Главная / Вокруг нас / Королева дождя Моджаджи

Королева дождя Моджаджи

В долине реки Молототси живет племя лобеду, согласно преданиям, пришедшее туда с севера и, установив свою власть, насадившее новые порядки и обычаи. Вождями этого племени всегда являлись женщины династии Моджаджи, которая ведет свое происхождение от правителей некогда могущественного государства Мономотапа, созданного племенем (кланом) каранга.

Расцвет империи пришелся на XIII—XV века. В XVI веке сыновья мвене мутапы — верховного жреца и военного предводителя племенной знати, начали ссориться между собой по поводу раздела владений состарившегося отца. В конце концов, каждый сын основал собственное королевство и объявил себя независимым мамбо — вождем, раздробив легендарную Мономотапу.

Один из сыновей позднее взял имя Мулозви и принял на себя правление горного региона Зимбабве. Вскоре после раскола незамужняя дочь Мулозви Дзугудини родила сына Макафимо, отказавшись назвать отца ребенка. Им, предположительно, был ее брат.

Карта, относящая к Мономотапе всю Южную Африку, 1635
Растущие подозрения последнего вынудили ее в конечном счете бежать из племени. С собой Дзугудини унесла священные четки, связанные с дождем талисманы и знание, как все это применять. В сопровождении нескольких последователей она двинулась на юг.

Группа обосновалась в отдаленной долине реки Молототси, к востоку от Дуивелеклуфа, на местности, именуемой сейчас Северо-Восточным Трансваалем. В силу кровосмесительной связи Дзугудини с ее братом, к поселенцам стали относиться как к новому племени, получившему название лобеду.

Примерно в 1800 году для лобеду наступил период гражданской междоусобицы, разрешившейся восхождением на трон женщины — Моджаджи I. Она стоит первой в длинной веренице всемогущих королев дождя. С тех пор этот титул передается по женской линии.

Моджаджи I принесла племени долгожданные мир и процветание. Со временем ее стали называть «правительницей дня» и описывать четырехгрудой властелиной дождя, никогда не открывающейся внешнему миру и живущей в священной роще на краю обрыва высокого и окутанного облаками холма.

По сравнению с такими племенами, как зулу, коса, венда и педи, сила и численность лобеду не выглядели впечатляющими. Тем не менее, магия Моджаджи считалась столь могущественной, что королева получала подношения и прошения от влиятельнейших вождей, включая самого Чаку. Для зулусов она вообще была величайшей волшебницей севера, обладавшей способностью обращать облака в дождь.

Авторитет королевы дождя был незыблемым, и даже во время мфекане, когда волна смерти и разрушения пронеслась по земле, ее владения остались нетронутым заповедником. Приблизительно в 1850 году Моджаджи I умерла, и соответствующие ее статусу полномочия и власть были тайно переданы ее дочери Моджаджи II, которая наделила титулом властелины дождя Моджаджи III, та в свою очередь — Моджаджи IV, вверившую магию дождя Моджаджи V.

По традиции, после коронации королева берет себе в жены женщин, которые жили с ее родственниками-мужчинами, выплатив их семьям деньги — своеобразный выкуп. Дети, рожденные от этих женщин, считаются собственными детьми королевы. Тем не менее, у нее тоже могут быть дети, но только от родственника, чья личность остается тайной.

В 2003 году в возрасте 25 лет королевой дождя стала Макобо Констанция Моджаджи, скончавшаяся через два года от менингита. Она стала первой правительницей, получившей обычное школьное образование. Ее 14-летняя дочь Масаланабо Моджаджи, оставшаяся без матери в трехмесячном возрасте, является ​​единственной наследницей трона династии Моджадзи. По достижению 18 лет она официально будет признана королевой дождя.

Не так далеко от Дуивелеклуфа крутая извилистая дорога сворачивает к столице королевы дождя, расположенной на склоне холма и отороченной сверху рощей. Столица представляет собой скопление круглых хижин с тростниковыми крышами, обнесенное деревянным частоколом, украшенным причудливой резьбой в виде лиц и устрашающих копьевидных форм, пучками непонятного происхождения волос и таинственными черепами.

Внутри этой цитадели простирается большой открытый двор, в центре которого высится врытый в землю магический шест, притягивающий к себе людей во время собраний. Покои королевы обособлены, туда допускаются только избранные посетители.

Народ вынужден преподносить свои просьбы о дожде с осторожностью и долей осмотрительности. Бывает, просители устраивают долгие танцы возле крааля королевы летом в надежде, что это побудит ее сжалиться над ними.

Если возникает предположение, что королева особенно кем-то недовольна, в ее цитадели каждое утро собираются замужние женщины со всех окрестных деревень, которые танцуют и поют, провозглашая: «Нас убивают из-за призрака в людском обличье», — и подразумевая, что их наказывают за чужое преступление.

Осуществлять свои функции королеве помогают шаманы племени, сами по себе являющиеся влиятельными фигурами, которые могут действовать независимо. К шаману, например, обращаются за вызовом дождя в определенном районе. И все-таки магия, которой он владеет, полностью зависима от королевы: если она по некой причине захочет задержать дождь, он не пойдет. Возможности королевы, в свою очередь, основываются на согласии ее предков.

Ритуалы вызова дождя остаются строго охраняемой тайной и традиционно проводятся весной. В Южном полушарии весна приходится на сентябрь, октябрь и ноябрь. Церемонии, в которых принимают участие только члены королевской семьи и королева, читающая дождевые молитвы, проводятся в пяти разных священных местах в течение пяти дней.

Во время ритуала отобранную корову поят специальным пивом, поют и танцуют во дворе дворца, где находиться в обуви строго запрещено. Перед тем, как начинается прочтение призывающих дождь молитв, оставшееся пиво делится между членами семьи — молодыми и старыми. А вечером проводятся танцы с особыми божественными песнями.

Магические амулеты королевы хранятся в специальных глиняных сосудах в местах с ограниченным доступом. Эти емкости считаются необычайно ценными и могут быть показаны лишь снискавшему многолетнюю дружбу человеку. Говорят, что магия королевы черпается из человеческого черепа. Рога животных также используются в церемониях, однако основным атрибутом является кожа умерших вождей и их влиятельных советников.

Другие используемые в ритуалах компоненты — это жир млекопитающего ящера-папголина, считающегося королевским животным, части тела антилопы куду, перья некоторых птиц, кора и различные коренья, черные и белые морские ракушки, а также морская вода — поскольку она пенится.

Теперь, когда мир изменился, почитателей Моджаджи, конечно, поубавилось. Тем не менее, ее сила и влияние остаются, и ими не пренебрегает даже белое население региона.

Использованы материалы книги Н. Непомнящего «Тайные общества Черной Африки»

Читать еще:

Разгром колонны 19-й танковой дивизии вермахта

16 октября 1941 года на Ильинском рубеже обороны РККА под Москвой группе немецких войск из …

Добавить комментарий