Главная / Вокруг нас / СУДЬБА КОРАБЛЯ «ROMA»

СУДЬБА КОРАБЛЯ «ROMA»

судьба корабля roma линейный корабль «roma» (рим) вошел в строй в августе 1940 года и являлся в то время новейшей боевой единицей, в которой нашли отражение взгляды итальянских

Линейный корабль «Roma» («Рим») вошел в строй в августе 1940 года и являлся в то время новейшей боевой единицей, в которой нашли отражение взгляды итальянских кораблестроителей на пути развития кораблей этого класса (первые два корабля серии: «Литторио» и «Витторио Венето»). Стандартное водоизмещение «Ромы» составляло 41 000, полное — 45 000 т, длина 234, ширина 32, осадка 9,5 м. Скорость полного хода достигала 31,4 узлов.

9 сентября 1943 года, на следующий день после капитуляции Италии во Второй мировой войне итальянские корабли, базировавшиеся в Специи (в их число входили линкоры «Рома», «Витторио Венето» и «Италия», крейсеры «Эудженио ди Савойя», «Раймондо Монтекукколи» и «Эммануэле Филиберто Дюка д’Аоста» и восемь эсминцев) под командованием адмирала Карло Бергамини вышли из базы и направилась на Мальту для интернирования.

Можно представить себе некоторую растерянность немецких летчиков 100-й бомбардировочной эскадры, получивших приказ нанести удар по кораблям своих бывших союзников итальянцев. Между тем, обстановка требовала решительных действий. По условиям перемирия, заключенного правительством маршала Бадольо с англо-американским командованием, ВМФ Италии должен был перейти на Мальту, то есть попасть в руки противника, что никак не входило в планы немцев. Первый удар по кораблям бывшего союзника нанесли обычные германские бомбардировщики, которые безрезультатно сбросили бомбы с высоты 5000 -6000 м. Появление еще одной группы самолетов, шедших на большой высоте, не вызвало особого беспокойства у итальянских моряков. Однако то, что произошло дальше, превзошло самые плохие предположения…

В 15 ч 33 мин итальянская эскадра, находившаяся у берегов Сардинии, была атакована ударной группой из 11 самолетов Do217K-2 из состава HI/KG 100 под командованием майора Йопе с высоты 4-5 км при ясной солнечной погоде. Самолеты несли новые управляемые бомбы «Фритц-Х» (FX-1400). Это была радиоуправляемая бронебойная планирующая авиабомба, разработанная для использования против сильно бронированных целей. Сброшенная с высоты 4500—6500 м на расстоянии приблизительно в 5 км от цели бомба пролетала его примерно за 40 с. Наведение при сбросе должно было быть довольно точным, поскольку оператор мог корректировать точку её падения в пределах примерно 500 м по дальности и 350 м по направлению.

Корабли начали маневрировать, стремясь сбить с толку немцев. Несмотря на то, что первая атака люфтваффе сорвалась, спустя 15 минут бомба угодила сначала в борт «Италии» рядом с её главными башенными артустановками, а затем ещё одна бомба попала и в «Рому».

Первый «Фриц-X» угодил в палубу полубака по правому борту между 100 и 108 шпангоутами, прошёл через отсеки конструктивной подводной защиты и взорвался в воде под корпусом корабля. Взрыв привёл к огромным разрушениям подводной части линкора, и туда стала поступать забортная вода. В считанные минуты она затопила кормовое машинное отделение, третью электростанцию, седьмое и восьмое котельные отделения. Повреждение кабелей вызвало многочисленные замыкания и возгорания электрооборудования в кормовой части. Корабль покинул строй соединения, резко сбавив ход.

Катастрофа разразилась после второго попадания. В 15 ч 51 мин управляемый снаряд поразил под углом, близким к нормали, палубу полубака линкора между второй башней главного калибра и носовой 152-мм башней левого борта. Бомба пробила броневые палубы толщиной 45 и 162 мм и взорвалась в нижней средней части носового машинного отделения, разрушив броневую защиту погреба артиллерийского боезапаса калибра 152 мм, который сдетонировал. Этот взрыв вызвал, в свою очередь, детонацию погребов боезапаса главного калибра № 2 и 1 (Всего около 700 т боезапасов).

Форс пламени вырвался из барбета второй 381-мм башни на несколько десятков метров вверх, а сама башня сорвалась со своего места и вылетела за борт (очевидцы наблюдали подброшенную взрывом вверх и вращающуюся в воздухе башню главного калибра (масса 1400 т)). Корабль потерял ход, полностью прекратилась подача электроэнергии, район носового машинного отделения и погребов был затоплен, возник сильный пожар. Над носовой частью линкора поднялся султан черного дыма на высоту нескольких сот метров. Корабль получил дифферент на нос и стал медленно погружаться. После серии взрывов корпус переломился в районе носовой надстройки, а линкор, кренясь на правый борт, опрокинулся и пошел ко дну в 16 ч 18 мин. Из 1849 членов экипажа удалось спасти только 596. По некоторым данным, на корабле были члены семей некоторых офицеров корабля.

Так, всего лишь одиннадцати бомбардировщикам Do217, удалось добиться крупнейшего успеха, выпавшего на долю Люфтваффе во Второй Мировой войне. Конечно, здесь присутствовал немалый элемент везения (состоявшаяся вечером атака второй ударной волны из семи Do217 прошла безрезультатно), сыграло, безусловно, свою роль высокое мастерство штурмана унтер-офицера Ойгена Дегана из экипажа обер-фельдфебеля Курта Штайнборна, нанесшего роковой удар итальянскому флагманскому линкору. Но главное состояло в конструкции самих авиабомб планирующих и управляемых с самолета-носителя по радио.

Длящееся не одно столетие соревнование между броней и снарядом закончилось на этот раз победой последнего и стоило жизни 1253 итальянским морякам, погибшим при взрывах управляемых авиабомб и артиллерийских погребов, задохнувшихся и сгоревших во внутренних помещениях корабля, утонувших и умерших от ожогов и ран в госпитале уже после спасения.

Относительно недавно (в 2012 году) место гибели «Ромы» было обнаружено (что характерно — «Бисмарка» и «Ямато» оказалось найти проще, чем корабль, погибший в хоженом-перехоженом Средиземном море). Останки линкора лежат на глубине около одного километра в 30 км к северо-западу от Сардинии. В отличии от того же «Бисмарка», который лежит практически одним «куском», обломки «Ромы» разбросаны на дне на значительном удалении друг от друга.

PS: Служба линейного корабля «Рома» продолжа­лась всего 15 месяцев, в течение которых он не вы­полнил ни одного боевого задания, совершил 20 выходов в море, пройдя 2 492 мили за 133 ходо­вых часа и израсходовав 3 320 тонн топлива. В ремонте корабль находился 63 дня.

СУДЬБА КОРАБЛЯ

СУДЬБА КОРАБЛЯ

СУДЬБА КОРАБЛЯ

СУДЬБА КОРАБЛЯ

СУДЬБА КОРАБЛЯ

СУДЬБА КОРАБЛЯ

СУДЬБА КОРАБЛЯ

СУДЬБА КОРАБЛЯ

СУДЬБА КОРАБЛЯ

Читать еще:

УЗНАЁМ

Ну конечно, наш Василий Иванович Чуйков, «генерал-штурм», командарм-62. А ведь он, защитник Сталинграда, не просто …

Добавить комментарий