Главная / Вокруг нас / Михаил Маркович Смодор // Галич / 1900-е – 1930-е (ЧАСТЬ 1)

Михаил Маркович Смодор // Галич / 1900-е – 1930-е (ЧАСТЬ 1)

михаил маркович смодор // галич / 1900-е – 1930-е (часть 1) михаил смодор (1882-1942) родился в местечке любавичи, оршанского уезда, могилёвской губернии. в течение семи лет он был учеником

Михаил Смодор (1882-1942) родился в местечке Любавичи, Оршанского уезда, Могилёвской губернии. В течение семи лет он был учеником известного варшавского фотографа Якова Тираспольского. В его обязанности входило посещение музеев и картинных галерей, чтение книг по искусству. Ученик мэтра должен был хорошо владеть польским и свободно разговаривать на французском и немецком языках. Только на четвертом году обучения Смодор удостоился права прикоснуться к фотокамере и начал обучаться мастерству ретуши — он делал несколько автопортретов и собственноручно исправлял все изъяны изображения, пытаясь сделать его безукоризненным.

Кроме того, ученики Тираспольского проходили курс павильонной этики. Мастер-экзаменатор изображал пришедшего клиента. Необходимо было должным образом встретить его, принять, выслушать, выполнить его пожелания и проводить. При прощании надо было, выразив искреннюю признательность за визит, тактично узнать, в какое время и куда доставить заказ. Только удачно сдав экзамены, ученик мог рассчитывать на достойные рекомендации. Уважение и благодарность к наставнику Михаил Смодор сохранял до конца своих дней. Закончив обучение, Смодор недолго проработал в одном из московских фотоателье, чтобы набраться опыта и заработать денег для приобретения самой современной аппаратуры. В 1906 году он впервые посетил Галич. Приезжал, скорее всего, «на разведку», осматривался, посетил фотоателье потенциальных конкурентов, убедился в их несостоятельности, влюбился в город и его жителей, уехал, а спустя год вернулся, чтобы остаться в этом городе навсегда. Получив разрешение губернатора, он открыл собственный павильон под названием «Универсальная фотография М. Смодора» и начал принимать первых клиентов, которые очень быстро оценили качество фотографии и уровень обслуживания.

Смодор работал один, помощников не признавал, зачастую проводя в фотоателье по 20 часов в день. Заработанные деньги тратил на помощь семье, книги, альбомы по искусству, подписки на фотографические журналы и т. д. Именно любовь к книгам сдружила его с известным галичским книготорговцем и краеведом К. В. Палиловым. По его просьбе, Смодор начал снимать виды Галича, его архитектурные памятники, пейзажи озерного края и быт галичан, оставив потомкам бесценные свидетельства давно ушедшего времени. В 1913 году состоялся высочайший визит царской семьи в Кострому. По этому поводу была устроена кустарно-промышленная выставка, на которой было представлено более 1000 фотографий. Автором нескольких десятков из них был Михаил Смодор. Фотографические виды Галича, созданные Смодором, были хорошо известны в России. Они печатались в форме открыток многотысячными тиражами. К сожалению, нигде не указывалось имя их автора.

Во время Первой Мировой войны Михаил Смодор был освобожден от службы, у него было больное сердце. В Галич часто приходили санитарные эшелоны из действующей армии. Однажды в его павильон зашла сестра милосердия из такого эшелона. Смодор сделал для нее несколько снимков. Вечером того же дня он отдал ей заказанные фотографии, оставив себе один снимок. Лицо молодой женщины, несущее отпечаток бесконечной усталости от бедствий и ужаса, которые обрушила на Россию война, поразило фотографа до глубины души. Работая над этим снимком, Смодор убрал все лишнее, сосредоточив внимание только на глазах девушки, так появилась одна из его самых сильных фотографий, названная автором «Война».

О том, что в Петрограде и Москве власть перешла в руки Советов, население Галича узнало не сразу. Большевиков в Галиче в 1917 году не было совсем. Весть о перевороте распространили солдаты 181-го полка. 9 ноября 1917 года на съезде Советов в Галиче под была провозглашена советская власть. Павильон Смодора все больше пустовал, заказы были редки. Только после окончания Гражданской войны в фотоателье стали возвращаться клиенты. С началом НЭПа жизнь Михаила Смодора и его семьи стала налаживаться, вновь появились заказы. Вместе с тем расцвел новый жанр: фотографии «пирамид». «Пирамидами» назывались групповые спортивно-политические выступления, завершавшиеся статической позой, которую и нужно было сфотографировать.

В 1921 году в Галиче открылось отделение Костромского научного общества по изучению местного края, и фотографический талант Смодора пришёлся весьма кстати. Особенно плодотворно потрудился Михаил Маркович во время создания музея общества. Его снимки в витринах запечатлели жизнь Галича, Рыбной слободы, в особенности, памятники церковной старины, события общественной жизни. Рыбная слобода Галича – это любовь фотографа. Он был дружен со многими рыбаками, ходил с ними на лов, они были частыми гостями у него. Он много снимал рыбацкие семьи и артели, а об их жизни знал всё в подробностях.

В 1935 году М. М. Смодор был по ложному доносу арестован и отправлен в гулаг на строительство канала «Москва-Волга». В 1936 году на строительстве канала была организована фотослужба. Она имела посты и отделы по всей трассе канала. Он занимался лабораторной работой и художественным оформлением плакатов, призывов, графиков соревнований узников ГУЛАГа. Там ему очень пригодились уроки живописи, взятые у друга-художника. В июле 1937 года его досрочно освобождают. Смодор возвращается в Галич. Настоящими друзьями, не бросившими семью Смодора в это тяжёлое время, остались рыбаки Рыбной слободы. Помогали, чем могли, приходили каждую неделю и не с пустыми руками. Вместе со своей женой, Фаиной Ароновной, Михаил Маркович воспитали двух приёмных сыновей Рафаила и Льва. Оба сына погибли на Великой Отечественной войне. Смерть сыновей не пережил. Умер фотограф в Галиче, в 1942 году

Михаил Маркович Смодор // Галич / 1900-е – 1930-е (ЧАСТЬ 1)

Михаил Маркович Смодор // Галич / 1900-е – 1930-е (ЧАСТЬ 1)

Михаил Маркович Смодор // Галич / 1900-е – 1930-е (ЧАСТЬ 1)

Михаил Маркович Смодор // Галич / 1900-е – 1930-е (ЧАСТЬ 1)

Михаил Маркович Смодор // Галич / 1900-е – 1930-е (ЧАСТЬ 1)

Михаил Маркович Смодор // Галич / 1900-е – 1930-е (ЧАСТЬ 1)

Михаил Маркович Смодор // Галич / 1900-е – 1930-е (ЧАСТЬ 1)

Михаил Маркович Смодор // Галич / 1900-е – 1930-е (ЧАСТЬ 1)

Михаил Маркович Смодор // Галич / 1900-е – 1930-е (ЧАСТЬ 1)

Читать еще:

С.В. Стульгинскис. Космические Легенды Востока

Книга представляет собой авторизированный сборник космогонических и исторических мифов, легенд и преданий эзотерической (главным образом …

Добавить комментарий