Главная / Вокруг нас / ЛЬВИНЫЙ МОСТ

ЛЬВИНЫЙ МОСТ

львиный мост в романтическом санкт-петербурге не только большинство зданий относится к архитектурным шедеврам, имеющим свою историю и овеянным загадочными легендами. в этом городе даже мосты и

В романтическом Санкт-Петербурге не только большинство зданий относится к архитектурным шедеврам, имеющим свою историю и овеянным загадочными легендами. В этом городе даже мосты и те – неповторимые творения зодчих. А тем более, если мост этот содержит в своем оформлении символ могущества и военной доблести, идеального стража – льва.

Львиный мост заслуживает одновременно несколько категорий эпитетов. Благодаря архитектурной идее он – самый видный на канале Грибоедова (ранее – Екатерининском канале). Он – один из красивейших подвесных цепных сооружений в Северной столице. Львиный – первый среди «звериных» мостов.

Мосту этому изначально повезло: мало того, что, по задумке авторов, Вильгельма фон Треттера, Василия Константиновича Христиановича и Павла Петровича Соколова, его украшают благородные и отважные гривастые красавцы, так он еще и установлен в таком месте канала, откуда открывается дивной красоты вид.

Длина чудо-моста – 27,8 м, а ширина – 2,4 м.

Кому, как не царю зверей, надежно охранять переправу: четыре чугунные фигуры, удобно усевшиеся по углам моста, намертво удерживают цепи в своих пастях.

Без малого 200 лет эти грациозные «кошки» занимают свои позиции: проект сооружения утвердили ранней весной 1825 года, а уже к середине лета вовсю развернулось строительство. Необходимость строительства моста была вызвана ростом населения в районе, прилегающем к Екатерининскому каналу.

Предполагалось завершить работы к октябрю того же года, но из-за задержки с изготовлением металлических частей моста сборка моста началась весной 1826 года. Для строительства опор моста была разобрана забутовка набережной (без разборки гранитной облицовки). Изготовление чугунных и металлических частей, а также сборку элементов на месте строительства производил завод Берда.

Скульптуры львов выполнил академик П. П. Соколов. Работа над созданием моделей продолжалась с мая по сентябрь 1825 г., также скульптором были изготовлены алебастровые формы.

Предполагалось чеканить львов из медных листов, но затем фигуры отлили из чугуна на Александровском чугунолитейном заводе. Затем львов празднично «принарядили» – окрасили их под мрамор.

Отлитые львы – полые внутри – состоят из двух корпусных половинок, а на их мощных спинах и груди можно рассмотреть «косметический» шов.

На мосту были установлены чугунные ограждения с двумя фонарями посреди пролета.

Львиный мост – однопролетный, висячий, его облицованные гранитом опоры, расположены на уровне с набережной. Ранее, вначале XIX столетия, основной рабочий материал инженеров – чугун – стал «выходить из доверия» мастеров. Он был прочен, но недостаточно выдерживал растяжение. В связи с этим специалисты инженерного дела стали отдавать предпочтение хорошо проявившему себя и в сжатии, и в растяжении железу: они подвешивали пролеты мостов на железных цепях, затем перебрасывали через опоры и закрепляли. Поэтому функция самих звериных скульптур – не только придавать сооружению эстетичный вид и навевать романтическое настроение гуляющим парочкам. Все намного важнее и серьезнее: двухметровые львы скрывают сложнейшие конструкции, удерживающие пролет моста и людей на нем. При всей монументальности сооружения довольно легко со стороны воспринималась кружевная узорчатая ограда, рисунок которой также принадлежал Треттеру. Такой себе простенький, скромный узор: вытянутые ромбы с небольшими цветочными розетками в углах.

Торжественное открытие моста датируется 1 июля 1826 года. Пройтись «Мостом о четырех львах» в этот день пожелали около 3 тысяч жителей города.

Почти через полвека, в 1880-х годах, чугунную ограду моста решили заменить кованой железной, которая по рисунку была довольно непривлекательной. Вдобавок праздничное «настроение» львов сменили на унылый темный окрас. Прежних белых львов теперь не стало видно в темноте. Немногим позднее сняли и фонарные столбы. Увы, эта одна из последних реставраций заметно ухудшила внешний вид моста.

Таким Львиный мост простоял вплоть до 1951 года, когда было решено провести ремонт по проекту инженера Яновского. Тогда деревянные основы настила заменили стальными балками. А через 3 года, по проекту архитектора Александра Ротача, провели реставрационные работы: все утраченные элементы декора – торшеры с фонарями, ограждения, «родную» окраску – воссоздали снова.

Незадолго до 300-го юбилея Санкт-Петербурга Львиный мост вновь пережил серьезную реставрацию: ему постарались полностью вернуть первоначальный исторический вид, воспроизведя даже самые мелкие детали.

Капитальный ремонт Львиного моста пришелся на 2000 год. Тогда специалисты поменяли пролетное строение, укрепили опоры, украсили сооружение художественной подсветкой. Наконец-то и львы дождались праздника на своем мосту: они снова были окрашены под родной мрамор! Повторное торжественное открытие моста состоялось 25 декабря.

P.S. «Мост о четырех львах» пришелся по душе не только петербуржцам.

В 1838 году фирма Borsig в берлинском Тиргартене возвела уменьшенную копию моста по проекту немецкого архитектора Людвига Гессе. Но если подобные подвесные мосты уже давно не были диковинкой в Санкт-Петербурге, то в Берлине мост, можно сказать, произвел фурор.

Время и люди оставили берлинских львов в первоначальном виде: перила, пролетное строение и сегодня деревянные.

Читать еще:

ИСТОРИЯ ГУБНОЙ ГАРМОШКИ

Губную гармошку можно охарактеризовать как компактный карманный музыкальный инструмент, который доставляет радость миллионам людей во …

Добавить комментарий