Главная / Вокруг нас / Государство Мономотапа

Государство Мономотапа

государство мономотапа мономота́па (также мунхумутапа, мвенемутапа, шона wene we mutapa) — крупное раннеклассовое государственное образование доколониального периода на территории южной африки.

Мономота́па (также Мунхумутапа, Мвенемутапа, шона Wene we Mutapa) — крупное раннеклассовое государственное образование доколониального периода на территории Южной Африки. Занимало территорию современного Зимбабве и отчасти Мозамбика, ЮАР, Лесото, Свазиленда, Ботсваны, Намибии и Замбии.Было создано племенем (кланом) каранга народа шона на основе местной «культуры Зимбабве» раннего железного века и межплеменных союзов, сложившихся к концу 1-го тысячелетия. Расцвет империи Мономотапа приходится на XIII—XV века; с конца того же периода начинает использоваться название Мономотапа, связанное с династическим титулом правителя («мвене мутапа»), также выполнявшего функции верховного жреца и военного предводителя племенной знати
Португальцы, привлеченные сведениями о золотых рудниках,сразу же попытались проникнуть вглубь страны — в сказочное царство Мономотапа. Стараясь обезопасить себя от возможных соперников, они держали в тайне свои открытия. Тем не менее, известия о золотой стране в юго- восточной Африке проникли в Европу. Неясные сообщения об этом сказочном царстве были преувеличены. Мнения географов и историков сильно расходились. Одни считали Мономотапу могущественным государством и говорили даже об империи Мономотапа; другие критически относились к этим сообщениям; не только подвергая их сомнению, но доходили до полного их отрицания. Так, например, известный историк Южной Африки Тил в 1930 г. попросту объявил, что такого государства вообще не существовало. Основанием для подобных сомнений послужило то, что в пределах нынешней Родезии к середине XIX в., т. е. ко времени начала ее исследования, жили племена группы машона, быт и культура которых были довольно примитивными. Поэтому все предположения о некогда существовавшем государстве Мономотапа показались некоторым историкам всего лишь баснями путешественников.
В 1868 г. Рендолс, а вскоре вслед за ним в 1871 г. Маух исследовали Северную Родезию, один — как разведчик английского, другой — германского империализма; к большому своему удивлению, они обнаружили следы древней культуры. В этой части Африки в степях, далеко от берега, в стране, где кочевали со своими стадами племена матабеле, а племена машона занимались примитивным земледелием, путешественники открыли каменные постройки: гранитные башни высотой до 15 м, окруженные стенами около 10 м высоты. Сообщения их были встречены сначала с некоторым недоверием, но впоследствии, после подтверждения этих данных, решено было, что башни были сооружены какими-нибудь золотоискателя- ми-иноземцами. Высказывалось множество самых противоречивых гипотез о времени сооружения этих крепостей. Некоторые считали их делом рук арабов, другие искали здесь следы поселений золотоискателей времени Соломона, который для украшения Иерусалимского храма отправлял свои корабли за золотом в страну Офир. Все недоумения разрешились в результате археологических исследований и раскопок в Родезии в 30-х годах. На всем протяжении страны — от низовьев Замбези вплоть до современной Анголы — найдены остатки каменных сооружений; в одной Родезии их насчитывается свыше трехсот. В западной части страны они бытовали еще до начала XX в. Путешественник Мадьяр, проживший в восточной Анголе довольно долгое время и даже женившийся там на дочери вождя, сообщал, что в селении Баилундо, столице мбунду, насчитывалось до 5 тыс. жителей. Мадьяр вспоминает каменные дома и узкие улочки столицы, где он жил. Наиболее известны и лучше всего изучены каменные постройки Южной Родезии — Кхами и Дхло-Дхло в районе Булавайо, Зимбабве — юго- восточнее города Гвело, Мшошо-Матендере и Чивона к востоку от этого города, у р. Саби. При раскопках каменных сооружений в Родезии найдено много металлических изделий. Особенно часто встречались железные и медные, реже золотые и еще реже изделия из бронзы и олова.
Начиная от Трансвааля на юге вплоть до южных районов Конго найдено много доказательств, что здесь процветала добыча и обработка металлов. По всей стране обнаружены древние, ныне заброшенные рудники. Самое название страны связано с ними: на языках местного населения банту слово мономотапа, или, точнее, муана мотапа, означает «владыка рудников». Некогда оно было титулом правителя страны, а арабы и португальцы перенесли это название на страну.
Во многих местах Родезии найдены остатки печей для выплавки металла из руды. Страна некогда была населена довольно густо. На холмах в северо-восточной части Южной Родезии имеются древние насыпные террасы, в округе — следы каналов и колодцев. Повидимому, здесь некогда применялось искусственное орошение. Население занималось главным образом земледелием и скотоводством, а также добычей и обработкой металлов и изготовлением металлических изделий: наконечников мотыг, стрел и копий, различных украшений из меди и железа и т. п. При раскопках в Зимбабве найдены глиняные формы для отливки медных денег. Еще в начале прошлого века медные деньги в форме креста, называемые ханда, служили общераспространенной единицей обмена по всей южной части бассейна Конго и в бассейне Замбези. Число бронзовых изделий невелико. В Зимбабве найдены также китайская фарфоровая чаша Минской династии, а в более ранних слоях — фрагменты китайского фарфора XIII-—XV вв. и осколки арабских и персидских стеклянных сосудов XIII в. Находки китайского фарфора не являются неожиданными, так как известно, что между Китаем и Африкой существовала торговля. Китайские монеты VIII—XII вв. найдены на побережье Восточной Африки в Могадишо, Киль- ве и Мафии, а по китайским источникам известно, что китайский флот посетил Могадишо в 1480 г., незадолго до появления португальцев.
Некоторые археологи приписывают основание Зимбабве народам группы басуто, которые позднее, около 1450 г., перешли р. Лимпопо и обосновались в Мапунгубве. В этой местности археологами открыто богатое погребение, по видимому вождя, где наряду со множеством железных орудий и оружия найдены золотые украшения, в частности большая нагрудная подвеска с изображением носорога. Это погребение свидетельствует о высокой культуре южных банту в далекие времена.
Ко времени появления португальцев, т. е. к XVI в., Мономотапа уже находилась в упадке.
В 1620 г. монах-иезуит по имени Юлий Цезарь посетил двор мономотапы и описал столицу государства. Все дома, по его словам, были построены из дерева и глины и покрыты соломой. Множество вельмож, отборные отряды воинов, барабанщики, несколько сот жен, наложниц и рабынь окружали царя. При царе состояла особая охрана, и в его распоряжении была тайная полиция. Страна делилась на несколько провинций, во главе которых стояли вельможи, называвшиеся энкоси, или фумо. По единодушному отзыву всех португальских путешественников, по всей стране процветало земледелие и скотоводство. Подданные мономотапы платили подать быками.
Португальские путешественники, миссионеры, описывавшие государство Мономотапа, не сообщают, однако, ничего о внутреннем устройстве страны. Известно лишь, что время его образования относится, повидимому, к XIII в. Начиная с 1607по 1759 г, известны имена царей этого государства. Некоторым из португальских миссионеров удавалось иногда обращать царей Мономотапы в христианство, но попытки руководить ими успеха не имели. Так, например, в 1560 г. миссионер-иезуит Гонсало да Сильверия окрестил правителя страны, но вскоре же был убит, как только попытался вмешиваться в местные дела. Прямые попытки завоевать страну успеха не имели. Военные отряды португальцев гибли от непривычного для них климата и болезней, и воины мономотапы легко их уничтожали. В конце концов португальцам пришлось изменить свою политику и платить торговые пошлины. Каждые три года представители мономотапы приезжали в португальскую торговую факторию Сена за получением дани, в счет которой отдавалась одна двадцатая всех поступавших в факторию товаров.
В 1693 г. с северо-востока в страну вторглись племена баротсе под предводительством своего вождя Чангамира. В XVII в. государство Мономотапа распалось на четыре самостоятельные области, враждовавшие между собою. Баротсе легко справились с разъединенными силами отдельных правителей и подчинили себе всю страну. С этого времени правители Мономотапы уже не имели реальной власти, превратившись в незначительных царьков небольших областей. Порабощенное население страны обнищало, никто уже не решался заниматься добычей золота, исчезло даже представление о том, что в стране некогда существовала высокая культура и воздвигались каменные постройки.

Читать еще:

Высотный туризм в Китае. Ч.-2

1. Смотровая площадка со стеклянным полом на территории знаменитого каменного леса Шилинь в 70 км …

Добавить комментарий