некто с явными портретными чертами М.Ю. Лермонтова. Среди жителей села утвердилась легенда, будто поэт был изображён в церковной росписи «по приказу владельца с. Подмоклово – помещика… за то, что он написал на владельца имения злую эпиграмму, был врагом этого помещика».

Сейчас «Страшный суд» хранится в запасниках Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге.

Круглый храм это символ вечности, может потому и дожила до наших дней эта красавица церковь, построенная вопреоки всем православным традициям, этакая итальянская гостья на русской земле.

Сюда можно приезжать в любое время года, потому что эта красавица хороша и в снегу, словно нежное безе на торте, и весной, и летом, а уж как красива она будет на фоне осенней листвы!

Кстати, летом здесь проходят музыкальные фестивали и концерты, даже вокруг церкви специальные лавочки для зрителей поставлены.

Добраться от Москвы в Подмоклово можно на электричке или автобусе, идущем в Серпухов. Ну а если вы остановились на базе отдыха «Ново Поле», то до Подмоклово всего 15-20 минут езды на машине, при желании можно в хорошую погоду и пешочком прогуляться или на велосипеде доехать.

Елена Щипкова

Читать еще:

Запрещенная реклама

Уже первой картинки было бы достаточно для того, чтобы шокировать религиозную общественность. Но рекламщики пошли …

Добавить комментарий