Город богов против Змеиного царства

Город богов против Змеиного царства Одним из важнейших факторов, определивших историю цивилизации майя классического периода, было соперничество между Кукульским царством с центром в городе

Одним из важнейших факторов, определивших историю цивилизации майя классического периода, было соперничество между Кукульским царством с центром в городе Йашкукуль (городище Тикаль) и Канульским царством со столицей в Ц’ибанче, а затем в Чиикнаабе (городище Калакмуль). Столкновения между этими государствами, стремившимися к полному доминированию над территорией, населённой народами майя, называют войнами Тикаля и Калакмуля. Между 537 и 744 годами н.э. оба враждующих царства создали сложные сети союзов с другими государствами и трижды пытались сокрушить противника. Более двух веков в регионе кипели драматические события, полные насилия и интриг.
Цивилизация народов майя зародилась в Центральной Америке на территории современных государств Мексика, Гватемала, Гондурас и Сальвадор около ХХ века до н.э. и достигла своего расцвета к III веку н.э. Майя опирались на культурные и технические достижения предшествующих народов и взаимодействовали с соседними цивилизациями Центральной Америки.
Ещё сто лет назад мы очень мало знали о политической истории этой цивилизации. Но благодаря расшифровке письменности майя всё изменилось — историкам больше не нужно выдумывать условные названия для городов и царств, мы знаем имена правителей и наиболее важные их деяния. Благодаря древним записям учёные смогли выяснить, чем жили индейцы майя классического периода — помимо выращивания кукурузы, строительства грандиозных каменных городов и игры в мяч, они воевали.
Вторжение чужеземцев
К середине III века правители десятков городов-государств майя привычно воевали между собой за пограничные земли, совершали набеги и захватывали пленников. Кратковременные возвышения отдельных царств длились не дольше жизни их талантливых владык. Затем всё снова возвращалось к бесконечному круговороту кровавых стычек равных по силам политических центров.
Ситуация изменилась весной 377 года, когда «священный владыка» расположенного в Мексике могущественного государства Теотиуакан по имени Хац’о’м-Куй (на языке майя — Филин-Копьеметатель) отправил в далёкий поход войско под предводительством Сихйах-К’ахк’ома (Порождение Огня, Огнерождённый).
Самоназвание величайшего города Мезоамерики, городище которого ацтеки позже назвали Городом богов (по-ацтекски — Теотиуакан) нам неизвестно. Мегаполис с населением в 120 000 человек распространял своё влияние на всю Мезоамерику. Первоначально мексиканцы создали сложную торговую сеть в регионе, а затем стали силой захватывать ключевые торговые центры и месторождения природных ресурсов.
8 января 378 года Порождение Огня и его воины захватили один из политических центров майя — город Вака (городище Эль-Перу). Уже 16 января царь государства Кукуль (возможен вариант Мутуль) со столицей в Йашкукуле (городище Тикаль) по имени Чак-Ток-Ич’аахк II погиб в битве с чужеземцами. Двумя годами ранее этот владыка одержал значимую военную победу над неизвестным нам врагом — это говорит о том, что кукульская армия не была слабым противником. Тем не менее пришельцам из Мексики понадобилось всего шесть дней, чтобы учинить воинам майя из Йашкукуля настоящий разгром.
Установление «Нового порядка»
Чуть больше времени понадобилось захватчикам, чтобы обосноваться в Кукульском царстве. 13 сентября 379 года теотиуаканский царевич Йаш-Нуун-Ахиин I был провозглашён владыкой Йашкукуля. Отцом нового царя был вышеупомянутый император Хац’о’м-Куй, а матерью — майянская царевна Иш-Унен-К’авииль. Таким образом, появилась династия смешанного происхождения, власть которой простиралась лишь на кукульские земли. В это же время верховным правителем всех захваченных мексиканцами царств региона Петен стал полководец Сихйах-К’ахк’.
Вскоре этот человек стал именоваться Владыкой Запада. В политических центрах, на месте которых ныне располагаются городища Караколь, Вашактун, Рио-Асуль, Эль-Сапоте и Наачтун, произошла смена власти, новые цари этих государств зависели от иноземных захватчиков, не спешивших возвращаться в родную Мексику. В 396 году Сихйах-К’ахк’, как и его воины, всё ещё находился в Петене.
Режим, установленный завоевателями, современные учёные называют «Новым порядком». Он характеризовался смешением теотиуаканских и майянских политических и культурных традиций. Кроме того, новые местные династии становились вынужденными союзниками и вассалами мексиканцев. Почему воины из Мексики решили взять под контроль только часть территорий майя и почему именно эту, до конца не понятно. Возможно, здесь сходились важные торговые пути или имелись уникальные ресурсы.
В 426 году царевич из города Хушвиц (городище Караколь) по имени К’инич-Йаш-К’ук’-Мо вернулся из Теотиуакана, куда ездил, чтобы заручиться поддержкой. Получив благословение мексиканского владыки, он основал в городе Хушвинтик (городище Копан) собственную династию. Примерно в то же время Хушвинтик взял под контроль место, где ныне расположено городище Киригуа. Этот город располагался на пересечении торговых путей, по которым возили обсидиан и нефрит. Обсидиан служил материалом для изготовления оружия, а из нефрита делали украшения для военной и жреческой элиты.
Таким образом, к середине V века под контролем новых связанных между собой и зависимых от Теотиуакана династий сложился крупный военно-политический альянс майянских царств с центром в Йашкукуле.
Канульское царство
В долине Мирадор (департамент Петен современной Гватемалы) с конца II века до н.э. и до II века н.э. процветал крупнейший из городов майя доклассического периода. Сейчас на этом месте расположено городище Эль-Мирадор. В V–VI веках центр царства сместился в место, ныне известное как городище Ц’ибанче (в древности — Кануль).
Мексиканское нашествие не затронуло Кануль (по внешнему виду особого иероглифа, обозначающего название этого государства, его также именуют Змеиным царством), и он остался в стороне от принесённого захватчиками «Нового порядка». В конце V века при царе по имени Йукно’м Ч’еен I правящая династия Змеиного царства прилагала большие усилия по расширению своего влияния — источники фиксируют успешные военные походы в соседние земли.
После Йукноом-Ч’еена I на «циновку ягуара» (так майя именовали престол) сел Туун-К’аб’-Хиш (Каменная Рука Ягуара). В исторических записях он появляется 5 февраля 520 года, когда выдаёт свою дочь Иш-Наах-Ек’ за правителя государства Сак-Никте’ (городище Ла-Корона). Это царство в центральном Петене было сферой влияния Кукуля. Вероятно, династический союз должен был ослабить режим «Нового порядка», одновременно Кануль получал форпост во враждебных землях.
Начало большой войны
Между 520 и 530 годами правитель царства Б’уук’ со столицей на месте городища Лос-Алакранес обратился к Туун-К’аб’-Хишу за помощью в войне против соседнего города-государства Хушхабте’ (городище Рио-Асуль). Это государство было зависимо от Кукуля и его союза «Нового порядка», что, впрочем, не остановило канульского владыку. Скорее всего, это связано с тем, что к середине VI века империя Теотиуакана вступила в период кризиса.
Около 530 года после стремительного стокилометрового марша канульские воины ворвались в акрополь Хушхабте’: храмы и дворцы были сожжены, гробницы — разграблены, скульптуры — разбиты. Следующие два столетия разорённый город оставался покинутым. Уничтожение вассального царства означало открытое противостояние между Канульским и Кукульским царствами в борьбе за гегемонию в регионе.
Расширение конфликта
В начале войны Кукульская держава и её вассалы контролировали бо́льшие территории, а значит, располагали бо́льшими ресурсами для ведения войны. Чтобы изменить баланс сил в свою пользу, в Кануле решили максимально ослабить противника.
На юго-западе от Ц’ибанче располагались два крупных царства — Па’чан (городище Йашчилан) и Йокиб (городище Пьедрас-Неграс), враждовавших между собой ещё с IV века. Первое признавало главенство Кукуля, в то время как второе искало союза с усилившимся Канулем.
В 520-е годы Йокиб главенствовал над Па’чаном, но затем па’чанский царь К’инич-Татбу’-Холь II получил поддержку из Йашкукуля и сбросил власть йокибцев. В ходе этой войны 16 января 537 года па’чанцы захватил в плен человека «из рода Туун-К’аб’-Хиша по имени Навакаль-Типина». Это значит, что Йокиб получил помощь из Кануля, но она не помогла. В том же году К’инич-Татбу’-Холь II сокрушил царей из Лакамтууна, Чиикнааб’а и Укуля. Неясно, произошло ли это в одном сражении или в ходе годовой военной кампании.
Между 537 и 546 годами в результате не вполне понятных событий Чиикнааб’ стал частью Канульского царства и даже совершил успешный поход против Па’чана. Впрочем, полностью сокрушить пачанцев не удалось, а Лакамтуун и Укуль остались под властью завоевателей.
Если результат многолетних сражений на юго-западе можно оценить как шаткое равновесие, то на юге канульский владыка и его союзники действовали успешнее. 7 мая 546 года в Саале (городище Наранхо) воцарился вассал Туун-К’аб’-Хиша по имени Ах-Восаль-Чан-К’инич.
Успешные походы воинственного канульского царя привели к тому, что Кукуль оказался в окружении врагов. Численность населения канульской империи достигла примерно 1,5 млн человек. В записях, сделанных после 551 года, имя Туун-К’аб’-Хиша более не упоминается.
Анатомия империи
Завоевания земель майя пришельцами из Теотиуакана и создание Кукульской державы усложнили традиционные взаимоотношения городов-государств майя. Чтобы глубже описать суть этих событий, стоит сказать несколько слов о структуре общества майя.
Внизу социальной иерархии располагались крестьяне-общинники. Как минимум 90% всех майя расчищали джунгли и обрабатывали кукурузные поля, а в свободное от сельских работ время строили дороги, храмы и дворцы для немногочисленной знати. При этом каждый взрослый мужчина являлся воином.
Общины управлялись выборными старостами и младшими военными предводителями, которые выполняли полицейские функции. Несколько соседних общин поддерживали существование общего религиозного, хозяйственного и отчасти административного центра — размеры такого городка были невелики. По мере роста населения земли, подчинённые таким центрам, стали граничить и конкурировать друг с другом. Конфликты привели к появлению военных союзов с постоянными центрами в городах и возникновению наследственной власти царей. Для обслуживания правящих династий и их новых функций появились специалисты в областях войны, религии, управления и обмена. Жившие здесь же ремесленники выполняли заказы элиты и были совершенно оторваны от нужд земледельческих общин.
Когда правитель какого-либо царства побеждал соседа, это не приводило ни к каким изменениям структуры власти. Дело сводилось к тому, что победители убивали самых важных представителей поверженной элиты и ставили на их место своих родственников. Побеждённое царство становилось вассалом, обязывалось выплачивать дань и участвовать в военных предприятиях завоевателя.
Следующее поколение зависимой знати ассимилировалось, и связь между двумя царствами нарушалась. Такой круговорот мог длиться столетиями и не приводил к созданию стабильных империй. Однако завоеватели из Теотиуакана были чужеземцами, и во враждебной местной среде им приходилось держаться друг за друга. За спиной колонизаторов стояла сильная метрополия Города богов, которая, впрочем, находилась далеко.
Военное дело майя
Нестабильность ситуации, быстрая череда побед и поражений обусловливались военной организацией государств Мезоамерики в целом и региона майя в частности. Правители не могли содержать много профессиональных воинов, а значит и держать постоянные гарнизоны в завоёванных землях. Комплект вооружения солдата почти не отличался от снаряжения ополченца и не давал профессионалу значительных преимуществ.
Система засек на границах и деревоземляных укреплений вокруг столиц не могла надолго удержать врага. Понятие осады было совершенно неизвестно, боевые действия велись в перерывах между полевыми работами. Для разгрома вражеского войска достаточно было убить или взять в плен правителя, верховного жреца или полководца, при этом побеждённая армия просто разбегалась.
Ещё одной важной проблемой была логистика. При населении среднего города-государства в 200 000 человек (а союза таких государств — до 2 млн человек) теоретический мобилизационный ресурс составлял от 10 000 до 100 000 бойцов. Однако невозможность накопления и доставки провизии для такого числа воинов резко ограничивала масштабы сражений. Можно было раз за разом разбивать всё новые вражеские армии без явного стратегического и политического эффекта, поэтому куда более действенным являлось уничтожение элиты того или иного царства.
Трудно сказать, что случалось с жителями разгромленных государств. Мы видим, что иногда часть земель вместе с общинниками поглощали победители, но есть примеры, когда названия областей или царств не используются по полвека — возможно, это являлось следствием тотальной резни.
Ответный удар Кукуля
В Йашкукуле не собирались безучастно наблюдать за успехами врага. Кукульский царь по имени Вак-Чаналь-К’авиил воззвал к союзникам и вассалам и собрал большое воинство. С помощью силы на трон важного царства К’анту’ (городище Караколь) 18 апреля 553 года был возведён Йахав-Те’-К’инич II — он поспешил признать себя кукульским вассалом.
Затем кукульцы выбрали место для нового удара. Примерно в 560 году пала столица царства Йокиб — раскопки показали, что победители предали город огню. Целых сорок лет после этого погрома Йокиб не упоминался в исторических источниках.
В Кануле в это время произошла смена власти. Следующим владыкой с титулом, аналогичным по значению императорскому, стал человек по имени Йукном-Ут-Чан. Последние исследования показали, что, вероятно, здесь стали править два человека с одинаковым титулом. Второго владыку звали К’ак’-Ти-Ч’ич’, и именно он мог быть главным действующим лицом войны с Кукулем.
Поскольку вся держава зиждилась на личных связях верховного правителя и зависимых от него царей, каждому новому владыке нужно было получить новые доказательства верности вассалов. В начале правления Йукном-Ут-Чан не мог сразу ввязаться в войну, а был вынужден заняться консолидацией своей непрочной империи. Например, 2 мая 561 года он одобрил воцарение в Б’уук’е нового ахава Сак-Вициль-Б’ааха.
Завершение войны
Политическая ориентация царства К’анту’ определяла баланс сил между «сверхдержавами» Канулем и Кукулем. Пока Йахав-Те’-К’инич II сохранял верность Вак-Чаналь-К’авиилю, канульцы не решались на активные действия. Эти отношения оказались непрочными, и в 556 году армия «Нового порядка» предприняла поход против мятежного вассала.
Йукном-Ут-Чан решил вмешаться в конфликт на стороне К’анту’. Целых шесть лет две империи пытались вытеснить друг друга с земель ключевого царства, пока 1 мая 562 года наконец не произошло решающее сражение. Армия Вак-Чаналь-К’авииля и его союзников была побеждена силами Кануля и К’анту’. Кукульский «священный владыка» попал в плен, и был принесён в жертву богам.
В 564 году «Новый порядок» отразил вторжение канульцев в битве при Йашкукуле. Затем последовали годы изнурительных рейдов и сражений, а в 572 году Кукуль фактически прекратил сопротивление.
Вероятно, что в том же году умер Йукном-Ут-Чан. Новым и единственным гегемоном в регионе стал Кануль — до конца VII века его власть признавали почти все важные царства майя. Преемник победоносного владыки Ук’ай-Кан (Песнь Змея) выбрал в качестве новой столицы империи город Чиикнааб’ (Калакмуль).
Впрочем, потерпевший поражение Йашкукуль сумел сохранить независимость — это означало, что в будущем у Змеиного царства могут возникнуть проблемы.

Город богов против Змеиного царства Одним из важнейших факторов, определивших историю цивилизации майя классического периода, было соперничество между Кукульским царством с центром в городе

Город богов против Змеиного царства Одним из важнейших факторов, определивших историю цивилизации майя классического периода, было соперничество между Кукульским царством с центром в городе

Город богов против Змеиного царства Одним из важнейших факторов, определивших историю цивилизации майя классического периода, было соперничество между Кукульским царством с центром в городе

Город богов против Змеиного царства Одним из важнейших факторов, определивших историю цивилизации майя классического периода, было соперничество между Кукульским царством с центром в городе

Город богов против Змеиного царства Одним из важнейших факторов, определивших историю цивилизации майя классического периода, было соперничество между Кукульским царством с центром в городе

Город богов против Змеиного царства Одним из важнейших факторов, определивших историю цивилизации майя классического периода, было соперничество между Кукульским царством с центром в городе

Город богов против Змеиного царства Одним из важнейших факторов, определивших историю цивилизации майя классического периода, было соперничество между Кукульским царством с центром в городе

.

Предыдущая запись Маньяк
Следующая запись Прекрасное лицо трагической эпохи: кем была главная муза Серебряного века

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *