Главная / Вокруг нас / Что такое имманентность или куда исчезает чашка, когда на нее не смотрят

Что такое имманентность или куда исчезает чашка, когда на нее не смотрят

что такое имманентность или куда исчезает чашка, когда на нее не смотрят слово «имманентный» застревает в лексиконе современного человека средней начитанности где-то между словами перманентный и

Слово «имманентный» застревает в лексиконе современного человека средней начитанности где-то между словами перманентный и латентный. Вроде бы интуитивно и удается употребить его к месту, но что оно на самом деле означает, сходу и не сформулируешь. Впервые этот термин появился в европейской средневековой философии, где противопоставлялись actio immanens и actio transiens — действие, которое замкнуто на себе самом и не влияет на окружающий мир (например, мышление) и действие, которое изменяет внешние объекты.

В дальнейшем прилагательное «имманентный» стало одним из самых важных теологических понятий — оно описывало отношения Бога с самим собой и внешним миром. Точки зрения теологов разделились: согласно одной версии, Бог неотделим от сотворенного им мира и является его частью (в христианстве, например, в своем человеческом воплощении) — то есть имманентен. По другой теории, Бог отделен от мира и принципиально непознаваем — то есть, трансцендентен.

Кант уделил имманентности немало внимания, но добавил к прежнему определению новую трактовку: познаваемость чего-либо на личном опыте. С этой точки зрения все, что мы можем воспринять с помощью своих органов чувств, — имманентно.

Это противопоставление — имманентность/трансцендентность — перешло и в философию, правда, претерпев некоторые изменения. В классической трактовке «имманентность» означает неотъемлемость, внутреннюю связь какого-либо качества объекта с самим объектом. Трансцендентность — напротив, термин, характеризующий явления, приходящие извне, потусторонние.

Кант уделил имманентности немало внимания, но добавил к прежнему определению новую трактовку: познаваемость чего-либо на личном опыте. С этой точки зрения все, что мы можем воспринять с помощью своих органов чувств, — имманентно. Например, гравитация. А вот знание о существовании бозона Хиггса к обычному человеку, не ученому, приходит извне и проверить его на практике невозможно. Поэтому оно трансцендентно.

Одним из имманентных качеств человека Кант считал нравственность. Она не диктуется религией, а неотделима от человеческой натуры: мы поступаем нравственно не потому, что теоретически знаем, что так правильно, а потому что видим, что соблюдение моральных законов делает мир лучше. Появилось даже целое философское направление — имманентная философия. Ее главный принцип гласил, что весь окружающий мир и мы сами находимся внутри нашего сознания, а вне восприятия ничего не существует. Например, чашка кофе существует постольку, поскольку мы ее видим, чувствуем запах кофе, можем взять ее в руки и отхлебнуть горячего латте.

Но что происходит с чашкой кофе, когда на нее никто не смотрит Этот вопрос и стал главной загвоздкой имманентной философии. Впрочем, философы попробовали выкрутиться и постановили, что существует некая закономерность, согласно которой предметы появляются в нашем восприятии — и она-то и доказывает объективность окружающего мира. Чашка связана с другими объектами, ее одинаково воспринимают разные наблюдатели. При соблюдении этих взаимосвязей она реальна и не исчезнет, если на нее никто не будет смотреть.

С точки зрения имманентности можно оценивать и физические явления. Например, время. Для Ньютона время наряду с пространством было абсолютной величиной, словно данной нам извне. А вот в общей теории относительности время и пространство имманентны — они неразрывно связаны с материей и энергией физического мира.

Главный принцип имманентной философии гласил, что весь окружающий мир и мы сами находимся внутри нашего сознания, а вне восприятия ничего не существует. Например, чашка кофе существует постольку, поскольку мы ее видим, чувствуем запах кофе, можем взять ее в руки и отхлебнуть горячего латте.

Безобидная с виду имманентность проявляется и в делах политических: например, она помогла Гитлеру установить нацистский режим. Так, по крайней мере, считал политолог-теоретик Карл Шмитт. В 1920-х он выпустил книгу под названием «Политическая теология». В ней он назвал имманентными общественные идеи, обладающие такой харизматической силой, которая заставляет принимать их на веру. И не требовать рациональных доказательств. Именно такой идеей оказался миф об избранной арийской расе.

Понятие имманентность используется и в литературе. Имманентный анализ текста — это анализ, при котором исследователь исходит только из содержания текста, не обращая внимания на биографический и исторический контекст. Например, анализ последнего стихотворения Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья» без учета последующего самоубийства поэта. Иногда одно и то же произведение при имманентном и контекстном анализе воспринимается совершенно по-разному. Например, известную сказку Баума «Волшебник страны Оз» любой назовет детским произведением, отталкиваясь от самого текста. Но если углубиться в историю создания книги, мы узнаем, что «Волшебник» задумывался как политическая сатира, Изумрудный город символизирует доллар, Дорога из желтого кирпича — золото, а в образах Страшилы и Железного Дровосека угадываются Рокфеллер и Уильям Херст.

Как использовать это непростое слово в повседневности Употребляйте его, если хотите подчеркнуть специфические, фирменные качества людей и явлений, идущие из самой их сути. Например, «Cамоирония — имманентная черта англичан».

Читать еще:

Американцы привезли на Землю нечто, что НАСА держало в секрете на протяжении целого поколения

С давних времен человек пристальным взглядом исследователя изучал Луну, в надежде увидеть нечто необычное, неземное. …

Добавить комментарий