Главная / Вокруг нас / ДАХМА-МРАЧНАЯ БАШНЯ МОЛЧАНИЯ ЗОРОАСТРИЙЦЕВ . Часть 2

ДАХМА-МРАЧНАЯ БАШНЯ МОЛЧАНИЯ ЗОРОАСТРИЙЦЕВ . Часть 2

дахма-мрачная башня молчания зороастрийцев . часть 2 зороастризм был устойчивой религией и оказал большое влияние на жизнь народов, населявших иран в течение почти 14 веков. в vii веке персию

Зороастризм был устойчивой религией и оказал большое влияние на жизнь народов, населявших Иран в течение почти 14 веков. В VII веке Персию завоевали арабы, и последователи Заратустры,

сопротивлявшиеся насаждению ислама, вынуждены были скрываться в труднодоступных районах или бежать в другие страны. В настоящее время больше всего последователей Заратустры живет в Индии, где их называют парсами. Но где бы ни проживали зороастрийцы, они всегда соблюдают ритуалы, бытовавшие в период расцвета их религии. Например, обряды поклонения огню они совершают в специальных храмах, которые обычно устраиваются на возвышенностях.

Парсы считают, что из четырех стихий (земля, вода, огонь и воздух) главным является огонь: он священен, так как несет в себе божественное начало. С огнем связаны понятия чистоты, белизны, непорочности, добра и света. Перед чашей с огнем совершаются все богослужения зороастрийев, священный огонь горит не только в их храмах, но и в домах.

Зооастрийцы считали стрижку волос, обрезание ногтей и захоронение мёртвых тел делом нечистым. В частности они верили, что в тела умерших могут вселиться демоны, которые впоследствии будут осквернять и заражать всё и всех, кто вступит с ними в контакт. В Вендидаде (свод законов, направленных на отвращение злых сил и демонов) есть особые правила по избавлению от трупов без ущерба для окружающих. Непременным заветом зороастрийцев является то, что ни в коем случае нельзя осквернять мёртвыми телами четыре элемента – землю, огонь, воздух и воду. Поэтому стервятники стали для них оптимальным способом устранять трупы. Дахма представляет собой округлую башню без крыши, центр которой образовывает бассейн. Каменная лестница ведёт к платформе, тянущейся вдоль всей внутренней поверхности стены. Три канала («пави») разделяют платформу на ряд лож. На первом ложе размещались тела мужчин, на втором – женщин, на третьем – детей. После того как стервятники обгладывали трупы, оставшиеся кости складывались в оссуарии (здание для хранения скелетированных останков). Там кости постепенно разрушались, а их остатки дождевая вода уносила.

В ритуале могли принимать участие только специальные лица – «насасалары» (или могильщики), которые помещали тела на платформы. В Зороастрийской практике такое захоронение мертвых, известное как дахменашини, впервые было описана в середине 5 века до н. э. Геродотом, но использовать для этих целей специальные башни стали намного позже в начале 9 века.

Сама церемония держалась в строжайшем секрете. Позднее Магу (или жрецы, священнослужители) стали практиковать публичные обряды захоронения, пока в итоге тела не стали бальзамировать с помощью воска и хоронить в траншеях. Археологами были найдены оссуарии, относящиеся к 5-4 веку до н.э., также как и погребальные насыпи, где находились забальзамированные воском тела. Согласно одной из легенд могила Заратустры, основателя зороастризма, находится в Балхе (современный Афганистан). Предположительно подобные первые ритуалы и захоронения возникли ещё в эпоху Сасанидов (3-7 век н.э.), а первые письменные свидетельства о «башнях смерти» были сделаны в 16 веке.

Таким образом, захоронение в земле и кремация рассматривается как загрязнение природы и огня, обе стихии которые Зороастрийцы должны защищать.

Обряд, связанный со смертью и похоронами, довольно необычен и всегда строго соблюдался. Человеку, умершему зимой, по предписанию «Авесты» отводят специальное помещение, достаточно просторное и отгороженное от жилых комнат. Труп может находиться там несколько дней или даже месяцев до тех пор, «пока не прилетят птицы, не зацветут растения, не потекут скрытые воды и ветер не высушит землю. Тогда почитатели Ахура-Мазды выставят тело на солнце». В помещении, где находился покойный, должен постоянно гореть огонь — символ верховного божества, но его полагалось отгораживать от умершего виноградной лозой, чтобы демоны не касались огня.

У постели умирающего должны были неотлучно находиться два служителя культа. Один из них читал молитву, обратясь лицом к солнцу, а другой готовил священную жидкость (хаому) или гранатовый сок, который он наливал для умирающего из специального сосуда. При умирающем должна быть собака — символ уничтожения всего «нечистого». Согласно обычаю, если собака съедала кусочек хлеба, положенный на грудь умирающего, родственникам объявляли о смерти их близкого.

После того как над умершим совершены все положенные обряды, 16 носильщиков должны на железных решетках доставить тело в Башню. Внутри нее от стен к центру идет пологий скат, на котором располагаются три погребальные площадки — отдельно для мужчин, женщин и детей. Посередине «Башни молчания» находится колодец, окруженный стеной. Есть свидетельства, что стервятники за полчаса оставляют от покойного лишь груду костей, в других местах, где хищные грифы вывелись, «работают» солнце и ветер. Потом сюда приходят специальные служители, которые собирают кости и сбрасывают их в колодец, глубина которого обычно равняется 4,5 метра. Рядом с колодцем порой устраиваются еще четыре запасных, на случай если главный колодец переполнится.

«Башню молчания» полагается строить на высокой скале, чтобы нельзя было увидеть происходящего внутри нее и чтобы она не занимала земли, нужной людям. В нее не смеет заходить никто, кроме служителей и носильщиков, которые после посещения «Башни молчания» должны обязательно очиститься. И умершего, и тех, кто прикасался к нему, очищают жидкостью, которая называется «ниранг». Приготовлена она по особым рецептам и даже через несколько десятилетий остается чистой и не подвергается разложению.

Чтобы возвести «Башню, молчания», надо соблюсти очень много сложных ритуалов, но все меньше остается жрецов, знающих их. Поэтому «Башен молчания» осталось на земле немного.

Это вероучение о защите чистоты природы привело некоторых ученых к тому, что они провозгласили Зороастризм как «первая экологическая религия мира».

. Эти обычаи сохранялись до наших дней среди зороастрийцев в Иране. В настоящее время с 70х годов этот обряд запрещен законом Ирана, поэтому представители зороастрийской религии,где возобладали реформистские силы, избегая осквернения земли,стали прибегать к захоронению посредством похорон в цементе, что полностью предотвращает соприкосновение с землей.

Древняя традиция до сих пор практикуется в Индии людьми парси, которые составляют большинство последователей Заратустры в мире, поэтому и сегодня эти зловещие достопримечательности Индии и Ирана доступны для обозрения.

Как бы современный, урбанизированный народ не протестовал против этого обряда, самая большая угроза для массовых захоронений, или дахменашини, исходит не от общественного протеста, а из-за отсутствия грифов и стервятников.

В 2008 году их число упало приблизительно на 99 процентов, что привело в ученых замешательство. В связи с отсутствием грифов, на некоторых башнях молчания в Индии установили мощные солнечные рефлекторы для быстрейшего обезвоживания трупов, только они не работают в пасмурные дни. Поэтому, медленно разлагающиеся тела делают невыносимым воздух в округе. Некоторые башни молчания, которые изначально были расположены на окраинах городов, оказались теперь в центре населенных пунктов и их пришлось закрыть из-за запаха.

Обсуждаются так же проекты по разведению при «башнях молчания» стервятников,чтобы уничтожать трупы,и таким образом сохранить древний обычай.

ДАХМА-МРАЧНАЯ БАШНЯ МОЛЧАНИЯ ЗОРОАСТРИЙЦЕВ . Часть 2

ДАХМА-МРАЧНАЯ БАШНЯ МОЛЧАНИЯ ЗОРОАСТРИЙЦЕВ . Часть 2

ДАХМА-МРАЧНАЯ БАШНЯ МОЛЧАНИЯ ЗОРОАСТРИЙЦЕВ . Часть 2

ДАХМА-МРАЧНАЯ БАШНЯ МОЛЧАНИЯ ЗОРОАСТРИЙЦЕВ . Часть 2

ДАХМА-МРАЧНАЯ БАШНЯ МОЛЧАНИЯ ЗОРОАСТРИЙЦЕВ . Часть 2

ДАХМА-МРАЧНАЯ БАШНЯ МОЛЧАНИЯ ЗОРОАСТРИЙЦЕВ . Часть 2

ДАХМА-МРАЧНАЯ БАШНЯ МОЛЧАНИЯ ЗОРОАСТРИЙЦЕВ . Часть 2

ДАХМА-МРАЧНАЯ БАШНЯ МОЛЧАНИЯ ЗОРОАСТРИЙЦЕВ . Часть 2

ДАХМА-МРАЧНАЯ БАШНЯ МОЛЧАНИЯ ЗОРОАСТРИЙЦЕВ . Часть 2

ДАХМА-МРАЧНАЯ БАШНЯ МОЛЧАНИЯ ЗОРОАСТРИЙЦЕВ . Часть 2

Читать еще:

Как в тюрьмах СССР «ломали» воров в законе

Всерьез за воров в законе взялись в середине 50-х годов в СССР, где на тот …

Добавить комментарий