Главная / Вокруг нас / Французский Индокитай. Этнографическая экспедиция Эгона фон Эйкштедта (Egon von Eickstedt) 1938 — 1939 гг. Часть 1. Вьетнам — Камбоджа — Лаос.

Французский Индокитай. Этнографическая экспедиция Эгона фон Эйкштедта (Egon von Eickstedt) 1938 — 1939 гг. Часть 1. Вьетнам — Камбоджа — Лаос.

французский индокитай. этнографическая экспедиция эгона фон эйкштедта (egon von eickstedt) 1938 - 1939 гг. часть 1. вьетнам - камбоджа - лаос. эгон фон эйкштедт (egon von eickstedt, 1892-1965) —

Эгон фон Эйкштедт (Egon von Eickstedt, 1892-1965) — знаменитый немецкий антрополог, расолог, научные труды которого оказали огромное влияние на развитие антропологической науки в первой половине ХХ века.

После успешной защиты диссертации Эгон фон Эйкштедт начал работать в Институте Антропологии кайзера Вильгельма, а затем отправился во Фрайбургский университет, где он трудился в Анатомическом институте в должности ассистента антрополога Ойгена Фишера. В 1924 году он получил назначение в антропологический отдел Музея естествознания в Вене, а спустя ещё два года, в 1926 г., на протяжении нескольких месяцев он успел поработать в Мюнхене совместно с антропологом Теодором Моллисоном. В том же году Эйкштедт предпринял свою первую экспедицию в Индию, в ходе которой ему удалось собрать обширный антропологический и этнологический материал. В декабре 1928 г. Эгон фон Эйкштедт был назначен профессором медицинского факультета Вроцлавского университета, причём произошло это в его отсутствие, поскольку в это время он находился в экспедиции в Индию, и смог приступить к преподавательской деятельности лишь следующим летом. В 1929 г. он хабилитировался на философском факультете и стал временно исполняющим обязанности приват-доцента.

В период 1937 по 1939 годы Эгон фон Эйкштедт находился за пределами Европы, в это время он отправился в свою вторую Азиатскую экспедицию, география которой охватывала Китай, Филиппины, Малайзию и Индонезию. Эта поездка, хоть и была хуже подготовлена в организационном плане, дала учёному не менее обширный материал, который лёг в основу монографии. Фактически он начал глобальную работу по пересмотру расовой теории, которая в конечном итоге вылилась в монументальный научный труд, посвящённый расологии и расовой истории человечества. Эйкштедт утверждал, что расовые различия появились задолго до возникновения самого человечества. Эту работу можно назвать примером научной добросовестности и корректности, в ней содержались ценные сведения по расовой морфологии и только зарождавшейся генетике, многие из которых не утратили своей актуальности и по сей день. Однако в начале 40-х годов со стороны профессуры его революционные предложения не нашли поддержки, поскольку педагогический состав Вроцлавского университета не увидел политического обоснования, которое было бы одобрено Министерством науки и образования нацистской Германии.

В 1945 году Эйкштедт вместе со супругой, которая страдала тяжёлым заболеванием суставов, покинули Вроцлав на машине скорой помощи и отправились в Дрезден, откуда затем добрались до Лейпцига, где учёный рассчитывал получить место профессора в университете. Здесь он, судя по всему, был задержан и подвергнут допросам советскими военными властями, но в конечном итоге ему удалось избежать ареста.

В 1949 по его инициативе был основан антропологический журнал «Homo», выходивший с подзаголовком «журнал сравнительной биологии человека» и фактически ставший продолжением работы, начатой ещё в 20-е годы. Понимая, что теперь перед ним стоит задача реабилитировать антропологическую науку, Эйкштедт изменил название журнала и его тематическую направленность. В редколлегии журнала работала и Ильзе Швидецки, впоследствии сменившая своего учителя на посту главного редактора журнала и на кафедре этнологии. В 1950-х и 1960-х годах Эгон фон Эйкштедт предпринял несколько исследовательских поездок в Испанию, Марокко и Ближний Восток. В 1965 году он планировал поездку в Иран, но 20 декабря скончался в Майнце от инсульта.

***

Официально во Вьетнаме насчитывается 54 национальности, при чем крупнейшая из них это народность кинь или вьеты, составляющая 86% населения. Причем вьетами населена примерно половина территории страны, однако здешние земли являются самыми плодородными. На практике некоторые малые этноязыковые группы объединены с более крупными и реальное число этнических групп заметно выше. Так, согласно Ethnologue, во Вьетнаме насчитывается 103 языка. Во Вьетнаме, кроме того, многие горные народы объединяются в группу горцев (Montagnard) или тхыонгов. В советской/российской этнографии все мон-кхмерские народы Вьетнама, кроме собственно кхмеров, принято включать в понятие горных кхмеров. Народность кхмер-кром с камбоджийским происхождением проживают на юге страны и населяют дельту реки Меконг. Официально их численность составляет 1.3 млн. человек, однако по другим данным на самом деле их численность достигает до 7 млн.. В стране также проживают китайцы. Их численность составляет 1 млн человек. Центральные равнины страны населены малыми народами, называющими дегары и тхыонги, состоящие из 30 малоизвестных народностей, в основном малайско- полинезийского и мон-кхмерского происхождения. Остальные крупные народности — тямы, хмонги и тайские народы.

***

Проникновение французского влияния в страны Индокитая началось еще в XVII в. с появлением в этих странах первых католических миссионеров-французов. Число католических миссий во главе с французскими священниками и епископами увеличилось в XVIII в., причем в это время здесь активно действовало и немалое количество французских торговцев. Политический кризис, связанный с восстанием тэйшонов в конце XVIII в., послужил поводом для усиления вмешательства французов в дела Вьетнама: назначенный еще в 1774 г. официальным представителем Франции в ранге викария епископ Пиньо де Беэн принял живое участие в невзгодах свергнутого с трона Нгуен Аня и, апеллировав за помощью к Людовику XVI, сумел добиться организации военной экспедиции в Индокитай. Хотя по ряду причин, включая и разразившуюся во Франции революцию, экспедиция 1790 г. оказалась немногочисленной, исчислявшейся всего несколькими десятками добровольцев, она сыграла существенную роль в оказании Нгуен Аню военной и военно-инженерной помощи, что и помогло ему в конечном итоге одолеть тэйшонов.

Памятуя о помощи епископа Пиньо и его добровольцев, первые правители династии Нгуенов благожелательно относились к стремлению Франции установить прочные контакты с Вьетнамом, при всем том, что они не строили никаких иллюзий в связи с возможными последствиями этих контактов, особенно в середине XIX в., когда не только Индия и Индонезия уже давно были колониями, но и Китай оказался насильственно открытым для колониальной экспансии. Прочные связи с Францией способствовали экономическому развитию Вьетнама, а католицизм пускал в этой стране все более глубокие корни, особенно на юге, где влияние конфуцианской цивилизации было менее ощутимым, чем на севере.

В 1858 г., используя в качестве предлога необходимость защитить преследуемых католических миссионеров во Вьетнаме, французы ввели военную эскадру в бухту Дананг, а в 1859 г. был захвачен Сайгон. Оккупация страны вызвала энергичное сопротивление, в ходе которого французы были вынуждены оставить Дананг и сконцентрировать свои силы на юге, в Кохинхине (Намбо). Договор 1862 г. закрепил оккупацию французами западной части Кохинхины, а в 1867 г. была аннексирована и остальная ее часть. Весь юг Вьетнама с этих пор оказался под управлением французской колониальной администрации, что было признано официально франко-вьетнамским договором 1874 г.

Аннексия дружественными в недавнем прошлом французами южной части страны была весьма болезненно воспринята во Вьетнаме. Чиновники правительства отказались от сотрудничества с оккупантами и уехали на север, предоставив французам обходиться немногими слабо подготовленными местными мелкими служащими, нередко откровенно продажными авантюристами из числа едва знакомых с французским языком выпускников католических миссионерских школ. На юге было развернуто даже партизанское движение, которое, впрочем, большого размаха не получило. Что касается захвативших Кохинхину французов, то они стали быстро налаживать здесь товарное производство риса, для чего, в «астности, в болотах были проложены многочисленные каналы. Одновременно были увеличены налоги и введены новые – на спирт, опиум и азартные игры, отныне легализованные властями. Все эти и ряд других аналогичных мер оказались экономически эффективными и способствовали привлечению в оккупированный и колонизируемый Южный Вьетнам торгового и банковского капитала из Франции.

В ходе второй франко-вьетнамской войны 1883 – 1884 гг. французские войска заняли ключевые военные позиции в стране и вынудили ее правителей признать протекторат Франции над всем Вьетнамом, чему в немалой степени способствовали смерть в 1883 г. императора Ты Дыка и начавшиеся в связи с этим династийные раздоры и политические распри. Колонизаторы разделили протекторат на две части, северную (Тонкий или Бакбо) и центральную (Аннам, Чунгбо), поставив во главе их и превращенной в колонию Кохинхины своих резидентов-губернаторов.

Закрепление французской колониальной администрации во Вьетнаме явилось толчком для усиления французского давления на соседние с Вьетнамом Камбоджу и Лаос. Следует заметить, что пять частей, на которые был поделен французский Индокитай, были весьма неравноценными. Наиболее отсталыми и труднодоступными для хозяйственного освоения были Камбоджа и Лаос, а в наиболее выгодном положении оказалась Кохинхина, которая стала не только рисовой житницей, но и местом разведения гевеи и экспорта каучука, что приносило немалые доходы. Были введены монополии на опиум, соль и алкоголь, что тоже вскоре стало приносить колониальной казне многомиллионные доходы. Началось строительство дорог, включая соединившую юг и север Вьетнама железнодорожную магистраль, расширялись добыча угля и экспорт его, создавались плантации кофе и чая; На рубеже XIX – XX вв. в промышленность французского Индокитая, в основном Вьетнама, французские предприниматели вкладывали уже немалые деньги, которые приносили огромные проценты, чему способствовали покровительствовавшие французскому капиталу тарифы. Много внимания было уделено горнодобывающим промыслам в Камбодже и Лаосе, а также плантационному и дорожному строительству в этих протекторатах.

Бесцеремонное вторжение колонизаторов в страны древней культуры не могло не вызвать их сопротивления, которое приняло наиболее отчетливые и сильные формы во Вьетнаме. Прежде всего это было движение в защиту императора, «кан выонг», пик которого пришелся на конец XIX в. Суть его сводилась к поддержке правящим аппаратом страны и широкими кругами населения достоинства низверженного и униженного колонизаторами правителя. Удалившийся в отдаленный и труднодоступный район Вьетнама и укрывшийся с семьей в специально отстроенной для этого крепости император Хам Нги начал в конце 80-х годов своего рода кампанию открытого неповиновения, сопровождавшуюся партизанскими боевыми выступлениями. Схваченный в 1888 г., Хам Нги был выселен в Алжир, но выступления не прекращались еще около десятилетия, пока соглашение 1897 г. не признало за руководителем движения, генералом Де Тхамом, права на автономное управление созданным им освобожденным районом. На рубеже XIX–XX вв. армия Де Тхама стала серьезной поддержкой нарождавшегося во Вьетнаме движения за национальное освобождение во главе с такими его признанными идеологами из числа уже сформировавшейся новой интеллигенции, как Фан Бой Тяу, который в 1904 г. возглавил созданное им Общество обновления Вьетнама, реорганизованное в 1912 г. в Общество возрождения Вьетнама.

Первая мировая война дала немалый толчок для дальнейшего развития экономики колониального Индокитая. Расширялось плантационное хозяйство (каучук, кофе, чай), развивалась горнодобывающая промышленность и быстро увеличивалась численность рабочих в стране. Появилась обрабатывающая промышленность, стали возникать первые национальные банки. Созданная в 1923 г. Конституционалистская партия начала энергичную борьбу за реформу колониальных порядков и за предоставление стране статуса доминиона. Резко увеличилось количество обучавшейся во Франции эмигрантской молодежи, подавляющее большинство которой активно вливалось в ряды борцов за национальное освобождение. В 1927 г. сформировалась Национальная партия Вьетнама, требовавшая уничтожения колониального режима. Радикальность выступлений и требований представителей передовых слоев вьетнамского общества нарастала год от года.

Мировой кризис на рубеже 20 – 30-х годов еще более способствовал радикализации настроений, особенно в рядах обездоленных – безработных, обезземеленных и т.п. В 1930 г. на базе ряда разрозненных коммунистических организаций, включая зарубежные ячейки, возникшие еще в 20-х годах в Париже, Хо Ши Мином была создана компартия Индокитая, причем после прихода к власти в Париже правительства Народного фронта в 1936 г. она, практически легализовавшись, стала бороться за создание широкого народного фронта во Вьетнаме. Колониальные власти, хотя и весьма сдержанно относившиеся к лозунгам Народного фронта, вынуждены были провести в Индокитае ряд реформ, включая сокращение рабочего дня в промышленности, амнистию политзаключенных, разрешение легальной деятельности партий, проведение выборов в ряд представительных организаций (консультативные палаты, Совет экономических и финансовых интересов). На выборах в эти организации в 1937 г. Демократический фронт Индокитая, куда входила и компартия, добился значительных успехов.

Вторая мировая война сильно изменила общую ситуацию во французском Индокитае. Оказавшись формально под юрисдикцией правительства Петена в г. Виши, колониальная администрация французского Индокитая не только пошла на соглашение с частично оккупировавшими Индокитай японцами, но и активно сотрудничала с ними. Под давлением Японии часть французских колоний в Камбодже и Лаосе была уступлена прояпонски настроенному Сиаму. Вся экономика колонии была поставлена на службу интересам Японии. Неудивительно, что подобная ситуаци активно способствовала нарастанию недовольства и в итоге вызвала энергичное сопротивление как во Вьетнаме, так и в Камбодже и Лаосе.

Во Вьетнаме под руководством компартии была создана боевая организация единого фронта Вьетминь, создавшая сеть партизанских отрядов и день ото дня набиравшая силу. В Камбодже аналогичную роль играла организация «Свободный кхмер», в Лаосе – «Освобождение Лаоса». Активизация деятельности этих движений сильно досаждала японцам, которые в марте 1945 г. приняли решение разоружить французскую колониальную армию в Индокитае и формально провозгласить независимость Вьетнама, Лаоса и Камбоджи. В Лаосе и Камбодже этот формальный акт способствовал консолидации сил национального освобождения. Когда осенью того же 1945 г. в этих странах вновь появились французские колонизаторы, они вынуждены были с этим считаться. Обеим странам была предоставлена автономия со значительной долей политической самостоятельности, хотя и под верховным надзором французских комиссаров. Генеральная декларация 1949 г. признала де-юре независимость Лаоса и Камбоджи в рамках Французского союза, а полную политическую независимость обе эти страны обрели в 1954 г. Много сложнее развивались политические события во Вьетнаме. Акт о независимости способствовал временной активизации лояльного Японии императора Бао Дая и его политического окружения. Однако сразу же после капитуляции Японии последовала знаменитая августовская революция, в ходе которой была провозглашена Демократическая Республика Вьетнам во главе с Хо Ши Мином. Впрочем, реально эта республика контролировала лишь север страны; юг ее был занят колониальными войсками Франции уже осенью 1945 г. Началась длительная война, завершившаяся в 1954 г. фактическим соглашением о статус-кво, т.е. разделением Вьетнама на две части.

Французский Индокитай. Этнографическая экспедиция Эгона фон Эйкштедта (Egon von Eickstedt) 1938 - 1939 гг. Часть 1. Вьетнам - Камбоджа - Лаос.

Французский Индокитай. Этнографическая экспедиция Эгона фон Эйкштедта (Egon von Eickstedt) 1938 - 1939 гг. Часть 1. Вьетнам - Камбоджа - Лаос.

Французский Индокитай. Этнографическая экспедиция Эгона фон Эйкштедта (Egon von Eickstedt) 1938 - 1939 гг. Часть 1. Вьетнам - Камбоджа - Лаос.

Французский Индокитай. Этнографическая экспедиция Эгона фон Эйкштедта (Egon von Eickstedt) 1938 - 1939 гг. Часть 1. Вьетнам - Камбоджа - Лаос.

Французский Индокитай. Этнографическая экспедиция Эгона фон Эйкштедта (Egon von Eickstedt) 1938 - 1939 гг. Часть 1. Вьетнам - Камбоджа - Лаос.

Французский Индокитай. Этнографическая экспедиция Эгона фон Эйкштедта (Egon von Eickstedt) 1938 - 1939 гг. Часть 1. Вьетнам - Камбоджа - Лаос.

Французский Индокитай. Этнографическая экспедиция Эгона фон Эйкштедта (Egon von Eickstedt) 1938 - 1939 гг. Часть 1. Вьетнам - Камбоджа - Лаос.

Французский Индокитай. Этнографическая экспедиция Эгона фон Эйкштедта (Egon von Eickstedt) 1938 - 1939 гг. Часть 1. Вьетнам - Камбоджа - Лаос.

Французский Индокитай. Этнографическая экспедиция Эгона фон Эйкштедта (Egon von Eickstedt) 1938 - 1939 гг. Часть 1. Вьетнам - Камбоджа - Лаос.

Французский Индокитай. Этнографическая экспедиция Эгона фон Эйкштедта (Egon von Eickstedt) 1938 - 1939 гг. Часть 1. Вьетнам - Камбоджа - Лаос.

Читать еще:

Атрибуты египетских богов 

Заглянем еще раз в храм Сети I в Абидосе и посмотрим повнимательней на те предметы, …

Добавить комментарий